Interfax-Russia.ru – Вездеход, способный передвигаться по болотам и преодолевать лесные завалы, будут выпускать в Кургане.
Курганский завод "Микрон" – предприятие относительно молодое, возникшее 20 лет назад в результате конверсии. Нынешняя специализация завода вполне мирная, здесь производят детали для отечественных грузовых автомобилей, дорожной строительной техники, а также навесное оборудование на малые коммунальные машины. Теперь здесь будут производить и пилотный вездеход-трицикл.
Как рассказали Interfax-Russia.ru на предприятии, приступая к созданию трехколесного вездехода, способного передвигаться по лесу и заболоченным территориям, здесь руководствовались несколькими ограничительными требованиями. В первую очередь, владелец транспортного средства не должен испытывать трудностей в его ремонте и техобслуживании.
"Покупает человек импортный квадрацикл ради того, чтобы ездить в лес, на рыбалку, на охоту. А потом в нем летит какая-нибудь деталь, и где ее искать? – пояснил один из конструкторов машины Евгений Рябов. – Поэтому мы решили, что мелкосерийный вездеход будет комплектоваться узлами и деталями от уже существующей техники серийного выпуска. Чтобы запчасти можно было найти в любом авто - или мотомагазине, а не обращаться за ней на завод-изготовитель".
Коллектив разработчиков взял за основу для вездехода трансмиссию и двигатель трехколесного мотоцикла "Урал". Единственный в России завод по производству этих тяжелых мотоциклов с боковым прицепом расположен в Ирбите, городе соседней Свердловской области. Надо сказать, "Урал" известен не только в России, но и за рубежом и пользуется, несмотря на кризис, устойчивым спросом. Так, Ирбитский мотоциклетный завод в 2010 году планирует получить выручку от продаж на уровне 2008 года, т.е. около 200 млн рублей. Ежемесячно на предприятии намерены собирать по 70 мотоциклов для заказчиков из США и стран Европы. Таким образом, проблем с заменой узла или агрегата у будущего владельца курганского вездехода не возникнет.
Трехколесная конструкция также была выбрана не случайно. "Четырехколесным транспортным средствам в условиях плохой дороги свойственно так называемое диагональное вывешивание. Это как стол или стул на четырех ножках, если установить его на неровную поверхность, обязательно начнет шататься. Так и автомобиль теряет опору и сцепление с дорогой по одному из колес на неровностях, - говорит конструктор вездехода-трицикла Евгений Рябов. – Трехколесная конструкция максимально устойчива, все три колеса всегда загружены".
Надо сказать, идею создания моторизованного трехколесного транспортного средства пытались воплощать в жизнь неоднократно. Так, в 40-х годах прошлого века в Чехословакии наладили производство "народного автомобиля" на основе трехколесной конструкции. Причем передних колес в этом авто было два. Триплекс производился почти 30 лет и в мирное время предназначался для инвалидов, как дешевое и легкое в управлении средство передвижения. Несколько лет назад двухместный трицикл пилотной партией выпустили в США. Американская "трехколеска" снабжена кабиной и удобными креслами, но способна закладывать виражи не хуже, чем мотоцикл. В КНР соединили в трициклах два качества: дешевизну мотоцикла и внешний вид известных моделей европейских автопроизводителей. Китайские трехколесные конструкции выглядят очень похожими на Peugeot 206 и Daewoo Matiz.
В Кургане не пытаются усовершенствовать мотоцикл или сымитировать брендовый автомобиль. Задача у вездехода-трицикла иная – преодолеть любое бездорожье и даже болото. "Эти машины предназначены в помощь охотоведам, егерям, лесникам, – пояснил Interfax-Russia.ru Рябов. – Вездеход будет оборудован шинами низкого давления, что увеличивает площадь контакта колеса с землей при повышении нагрузки. Кроме того, сами колеса будут диаметром один метр. Это позволит с минимальным сопротивлением преодолеть заболоченный участок или поваленное дерево". В зависимости от условий эксплуатации и желания заказчика работники "Микрона" могут снабдить вездеход комфортабельным салоном. Между ведущими колесами предусмотрен небольшой кузов для инструментов и припасов.
Пока трудно сказать, будет ли курганский трицикл пользоваться спросом. Но на заводе-производителе считают, что ниша недорогого в эксплуатации вездехода-болотохода пока не занята. Тем более что производить его будет небольшими партиями, под заказ.
Тем временем потенциальные потребители трицикла считают, что новинку необходимо проверить в деле. По словам заместителя директора управления охотничьего хозяйства департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Петра Федотова, сегодня сотрудники охотохозяйств и заказников проигрывают в мобильности браконьерам. "Браконьеры ведут хищническую охоту с использованием снегоходов, импортных внедорожников, даже вертолетов. А у нас даже автомобиль УАЗ и снегоход есть не у всех работников", - говорит Федотов. Об активности браконьеров можно судить хотя бы по таким фактам: за последние восемь дней на территории Курганской области было незаконно добыто 26 косуль и один лось. При этом у горе-охотников изъято два снегохода.
"Если нам предоставят пробный экземпляр для испытания, то мы его обязательно обкатаем в разных условиях. Посмотрим, что и как с его помощью можно делать, - заявил Interfax-Russia.ru Федотов. – Пока думаю, судя по описанию, что эта машина предназначена в большей степени для северных районов округа, Тюменской области, где имеются большие заболоченные пространства. Но в принципе егеря и лесники должны быть технически вооружены гораздо лучше, чем сейчас".
На заводе "Микрон" также хотят испытать свой трицикл в деле. По словам разработчиков, сверхскоростей вездеход развивать не будет, по болоту будет передвигаться достаточно медленно. Но по ровным участкам он вполне способен разогнаться до 70 километров в час. "Мы планируем передать опытные образцы вездехода в охотничьи хозяйства, чтобы егеря смогли опробовать его в деле и высказать свои пожелания для усовершенствования, - говорит Евгений Рябов. – После обкатки будет понятно, насколько оправдались наши конструкторские расчеты".
В марте первый экземпляр нового вездехода будет готов, а затем трехколесный друг егеря отправится на испытания – колесить по лесам и болотам.
Обозреватель Елена Глушкова