Урал / Точка зрения 27 ноября 2009 г. 16:24

Самое демократичное голосование

Interfax-Russia.ru – На щитах с призывом покупать товары собственного производства появятся изображения губернатора Тюменской области.

Необычную форму продвижения продукции местных производителей нашли в Тюменской области. Здесь появятся баннеры с призывом "Покупаем тюменское!". Поддержать акцию согласился губернатор региона Владимир Якушев.

"Речь не идет о рекламе конкретных продуктов или торговых марок, - пояснил Interfax-Russia.ru начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Юрий Накоряков. – На щитах будут размещены логотип "Тюмень", слоган "Покупаем тюменское!" и портрет губернатора. Кроме того, на щите будет цитата из его выступления: "Мы поддерживаем предприятия и сохраняем рабочие места".

Но одной социальной рекламы для продвижения местных производителей в торговых сетях недостаточно. При участии властей региона в акцию вовлекли практически все крупные торговые сети. По словам Юрия Накорякова, органам власти удалось выстроить диалог между товаропроизводителями и торговыми сетями. "Раньше были проблемы во взаимодействии торговых сетей и товаропроизводителей, а сейчас диалог уже есть. Торговые сети тоже заинтересованы в наращивании товарооборота", - отметил он.

В середине ноября прошел круглый стол, организованный правительством Тюменской области. По итогам обсуждения участниками был впервые подписан протокол о намерениях. В соответствии с договором и торговые сети, и аграрии обязались содействовать стимулированию потребительского спроса на продукцию местных производителей. Тюменская продукция будет реализовываться по ценам производителей с учетом минимальной наценки, в которую не будут включены большие издержки и затраты на транспортировку, бонусы, в результате чего продукция должна стать самой доступной по цене. Предприятия торговли напечатали более 50 тыс. подложек к ценникам с логотипом акции. Дисконт и реклама позволят увеличить товарооборот продукции, которая будет под этим логотипом.

Поговорку "где родился – там и пригодился" сегодня можно переиначить на "где произведен – там приобретен". В условиях осторожно-оптимистических оценок положения дел в российской экономике дальнейшее стимулирование внутреннего спроса, по словам премьер-министра РФ Владимира Путина, остается в арсенале антикризисных мер.

Так, например, Минпромторг РФ предлагает провести в 17 регионах России, в том числе и в Свердловской области, эксперимент по стимулированию покупки новых автомобилей взамен бывших в употреблении и сдаваемых на утилизацию. Как сообщает "Интерфакс", в рамках пилотного проекта предлагается принимать к утилизации легковые автомобили (массой до 3,5 тонны) старше 10 лет как отечественного, так и импортного производства, которые были зарегистрированы на последнего владельца не менее 1 года. При сдаче машины в утиль потребитель получит сертификат номиналом 50 тыс. рублей, который может быть использован только на приобретение нового автомобиля отечественного производства, включая машины, производимые в режиме "промышленной сборки".

Поддержать отечественный автопром на новых условиях можно будет уже в следующем году. А вот проголосовать рублем за местного производителя продовольственных товаров уральцы могут уже сейчас, при этом государство в лице региональных властей готово всячески поддерживать "местных кандидатов".

Новый формат торговли "Уральские продукты" появился в Свердловской области. Пока открыт один магазин в Екатеринбурге, но в перспективе – развитие целой сети таких магазинов. Площади магазина сдаются субарендаторам в лице товаропроизводителей. Так, в первом магазине представлено полтора десятка предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности области. До конца года оператор новой сети намерен открыть еще 3-4 торговых объектов в Екатеринбурге и Свердловской области. Проект осуществляется при поддержке областного минторга. По информации министерства, Привлекательность данного проекта для производителя в том, что производители получат возможность получить контроль финансовых расчетов в ежедневном режиме, без каких-либо отсрочек. Со своей стороны предприятия-участники проекта будут реализовывать свою продукцию по цене производителя с минимальной наценкой. А оператор по развитию сети берет на себя все услуги по рекламе продаваемой продукции, а также все согласования с надзорными органами.

