Урал / Точка зрения 3 апреля 2009 г. 15:40

Тайна третьей столицы

Interfax-Russia.ru - "Бронзу" на пьедестале российских столиц официально, через Роспатент, закрепила за собой столица Татарстана Казань.

Итак, Казань успела первой - Роспатент закрепил за столицей Татарстана товарный знак "Третья столица России". Как сообщает "Интерфакс", аналогичную заявку подавал Нижний Новгород, но опоздал на несколько дней. Теперь Казань имеет полное право на использование товарных знаков "Третья столица России", "Russia's third capital", "Третий город", "Третий город России", "Третья столица".

Стоит отметить, что на звание третьей столицы России, как на звание родины Геракла в Древней Греции, претендовало сразу несколько российских городов. Начнем с самого западного претендента, Ростова-на-Дону. Один из самых динамично развивающихся городов, уже завоевал звание южной столицы России. Нижний Новгород, начал борьбу за место в тройке столиц вполне осознанно. Программа внедрения статуса "столичности" была развернута в бытность Сергея Кириенко полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе. Екатеринбург, город, занимающий по многим позициям третьи показатели в России, стоит на границе Европы и Азии. Новосибирск, наукоград, третий по количеству жителей и по площади город страны. Омск, во время Гражданской войны служил столицей директории Колчака, был признан столицей России несколькими европейскими государствами.

Теперь тайна третьей столицы раскрыта - это Казань. Что же делать предприятиям и организациям, которые ранее активно использовали бывший "бесхозный" бренд? А таких пользователей только в Екатеринбурге немало, от строительной фирмы до издательского дома. "Для нас признание Казани третьей столицей значения не имеет, поскольку мы находимся в стадии ликвидации предприятия", - сообщили Interfax-Russia.ru в "Третьей столице", занимавшейся монтажом осветительных приборов. В одноименной туристической фирме от комментариев отказались, но, судя по реакции собеседника Interfax-Russia.ru, информация о том, что третья столица теперь - Казань, оказалась не самой приятной новостью. Главный редактор издательского дома "Третья столица" Вера Контарь к известию отнеслась философски. "Мы об этом слышали, но о переименовании не думали. Нас под этим названием знают, и менять его не хотелось бы. Тем более что мы с Казанью никак не пересекаемся. Мы издаем журнальную продукцию для северных регионов Уральского федерального округа, так что повредить бренду Казани едва ли сможем", - отметила Вера Контарь.

В институте патентоведения Свердловского областного Совета ВОИР разъяснили: если название зарегистрировано до того, как мэрия Казани получила документы в Роспатенте, владельцам фирмы ничего не грозит, название можно сохранять и пользоваться им дальше. "Другое дело, если фирма начнет расширяться, открывать филиалы и отделения под тем же названием. Тут могут возникнуть коллизии, безотносительно к роду деятельности фирмы", - заявил Interfax-Russia.ru директор института патентоведения Алексей Зыков. Впрочем, подчеркнул он, в каждом случае необходимо будет разбираться отдельно.

А зачем вообще административным центрам регионов и федеральных округов звание столицы, да еще под порядковым номером? Вероятно, сказываются комплексы, оставшиеся с советских времен, когда уровень и качество жизни в Москве разительно отличались от тех же показателей в обычном областном центре. Но экономика регионов за последние 10 лет интенсивно развивалась. Уровень доходов и уровень притязаний, доступность социальных и культурных ресурсов, темп жизни и менталитет жителя областного города-миллионника и жителя столицы постепенно сближались. Новые времена породили у бывших провинциалов амбициозное желание получить статус столичных жителей, пусть и не первого разряда.

Но есть и другая сторона медали. Для развития регионов, особенно в условиях экономического кризиса, требуется привлечение инвестиций, в том числе из-за рубежа. Для развития территорий необходимо поддерживать местного производителя и его экспансию за пределы области или округа. Для развития въездного туризма нужен простой и понятный знак, выраженный в словах или в графическом символе, который сразу дает понять, в чем исключительная привлекательность именно этого города или местности.

