Interfax-Russia.ru – Коренные народы Севера России будут учить детей без отрыва от традиционного образа жизни.
Над решением проблемы приближения школ к кочевым поселениям работают сегодня во всех северных территориях России. Уклад жизни тундровиков требует, чтобы ребенок с малых лет приобщался к традиционным навыкам жизни в условиях Крайнего Севера. В то время как школьники, обучающиеся в интернате, в отрыве от семьи и рода, не всегда возвращаются в родную для них среду обитания.
В настоящее время в Якутии работают девять кочевых школ. В ходе рабочей поездки в этот регион уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов высоко оценил опыт республики в создании специализированных школ для детей оленеводов.
Во время поездки детский омбудсмен РФ побывал в одном из таких учебных заведений – школе "Кенэлэкэн", которая является филиалом Харыйалахской средней школы Оленекского эвенкийского национального района. Там учатся семеро детей, самый младший - в первом классе, самый старший - в восьмом. Домашние задания и контрольные дети получают по интернету, также по интернету отправляют на проверку выполненные работы. При этом школьники остаются в кочевье и продолжают осваивать науку жизни в тундре.
К сожалению, ранее долгое время детей северных кочевников отрывали от семей и отправляли на обучение в интернаты. При этом дети коренных народов Севера значительно отставали в развитии от сверстников.
"Успешно заканчивают 10-11 класс только 50% поступивших в школу. Главная причина отставания детей Севера в том, что их "понятийный аппарат" не подготовлен для восприятия современных школьных программ и их учебы в старших классах. Сложившаяся система образования для детей коренных народов Севера в условиях интернатской среды вырывает их из комфортной этнической среды и в то же время затормаживает процесс адаптации выпускников в современном социуме", - сообщили Interfax-Russia.ru в правительстве Ямало-ненецкого автономного округа (ЯНАО).
Как правило, такие выпускники интернатов не желают возвращаться в свое семейно-родовое стойбище и заниматься традиционными видами национального промысла. В то же время они не готовы стать предпринимателями. Поэтому уже к 2004 году многие родители - оленеводы наотрез отказывались отдавать своих детей в интернаты.
Ответом властей ЯНАО на эти массовые отказы стал пилотный проект кочевой школы в фактории Лаборовая. Здесь расположена единственная на Ямале школа, в которой дети оленеводов ежегодно посещают этнокультурные занятия. В основе курса, разработанного руководителем школы Анной Неркаги, лежит понятие единства ученика, его семьи и этноса. Причем этнос понимается как часть северных народов, составная часть Большой Арктики и мировой цивилизации.
У школы есть свое этнопедагогическое стойбище, на котором ученики получают навыки, необходимые им для взрослой жизни. На стойбище школьники учатся по трем программам: "Будущие оленеводы или жизнь в дороге предков", "Женщина – хранительница очага", "Выживание в тундре в экстремальных условиях".
Причем занятия не теоретические, а практические - департамент образования ЯНАО помог кочевой школе закупить стадо оленей, нарты, упряжь, национальную одежду, чумы и оплачивает работу троих пастухов-наставников.
В свою очередь губернатор округа Дмитрий Кобылкин считает, что стоит уделять больше внимания образованию детей оленеводов.
"Мы должны дать родителям и детям право выбора. Кочевая школа - это попытка создать возможность получения образования в привычной среде, в приближенных к традиционному образу жизни условиях. Кочевые школы - хорошая альтернатива школам-интернатам, которые, безусловно, будут продолжать свою деятельность", - заявил глава региона.
В ближайшее время Законодательное собрание Ямало-Ненецкого автономного округа намерено принять поправки в окружной закон об образовании, определяющие статус малокомплектных кочевых школ.
"Молодежь, воспитанная в интернатах, не только не хочет заниматься традиционными видами деятельности, но и практически утрачивает связь с родителями. Мальчики не умеют держать хорей (пастуший шест - ИФ), девочки не обучены рукоделию", - отмечает пресс-служба Заксобрания.
В свою очередь заместитель директора департамента образования ЯНАО Элина Бейсова уточнила агентству "Интерфакс-Урал", что после внесения поправок в закон кочевые школы могут появиться в Тазовском, Красноселькупском, Приуральском и Ямальском районах автономного округа, где живет большинство тундрового населения региона.
Между тем, в последнее время тундровики, придерживающиеся традиционного образа жизни, получают все больше и больше возможностей для заработка. В настоящее время, уверены власти Ямала, одно из ведущих направлений диверсификации экономики региона – это этнотуризм. Несомненно, самый северный регион Уральского федерального округа по-прежнему остается главной газовой кладовой России. Однако при этом уникальная природа и этнокультурная среда полуострова помогают развивать въездной туризм, у которого здесь большие перспективы.
В настоящее время, по данным департамента по туризму правительства ЯНАО в регионе зарегистрировано 97 национальных общин, из которых в сфере туризма официально работают пять. На их родовых угодьях круглый год принимают туристов, еще 13 общин принимают туристов на базе этностойбищ.
Однако для того, чтобы этнотуризм развивался, необходимы профессионально подготовленные кадры. Поэтому на окружном образовательном форуме в Салехарде была представлена модель кочевой школы. Как сообщил заместитель главы администрации Приуральского района округа, начальник управления образования Сергей Бойченко, в рамках проекта кочевой школы дети будут учиться в кочевой школе – детском саду, в Лаборовской начальной школе, в Аксарковской школе-интернате, на этностойбище и в Центре профессиональной подготовки.
Как сообщили Interfax-Russia.ru в департаменте образования ЯНАО, в настоящее время пока еще рано говорить о повсеместном создании таких школ в регионе. Сейчас необходимо унифицировать все положения действующих законодательных актов ЯНАО и федерального закона об образовании. Вместе с тем в округе уже действует инновационная программа развития образования до 2015 года. В рамках этой программы будет построен 31 объект дошкольного образования, 40 объектов общего образования и четыре учреждения профобразования. В тоже время в 2011 году на нужды образования округа будет выделено более 26 млрд рублей, что составляет 24% от всего бюджета ЯНАО.
Власти автономного округа признают, что сохранение малочисленных народов Севера России – это также вопрос сохранения умений человечества выживать в сложных природных условиях. А там временем продолжающаяся сырьевая эксплуатация северных территорий все более осложняет жизнь коренного населения.
"Все большее количество ненцев на Ямале лишается оленьих стад. Чтобы выжить, они должны освоить профессии рыбаков, охотников, изготовителей нарт, пряжи", - говорится в отчете правительства ЯНАО перед Заксобранием округа.
Именно поэтому создание кочевых родовых школ может хотя бы частично, но помочь коренным северным народам не только не утратить свою самобытность, но и передать свой образ жизни, знания, умения, навыки и традиции детям.
Обозреватель Елена Глушкова
Фотографии предоставлены пресс-службой губернатора ЯНАО