Кроме того, в течение года свердловский минторг занимался мониторингом продаж продукции местных предприятий в регионе. В январе будут подведены итоги конкурса "Лучшая организация розничной торговли по продаже продукции предприятий-производителей Свердловской области 2009 года". В расчет берется не только количество договоров и контрактов с производителями, но и рекламные проспекты, собственные информационные издания участника, а также фотографии выкладки продукции в торговом зале – от мерчендайзинга многое зависит. "В конечном итоге участие в конкурсе многое даст, прежде всего, торговому предприятию, - считают в свердловском минторге. - Покупателя не обманешь. Если местная продукция по качеству и цене лучше привозной, то покупатель проголосует рублем, а это в интересах продавца".

Опора на продовольствие собственного производства позволяет снижать цены по многим позициям за счет экономии на транспортных и складских затратах. В Екатеринбурге с 1 декабря в магазинах Екатеринбурга будут снижены цены на 106 наименований продуктов питания из новогодней корзины. Как сообщила Interfax-Russia.ru пресс-секретарь заместителя главы Екатеринбурга Виктора. Контеева Илона Стародубцева, скидки составят от 5% до 30%. "Конечно, далеко не все продукты питания производятся у нас. Но те "новогодние" продовольственные товары, которые обеспечивает наш местный производитель, будут ощутимо дешевле, - говорит Стародубцева. - Скидка в магазинах города будет действовать в течение всего предновогоднего месяца на муку, макаронные изделия, булочки, колбасы, мясо и мясные деликатесы, молочную продукция, майонез и кетчуп, соки, воды, конфеты и торты, а также коньяк и шампанское". Стоит отметить, что снижение розничной цены произойдет на паритетных началах – производитель уменьшит отпускную цену, а продавец – торговую наценку.

При отсутствии диалога между производителем, переработчиком и продавцом в проигрыше оказываются все. За годы экономического роста покупатель привык к определенным стандартам торговли. И в период кризиса хочет сохранить прежний высокий уровень потребления, но за меньшие деньги. В этом отношении кризис может дать старт новому формату взаимодействия между тем, кто производит и тем. Кто продает. В Министерстве сельского хозяйства Челябинской области вопросам преодоления препятствий к взаимодействию посвятили отдельное совещание. Сельхозтоваропроизводители, переработчики и представители предприятий торговли вместе с представителями органов власти констатировали: продукты питания местных производителей во многом не уступают по качеству аналогам производителей федерального масштаба, однако полки магазинов часто заняты товарами, произведенными за пределами Челябинской области.

Впрочем, такому положению есть объяснение. Например, производители молока не выдерживают конкуренции из-за более узкого, чем у "варягов", ассортимента и отсутствия масштабной рекламы. "В ответ наши производители развивают сети фирменных магазинов и "забирают" покупателя снижением розничных цен, - рассказала Interfax-Russia.ru пресс-секретарь регионального Минсельхоза Наталья Ушакова. – Например, есть у нас крупный по региональным меркам производитель с сетью фирменных магазинов. Теперь он берет на реализацию новые местные марки. Им еще не под силу войти в крупные торговые сети, а через фирменные магазины покупатель знакомится с новой местной продукцией". Производители молочных продуктов и райцентров области завоевывают рынок Челябинска, устанавливая цены с 10%-ной скидкой.

Но не хлебом единым жив человек. В эти дни на Южном Урале стартует масштабный проект – выставка отечественных производителей "Покупай отечественное! Товары народного потребления". Более пятидесяти малых и средних предприятий области покажут свой товар лицом. При этом объектам малого и среднего бизнеса за счет областного бюджета компенсируют расходы на участие в ярмарочно-выставочной деятельности.

Конечно, добиться импортозамещения в сегменте продовольственных товаров по многим позициям проще, чем по товарам народного потребления. Насколько успешно смогут использовать конъюнктуру местные производители, покажет самое честное и демократическое голосование покупателя рублем.

Обозреватель Елена Глушкова