Брендирование городов и территорий - дело для России относительно новое, но примеры успешного продвижения уже есть. Взять хотя бы Великий Устюг. Долгие годы об этом "самом большом из малых городов" европейского Севера России мало кто знал. Но грамотно выбранный бренд "родины Деда Мороза" сделал город объектом паломничества туристов. Поэтому понятно желание крупных городов обзавестись собственным универсальным, и в то же время уникальным брендом.

Так, потерпев неудачу с третьей столицей, Нижний Новгород поспешил закрепить за собой другой бренд. Нижегородская область зарегистрировала в Роспатенте товарный знак "Столица Поволжья", сообщает агентство "Интерфакс". "Мы не расстраиваемся. Считаем, что бренд "Столица Поволжья" гораздо интереснее, выгоднее и правильнее, потому что есть привязка к конкретному месту. Волга - это очень известное слово за границей и само понятие Волга ассоциируется с Россией и не возникает вопрос, где это", - сообщил агентству заместитель министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг региона Владимир Селезнев. Уже заявлено, что товарный знак будет использован в таких сферах, как реклама, менеджмент в сфере бизнеса, при транспортировке, упаковке и хранении товаров, организации путешествий, в проведении спортивных состязаний, культурно-просветительских мероприятий, в сфере образования. То есть цели поставлены вполне прагматичные.

В Екатеринбурге титул "третьей столицы" эксплуатировали несколько лет, но затем от этой идеи отказались, придя к выводу, что столица, как и осетрина, бывает одной свежести - первой. Эфемерное звание сменили на вполне солидный бренд "столица Урала". Но и здесь у Екатеринбурга обнаружился конкурент. Главный город соседнего региона, Челябинск, позиционирует себя как "столицу Южного Урала". Возникает путаница, которая негативно влияет на оба бренда.

"На самом деле порядковое числительное "третья" в приложении к столице - это слабая позиция, - считает политолог Михаил Коробельников. - Бренд - это характеристика уникальности города. В этом отношении позиционирование Екатеринбурга как города на границе Европы и Азии подчеркивает его уникальность. Показывает его преимущества и отличие от других городов. Думаю, этот бренд гораздо продуктивнее, чем столица под порядковым номером". В самом деле, жителям Санкт-Петербурга, столицы сгинувшей Российской империи, в голову не придет бороться за звание "второй столицы" России. Хотя с формальной точки зрения, после переезда Конституционного суда, это вполне обоснованно. Но у города на Неве есть целый набор собственных неотъемлемых черт, отличающих его от других городов страны: культурная столица, северная столица, но никак не вторая.

Попытки выстроить города России по ранжиру, исходя из большей или меньшей "столичности" или "провинциальности" изначально бесплодны. Что город - то норов. В одном городе академиков на душу населения больше, чем в столице. Другие гордятся заводами, которые принимали "с колес" и развертывали в чистом поле, потому что фронту нужны были танки. Третий, перестав быть "закрытым", показал соседям, как можно развиваться и использовать накопленные за годы закрытости преимущества в условиях рыночной экономики.

Невозможно сравнивать несравнимое. Два года назад, чтобы федеральный центр мог объективно оценивать деятельность властей в регионах и на местах, была сформирована специальная система оценок, она включает более сотни критериев. Но есть более простые показатели. Уезжают люди из города или наоборот, жители соседних территорий стремятся в него попасть и осесть навсегда? Какие возможности предоставляет город горожанам в построении карьеры, получении образования, медицинских услуг, в плане безопасной и комфортной жизни?

Давайте определять города-лидеры по этим критериям. В конце концов, торговый знак, зарегистрированный в Роспатенте - это всего лишь торговый знак.

Обозреватель Елена Глушкова

Фото ИТАР-ТАСС