Урал / Точка зрения 26 ноября 2014 г. 12:39

Тепло от МЧС

Interfax-Russia.ru – Первые серьезные морозы на Урале заставили спасателей развернуть мобильные пункты обогрева для автомобилистов, попавших в беду.

Автомобилисты и дальнобойщики, чья машина сломалась в мороз на трассе в Уральском федеральном округе, могут рассчитывать на медицинскую помощь и кружечку горячего чая от сотрудников МЧС. Мобильные пункты обогрева, укомплектованные паяльником, тепловой пушкой, одеждой, одеялами и термосом, развернуты практически на всех федеральных трассах на Урале. 30-градусные морозы, не дожидаясь начала календарной зимы, уже настали, и, как следствие, нескольким автомобилистам понадобилась помощь спасателей.

В последнюю неделю ноября столбик термометра в ряде регионов УрФО опустился ниже 20 градусов, а в отдельных районах – ниже 30 градусов. В Кургане и ряде тюменских городов для школьников из-за холодов даже отменили занятия. Работу так просто не отменить, особенно водителям-дальнобойщикам. Двум из них, столкнувшимся с промерзанием топливной системы, пришлось вызывать спасателей. Пресс-служба управления ГУ МЧС по Тюменской области сообщила, что к месту, где встали фуры, приехали мобильные пункты обогрева. На отогрев каждой из замерзших машин потребовалось около двух часов, а затем дальнобойщики продолжили свой маршрут.

Случаи, когда грузовик, заправленный летним дизельным топливом, выехал откуда-то из центральной полосы России, где еще тепло, а в Тюменской области морозы, водитель остановился перекусить, и за это время солярка замерзла, нередки. Поэтому осенью мобильные пункты обогрева приводятся в "боевую готовность".

Врио начальника управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС по Тюменской области Константин Скворец рассказал Interfax-Russia.ru, что первые такие пункты появились в регионе в 2007 году.

"Появилась проблема (поломка машин на трассе в морозы – ИФ), для нас непрофильная, неспецифичная. Вопрос проработали, издали организационный приказ, в котором определили, что нужны пункты обогрева", - отметил Константин Скворец.

Всего было создано восемь мобильных пунктов. Они собой представляют автобус или "ГАЗель", в которой есть мобильная радиостанция, комплекты теплой одежды и обуви, одеяла, медицинская аптечка и горячий чай. Помимо этого, у спасателей имеется тепловая пушка для отогрева техники, жесткая сцепка для буксировки, электрогенератор, паяльная лампа, огнетушитель и другое оборудование.

Вызвать спасателей можно по телефону 112, время их прибытия зависит тот места, где произошла поломка автомобиля.

"Если машина встала недалеко от границы с Ханты-Мансийским автономным округом, до ближайшего населенного пункта около 80 км, то мобильный пункт обогрева доберется до места в течение часа. Если же недалеко от населенных пунктов, то время прибытия может составить до десяти минут", - говорит Константин Скворец.

По его словам, если сломавшийся автомобиль необходимо отбуксировать, то спасатели могут вызвать к месту эвакуатор, если же ближайший населенный пункт далеко, то сломанное авто доставят до ближайшего кемпинга.

"Ситуации бывают разные. Иногда отогреть машину просто тепловой пушкой невозможно, она должна постоять в теплом боксе", - отметил врио начальника управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ тюменского ГУ МЧС.

Он добавил, что ситуации, когда автомобилисты нуждаются в помощи, происходят нечасто, но случается несколько "горячих" недель.

"В крещенские морозы в сутки бывает по три-четыре выезда, во время февральских морозов тоже. Когда температура воздуха 20-25 градусов, то обращаются мало. Проблемы возникают, когда морозы за 30 градусов", - говорит Константин Скворец. На его памяти не было случаев, чтобы люди, чья машина сломалась на трассе, получали обморожения.

Подобные мобильные пункты действуют и в других регионах на Урале. В соседнем Ханты-Мансийском автономном округе, отдельные районы которого относятся к Крайнему Северу, мобильные пункты обогрева развернули еще в октябре. Пресс-служба ГУ МЧС по ХМАО сообщает, что в любой момент при получении сигналов бедствия, связанных с тяжелыми дорожными условиями, заторами на трассах, поломками машин, подвижные пункты обогрева выйдут на помощь. Она периодически требуется.

Так, в начале этого года неприятность произошла с гастролирующим цирком. В 30-градусный мороз микроавтобус с фургоном, где были цирковые животные, сломался ночью на трассе в ХМАО. Фургон заметили сотрудники ДПС. Транспортное средство отбуксировали в теплый бокс, люди и животные не пострадали.

В соседнем с ХМАО Ямало-Ненецком автономном округе, также относящимся к Крайнему Северу, мобильных пунктов обогрева нет, потому что отсутствуют и дороги. Как сообщил Interfax-Russia.ru руководитель пресс-службы ГУ МЧС по ЯНАО Иван Скиданов, в округе нет трасс федерального значения, а региональные дороги связывают населенные пункты, которые находятся рядом друг с другом. В более отдаленные города можно добраться вертолетом, самолетом, летом – по рекам, а зимой по зимним автодорогам, которые, впрочем, при слишком сильных морозах или метелях закрываются.

"На автозимнике нельзя выставлять пост обогрева. А если метель, и спасатели там остались?", - отметил Иван Скиданов. Но если на зимнике произошла непредвиденная ситуация, то в беде человека не оставят: спасатели либо вылетают на вертолете, либо, если погода нелетная, выезжают на снегоходах и вездеходах.

Однако не везде на дорогах есть сотовая связь. МЧС советует в таких случаях останавливать попутные автомобили. Но бывает и такое, что остановить машины невозможно. Так, в 2006 году в январе два дальнобойщика три дня замерзали в сломавшейся фуре. Как сообщала агентству "Интерфакс-Урал" пресс-секретарь поисково-спасательной службы Челябинской области Анна Мецгер, грузовик сломался на трассе Уфа-Челябинск на участке между Миассом и Златоустом.

"Водители большегрузного автомобиля провели на улице при температуре ниже 30 градусов трое суток. Они пытались привлечь внимание проезжавших машин, но ни один водитель не остановился и не помог терпящим бедствие", - отмечала Анна Мецгер.

Дальнобойщикам пришлось разжечь костер и не давать спать друг другу. Наконец по сотовому телефону им все же удалось связаться со спасателями. Водители никаких обморожений чудом не заработали.

Для того, чтобы выйти из такой неприятной ситуации, как поломка автомобиля на трассе, без ущерба для здоровья спасатели рекомендуют готовиться к таким поездкам – как минимум, иметь в автомобиле запас теплой одежды и, желательно, термос с горячим чаем.

"Если телефон не ловит, а до ближайшего населенного пункта не так далеко, надо идти к нему, в движении будет не так холодно. Корме того, стоит попытаться привести автомобиль в исправное состояние, пусть на первой передаче, но доехать до населенного пункта", - советует врио начальника управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ тюменского ГУ МЧС Константин Скворец.

Обозреватель Александра Качалова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"