Урал / Точка зрения 16 июня 2009 г. 16:22

Школа для родителей

Interfax-Russia.ru - Приемным родителям, берущим на воспитание детей-сирот, прежде всего необходимо научиться быть родителями.

В начале года на первой церемонии награждения многодетных родителей орденом "Родительская слава" президент РФ Дмитрий Медведев отдельно остановился на вопросе семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. "Есть еще одна цифра, которая, на мой взгляд, не менее важна: в патронатные, приемные семьи в прошлом году было принято 75 тыс. детей-сирот. И это тоже очень важный для нашей страны показатель", - отметил президент.

75 тысяч детей-сирот, обретших дом и семью, цифра не маленькая. К сожалению, не всегда этот дом становится по-настоящему родным. Например, в Свердловской области в замещающих семьях воспитывается свыше 3,5 тыс. детей - 16% от общего количества в регионе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но, по информации областного министерства социальной защиты населения, случаев возврата детей в "казенные" учреждения избежать не удается. "Частично дети были возвращены в связи с выявлением органами опеки попечительства ненадлежащего выполнения усыновителями, опекунами, попечителями обязанностей по воспитанию детей. Однако в гораздо большем количестве ребятишки были возвращены по инициативе самих замещающих родителей", - отметил в своем выступлении на заседании регионального штаба по реализации национальных проектов областной министр соцзащиты Владимир Туринский.

Сотрудники министерства провели анализ причин отказа от приемных детей. Выяснилось, что в качестве причин отказа несостоявшиеся воспитатели называли сложные взаимоотношения с подросшими воспитанниками, конфликты в семье из-за приемных детей, проблемы со здоровьем ребенка, негативное влияние на родных детей и даже "не нравится его внешность, развитие и поведение".

По мнению специалистов, такого рода причины отказов лишь маскируют неумение приемных родителей справиться с возникающими в процессе воспитания проблемами. "С этим столкнулись все страны, которые начинали практиковать семейные формы воспитания детей-сирот, - сообщил Interfax-Russia.ru детский невролог, консультант по развитию служб помощи семьям Святослав Довбня. - Но они столкнулись с этими проблемами 30-40 лет назад, когда начали практиковать отказ от воспитания детей-сирот в закрытых учреждениях. И в этих странах количество отказов от приемных детей, случаев жестокого обращения с детьми было очень велико. Но это вызвало к жизни институт служб и групп поддержки и сопровождения замещающих семей, которых сейчас в странах Западной Европы очень много".

Дело в том, что успешный опыт собственного родительства далеко не всегда спасает от ошибок при воспитании приемного ребенка. "Ребенок, который провел длительное время в доме ребенка, в детском доме может демонстрировать такие образцы поведения, который замещающий родитель просто не видел ни в своей семье, ни в окружающих его семьях. И даже если родители воспитали троих замечательных детей, они часто не могут предположить, с чем столкнуться", - считает Довбня.

В регионах Урала также пришли к выводу о необходимости подготовки приемных родителей к роли родителей. По информации министерства социальной защиты Свердловской области, школы приемных родителей действуют практически в каждом муниципальном образовании региона. В Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) разработали и выпустили информационную брошюру "Для тех, кто хочет сделать счастливым одинокого малыша". Кстати, в ЯНАО доля детей, устроенных в семьи жителей округа, составляет более 72% от общего количества несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Позитивный опыт накоплен в Курганской области, где патронатные семьи берут на воспитание детей уже восьмой год подряд, а детские дома, оставшись без воспитанников, либо закрываются, либо перепрофилируются. В Тюменской области через выездные школы замещающих родителей прошли более 700 человек.

Тем не менее, ошибки случаются, и каждая такая ошибка становится трагедией для ребенка. В Тюменской области органы прокуратуры Исетского района направили в суд уголовное дело на патронатного воспитателя за жестокое обращение с ребенком. Девятилетний мальчик страдал энурезом. Поэтому ему запрещали спать на диване, и он спал на полу. Кроме того, деньги, которые выплачиваются патронатному родителю для расходов на ребенка, использовались совсем в других целях. Органы опеки и попечительства, узнав об этих и других фактах отношения к воспитаннику, расторгли договор и передали мальчика в другую семью.

