Урал / Точка зрения 1 мая 2010 г. 12:06

Торговать по-новому

Interfax-Russia.ru – Акция "Покупаем тюменское!" выводит розничную торговлю в лидеры в структуре экономики Тюменской области.

Осенью прошлого года в правительстве Тюменской области пришли к выводу, что местных производителей продовольственных товаров можно поддерживать на региональном уровне более эффективно и решили запустить проект агрессивного продвижения товаров местных производителей в торговых сетях.

Проект получил название "Покупаем тюменское!" и стартовал в ноябре 2009 года. Как рассказал тогда агентству "Интерфакс-Урал" начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Юрий Накоряков, "акция проводится для стимулирования приобретения местной продукции". К популяризации местных товаров подключился даже губернатор области Владимир Якушев, который дал согласие на размещение своей фотографии на рекламных щитах, призывающих покупать тюменскую продукцию.

Разумеется, одной рекламной компанией акция не исчерпывалась. Участников проекта - сельхозпроизводителей, переработчиков и крупные товарные сети - представители правительства области убедили, что увеличение объема производства и продажи местной продукции будет выгодно всем сторонам. Более того, это будет выгодно и простым жителям области, которые, видя на ценнике логотип акции, будут уверены, что товар продается по ценам производителя с минимальной торговой наценкой.

И уже через месяц после начала акции, в декабре, появились первые результаты - оборот торговли в области приблизился к докризисным показателям. Как заявил заместитель губернатора региона Сергей Дегтярь, конечно, на объемах торговли сказался предновогодний повышенный спрос на продукты питания, но и акция "Покупай тюменское!" внесла свой значительный вклад в рост торговых оборотов.

А вот уже по итогам первого квартала 2010 года стало окончательно ясно – за поддержку местного производителя жители области проголосовали рублем. "Акция проводится с ноября 2009 года, результаты мы уже видим - узнаваемость продукции и активный спрос покупателей повлияли на рост объемов производства", - сообщил руководитель управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Юрий Накоряков.

По его словам, Тюменская область за прошедший период увеличила производство муки и макаронных изделий, сыров, рыбной продукции и мяса. "Местные товаропроизводители сообщают также, что с начала продвижения акции увеличились их объемы поставок в розничную торговую сеть, что говорит об увеличении покупательского спроса на их продукцию", - добавил глава управления.

В последних числах апреля для анализа результатов акции и обсуждения перспектив ее продолжения прошел круглый стол с участием всех заинтересованных сторон. Выступая на круглом столе, заместитель главы региона Сергей Дегтярь заявил, что, начиная с ноября, предприятия области значительно увеличили поставки продукции в торговые сети. Так, по данным пресс-службы губернатора, Боровской молочный завод за ноябрь и декабрь 2009 года увеличил объем поставок на 26,9%, компания "Тюменьмолоко" - на 12,7%, "Агрофирма Луговская" - на 2,8%. Повысили свои показатели также и компании, выпускающие кондитерские изделия, хлеб и выпечку.

Со своей стороны, заместитель губернатора, директор департамента АПК Тюменской области Владимир Ковин отметил, что за время акции поставки продукции местного производства в среднем возросли на 15%. В настоящее время агропромышленный комплекс региона интенсивно развивается, что дает возможность области в ближайшем будущем полностью обеспечить себя продовольственными товарами по многим позициям. Так, уже сейчас Тюменская область на 100% обеспечила себя молоком, мясом птицы и яйцами. Этих товаров в области производится так много, что в другие регионы России поставляется до 60% произведенных в Тюменской области яиц, около 30% картофеля. Кроме того, область полностью обеспечена своим зерном.

Впрочем, в ходе круглого стола звучали и критические замечания. Так, председатель правления недавно созданной Ассоциации предприятий розничной торговли Тюменской области Мария Сутормина заявила, что эффективность акции очевидна, однако не все местные производители поставляют свою продукции вовремя, и качество их товаров не всегда высоко.

Участники круглого стола согласились, что в настоящее время необходимо повысить качество местной продукции и сделать оптимальным соотношение "цена-качество".

В настоящее время для того, чтобы облегчить жизнь производителям и продавцам, участвующим в акции, создается специальный интернет-портал "Покупаем тюменское 2.0". В начале на этом сайте будет размещена информация о сельхозпроизводителях и производителях продовольственных товаров, а также информация о действующих сельскохозяйственных рынках. Затем здесь будут проводить консультации для предпринимателей. Сейчас интернет-портал тестируется, а уже в августе ресурс заработает в полную силу.

Немаловажно и то, что данный сайт поможет вести "народный контроль" качества тюменских товаров. На страницах сайта потребители и продавцы смогут высказывать свое мнение о местной продукции, а эти высказывания в свою очередь помогут улучшить качество товаров. Кроме того, сайт поможет продвижению тюменской продукции в других регионах России.

Впрочем, есть еще один шаг, который может помочь продвижению тюменских товаров – это присоединение проекта "Покупаем тюменское!" к всероссийской программе "Город скидок".

Программа "Город скидок" основана на бонусной системе. Покупая какой-либо товар в рамках программы "Город скидок", покупатель получает на свою карту бонусы и дисконты. В дальнейшем, накапливая бонусы и дисконты, он может использовать их при следующих покупках. Таким образом, участвуя в акции "Покупаем тюменское!" и во всероссийской программе "Город скидок", торговые предприятия воспитывают лояльного клиента, верного не только местной продукции, но и определенному магазину. А покупатель получает возможность существенно экономить.

Как заявил губернатор Тюменской области Владимир Якушев, в настоящее время розничная торговля выбивается в лидеры в структуре экономики региона. Сейчас в сфере торговли занято свыше 70 тыс. жителей региона, а это более 10% трудоспособного населения.

По мнению губернатора, акция "Покупаем тюменское!" стала эффективным инструментом поддержки местных товаропроизводителей. Теперь же местным производителям необходимо не останавливаться на достигнутом, а развиваться дальше, используя цифровые технологии и новые приемы привлечения покупателей. В свою очередь покупатель объективно оценит все новые инициативы, проголосовав за них рублем.

Обозреватель Елена Глушкова