Interfax-Russia.ru – Копия картины Рубенса, переданная Эрмитажем музею в Свердловской области, может оказаться оригиналом и поставить под сомнение подлинность похожего полотна в венском музее.
Прежде чем стать сенсацией, двухметровое полотно "Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой" какое-то время хранилось в запасниках Эрмитажа, а в 1976 году она попала в запасники Ирбитского государственного музея изобразительных искусств (Свердловская область). Официально считалось, что эта картина является копией аналогичной работы Питера Пауля Рубенса. Но глаза Магдалины подсказали директору ирбитского музея, что полотно создал сам мастер. Эксперты подтвердили, что эта догадка, скорее всего, верна.
О картине известно немного. В конце XIX - начале ХХ веков она находилась в собрании профессора Александра Якобсона в Санкт-Петербурге, была национализирована в ходе революции, потом попала в Эрмитаж и уже оттуда в город Ирбит.
"Это (передача картины - ИФ) был сознательный шаг. Наверное, сейчас бы мы таких шагов не делали, но было время, когда мы раздавали (картины – ИФ), наверное, сверхщедро. Тогда стояла задача создавать областные музеи. В любом областном музее нашей Родины вы найдете вещи из Эрмитажа", - рассказал Interfax-Russia.ru заместитель директора Эрмитажа Владимир Матвеев.
Речи о том, чтобы забирать картину обратно, по его словам, нет, хотя "очень хочется".
"Во многих музеях из того, что есть, пытаются сделать шедевр. В каких-то случаях это получается или получится, и, слава богу. Рубенс – значит Рубенс. Они (ирбитский музей – ИФ) взбудоражили мир, так что все хорошо", - отметил Владимир Матвеев.
В то же время, эксперты пока не берутся утверждать, что ирбитская Магдалина – 100% оригинал. Замдиректора Эрмитажа отмечает, что вероятность подлинности картины высокая, но необходимо провести дополнительные исследования.
"Рубенс не так часто, как всем хотелось бы, сам писал картины. У него была огромная мастерская и производственный процесс, работали ученики. В мире искусствоведения не все так просто", - подчеркнул Владимир Матвеев, отметив, что данных против подлинности полотна пока нет.
В свою очередь директор Ирбитского государственного музея изобразительных искусств Валерий Карпов уверен, что картина является подлинником. По его словам, эксперты впервые еще в ноябре прошлого года заявили, что картина была сделана в мастерской Рубенса. В дальнейшем физико-химические исследования краски, холста, грунта, проведенные в государственном научно-исследовательском институте реставрации, подтвердили, что материалы использовались в XVII веке.
"Все эти пигменты, которые были применены на данной картине, идентичны с пигментами с других картин Рубенса. Это позволяет сделать вывод о бесспорной подлинности картины", - заявил Interfax-Russia.ru Валерий Карпов.
По его словам, мысль, что перед ним оригинал, а не копия, посетила его практически сразу.
"Хоть было четыре слоя грязного лака, он очень сильно искажал цветовой строй картины, была видна авторская живопись. 36 лет я накапливал материал, отдельно занимался Рубенсом, сопоставлял то, что видел воочию с тем, что у нас в музее. В итоге я все больше и больше убеждался в том, что это оригинал", - признался директор ирбитского музея.
По его словам, у Рубенса был настолько индивидуальный "почерк" написания глаз, что повторить его никто не мог, даже ближайший ученик мастера Антонис ван Дейк.
Валерий Карпов добавил, что деньги на реставрацию картины у музея появились лишь в 2012 году, и специалисты немедленно отдали ее в мастерскую.
Реставратор нижнетагильского музея изобразительных искусств приехала в Ирбит и сделала предварительную проклейку картины по краям, чтобы в процессе транспортировки полотно не пострадало.
"Реставратор привезла с собой специальные растворители, чтобы попробовать, пойдет или нет лак. Бывает, что лак "стекленеет", то есть становится настолько твердым, что не поддается растворителям, его ничем не уберешь. Я думал, не дай бог, если лак застекленел. Я попросил реставратора осмелиться и попробовать расчистить один из глаз Магдалины. Когда она расчистила правый глаз, я увидел настоящую живопись Рубенса", - поделился впечатлениями Валерий Карпов.
Художник-реставратор нижнетагильского музея изобразительных искусств Антонина Наседкина сообщила Interfax-Russia.ru, что пришлось провести большую работу с лаком, убирать крупные царапины и привести картину в экспозиционный вид.
"Мы решили на реставрационном совете сделать тоньше плотный потемневший слой лака, который искажал и скрывал настоящую живопись большого мастера. Уменьшили плотность – и картина начала дышать, стала ярче, прояснились детали", - отметила Антонина Наседкина.
По ее словам, эта вторая реставрация данной картины, но когда проводилась первая, точно определить невозможно.
"Картина уже была на реставрации, она дублирована на новый холст, ее края были обрезаны. Видимо, они очень сильно пострадали. Много записей (тонировки – ИФ) по периметру с заходом на авторскую живопись", – подчеркнула художник-реставратор.
Она отметила, что позже, когда картина "отдохнет от уже проведенной работы", реставрация продолжится. Для этого планируется провести различные исследования, просветить полотно рентгеном, чтобы определить, как именно реставрировать картину.
Пока же "Кающуюся Марию Магдалину с сестрой Марфой" могут увидеть все посетители ирбитского музея. Со слов его директора, картина уже привлекла много посетителей. За сохранность же произведения искусства, по мнению Валерия Карпова, можно не волноваться.
"У нас в музее соблюдены все меры безопасности, какие только возможно. Все рубежи защиты имеются", - заверил директор.
По его словам, "Магдалина" – далеко не единственное ценное произведение, хранящееся в музее. Например, в 1990-х годах эксперты установили подлинность картины ученика Рубенса Антониса ван Дейка. Его "Портрет инфанты Изабеллы" также переданный Эрмитажем как копия тоже оказался оригиналом.
Более того, этот оригинал, со слов Валерия Карпова, стал причиной для пересмотра экспозиции Венского музея истории искусств.
"В Вене такая же картина, только поменьше. Они быстренько сняли ее с экспозиции и перенесли в запасники и записали как копию. То же может произойти и с "Магдалиной" Рубенса. Два столетия все думали, что та картина подлинник, а тут обнаружилась наша картина и австрийцы задумались. Может так случиться, что они низведут ее в разряд копий", - предполагает директор ирбитского музея.
Кроме того, он добавил, что на "Магдалине" музей останавливаться не намерен.
"Одна из картин, переданная Эрмитажем как копия, сейчас проходит реставрацию. Пока не хочу что-либо заявлять, но в процессе реставрации открывается очень неплохая живопись. Подозрения некоторые есть, что это если не сам этот художник эпохи позднего ренессанса, то близкий его круг", - говорит Валерий Карпов.
А значит работа Рубенса может оказаться не последним сюрпризом для свердловчан.
Обозреватель Александра Качалова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"