"Я бы не спешила обвинять органы опеки и социальных работников в формальном отборе кандидатов в замещающие родители и слабом контроле приемных семей, - считает клинический психолог, консультант по развитию служб помощи семьям Татьяна Морозова. - Нагрузка на этих специалистов очень велика, зачастую социальный работник или представитель опеки может проверить один-два раза в месяц элементарные вещи. Есть ли продукты в холодильнике, например. А для реальной помощи приемным родителям и раннего выявления зреющего в замещающей семьей конфликта нужны усилия других специалистов".

По мнению Морозовой, конфликт развивается там, где родители не готовы к тому, что у ребенка уже накопился собственный негативный жизненный опыт. Даже если это совсем маленький ребенок. "Ребенок, который один или два года прожил вне семьи или в асоциальной семье, усваивает определенные сценарии поведения. Маме они могут быть совершенно непонятны, поскольку с собственным ребенком, которого она выносила и родила, процесс установления отношений идет естественным образом. А тут приемный ребенок, например, не ест за столом. Или ест крайне неаккуратно, плюется едой, ворует еду, прячет еду про запас, - приводит примеры из собственной консультативной практики психолог. - И мама не знает, что делать, ведь ее дети так не поступали. Возникает стресс, возникает конфликт. Вот тут-то и необходим не только совет, но и практическая помощь сопровождающего семью специалиста".

Еще одна часто встречающаяся проблема - агрессивность приемных детей, причем в раннем возрасте. И этому явлению существует простое объяснение. Ребенок просто не знает, что существуют иные способы привлечь к себе внимание взрослого. "В доме ребенка, например, если ты громко не закричал или что-то плохое не сделал, к тебе, может быть, и не подойдут. Попав в семью, такой малыш продолжает вести себя по прежним сценариям. А для родителей это неприемлемо, они не знают, как с этим справиться, - говорит психолог. - В результате пружина конфликта раскручивается, и последствия могут быть плачевны".

Вопрос сопровождения приемных семей пока решается в каждом регионе по-своему. Министерство соцзащиты Свердловской области ставит задачу создания службы сопровождения замещающих семей во всех учреждениях социального обслуживания семьи и детей. В Ханты-Мансийском автономном округе принято решение о создании координационного совета по реализации политики в интересах семьи и детей. Тюменский областной центр "Семья" принял участие в конкурсе Фонда поддержки детей и выиграл грант в 1 млн рублей с проектом "В солнечном кругу семьи". Как сообщили в центре, грант будет направлен на реализацию комплексного сопровождения приемного ребенка и замещающей семьи в Тюменской области в 2009 - 2010 гг.

Но подходы к подготовке и к помощи приемным семьям все-таки должны быть сформулированы на уровне федерации. Единые принципы и единые стандарты позволят тиражировать положительный опыт, в том числе накопленный в регионах, гораздо успешнее, чем это делается теперь. В министерстве образования и науки России уже подготовлены соответствующие предложения. "Предложения по созданию специальной службы сопровождения для приемных семей, специальной службы отбора приемных родителей подготовлены министерством, внесены в правительство и, я думаю, в ближайшее время заработают", - еще в апреле сообщил "Интерфаксу" глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. Будем надеяться, принятие решения по этому вопросу не будет отложено в долгий ящик под предлогом кризиса. По некоторым данным, смертность детей в домах ребенка в России в восемь раз выше, чем в обычных семьях.

40 лет назад, в 1969 году членам кабинета министров Великобритании продемонстрировали документальный фильм "Джон". Фильм показывал реакцию 17-месячного малыша, помещенного в дом ребенка всего на 9 дней, на время, пока его мать находилась в роддоме со следующим малышом. В течение года дома ребенка в Великобритании были заменены созданной системой фостеровских (приемных) семей.

Обозреватель Елена Глушкова