Interfax-Russia.ru – Уральские ученые станут соавторами модернизированной версии "Стратегии 2020".
Сами разработчики программы "Стратегии 2020" признают, что полностью избежать системных ошибок при ее подготовке не удалось. Абсолютно откровенно на эту тему высказался ректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики "(ВШЭ) Ярослав Кузьминов.
По его мнению, российские стратегии развития губят два фактора. Во-первых, чисто бюрократическая подготовка самой стратегии. Во-вторых, что, по мнению ученого, является даже более серьезным риском – излишняя академичность подготовленного экспертами документа. "И напишут они стратегию, которую кроме них понимают только еще пять человек в стране. А потом она попадает к чиновнику, который слова-то такие первый раз увидел", - остроумно отметил Кузьминов.
Именно для того, чтобы не наступать на старые грабли при подготовке модернизированного варианта "Стратегии 2020", соруководители экспертных групп, занятых подготовкой, и собрались в Екатеринбурге. Здесь они представили промежуточные результаты своей работы. Во время VIII международной научно-практической конференции "Устойчивое развитие российских регионов: человек и модернизация" Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета (УрФУ) аудитории вуза стали аренами острых дискуссий.
Круглый стол по актуальным проблемам социально-экономического положения России провели Ярослав Кузьминов и ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (Москва) Владимир Мау. В обсуждении участвовали также ректор Уральского федерального университета (УрФУ) Виктор Кокшаров, директор Высшей школы экономики и менеджмента (ВШЭМ) УрФУ Сергей Кадочников, представители Уральского отделения Российской академии наук, министры правительства Свердловской области, банковского и предпринимательского секторов региона.
Открывая круглый стол, Владимир Мау отметил, что саму программу реализации стратегии подготовит федеральное правительство, задача экспертного сообщества – определить контуры, варианты развития страны на следующее десятилетие. Для этого необходимо отойти от модели, сформировавшейся после дефолта 1998 года, с ориентацией на сбалансированный бюджет и низкий валютный курс.
Ярослав Кузьминов остановился на ряде факторов риска, "вызовах", как он выразился, которые необходимо учитывать при подготовке обновленного варианта "Стратегии 2020", чтобы не подорвать стабильность общества в России. На первое место ректор ВШЭ поставил структуру отечественного рынка труда. "На нем за последние 10 лет в 1,8 раза выросла доля неформального сектора", - заявил он, назвав эту цифру "фантастической". Это означает, что порядка 33-35% российских предприятий и, соответственно, их наемные работники трудятся без нормальных легальных трудовых контрактов. Надо понять, почему этот сектор растет, и в какой степени растущим мы хотели бы его видеть дальше, считает Кузьминов.
К другим факторам риска он отнес малоэффективный сектор социальных услуг, который уже не устраивает россиян, относящихся к среднему классу, и в то же время не обеспечивает малообеспеченных граждан социальным минимум услуг. "Образовательный вызов" – почти 60% жителей России в возрасте 25-35 лет имеют высшее образование, но при этом в секторе реальной экономики ощущается острый дефицит кадров по целому ряду специальностей. С другой стороны, возможно, такая концентрация образованных людей и даст России возможность быстро сформировать креативную экономику.
Со своей стороны директор Института экономики УрО РАН, член-корреспондент Российской академии наук Александр Татаркин отметил, что, обсуждая такие общие вопросы, нельзя забывать о высокой дотационности российских регионов. "70 из 83 российских регионов – дотационные. А если быть откроенным, то и оставшиеся 13, которые в эту дотационную группу не попали, они стабильными донорами не являются. У нас три стабильных донора – Москва, Санкт-Петербург и Ямал", - сообщил он участникам круглого стола.
Чуть позже очень живо на эту тему, но со своей позиции, говорил министр промышленности и науки Свердловской области Александр Петров. Как известно, на Среднем Урале сосредоточено огромное количество металлургических и машиностроительных производств, именно они, наряду с добычей полезных ископаемых, составляли основу экономики региона. Стратегия развития таких регионов немыслима без четко выверенной государственной промышленной политики.
"Эта позиция одна из краеугольных, - отметил министр. – Вот нас сравнивают с США, странами Европы. Но все их благополучие связано, прежде всего, со строительством промышленно-производственной базы. И даже недавний взлет экономики Китая – это, прежде всего, строительство промышленного производства".
Петров признал, что в целом ряде отдаленных районов области работы нет, люди вынуждены ездить на заработки в Екатеринбург. "Мы положили промышленные предприятия в моногородах. И сегодня мы развиваем программу по моногородам потому, что в свое время безголово отнеслись к вопросам поддержки вот этих предприятий, вокруг которых выросли города. Поэтому мне кажется, что и подъем экономики, и реорганизацию надо начинать с промышленной политики. Это беда страны, что у нас до сих пор нет закона о промышленной политике", - заключил министр.
Коллега Петрова, министр государственного имущества Свердловской области Виталий Недельский откровенно заявил, что региональная стратегия развития в свое время готовилась в авральном порядке и во многом формально. "Берем параметры уровня жизни развитых стран, раскидываем до 2020 года с обратным счетом и получаем картинку, как нам к этим параметрам идти, - рассказал Недельский. – Реально это 10 страниц с рисунками. Все остальное, 250-300 страниц было набрано, условно говоря, из макулатуры". По словам министра, участники подготовки региональной стратегии понимали, что "наверху" все талмуды из всех регионов страны сходного содержания никто читать все равно не будет.
"Мысль-то в общем, простая. Объектом изменения является вся страна во всей сложности социально-экономической системы. А субъектом изменения рассматривается, главным образом, бюрократическая машина, которая эту работу делать в принципе не в состоянии. И это, мне кажется, один из важнейших рисков, о механизме преодоления которого надо думать и вписывать в рекомендации (федеральному правительству – ИФ)", - подытожил Недельский.
Кстати, достаточно резкое мнение об излишней зарегулированности финансовых потоков, мешающей развитию реального сектора экономики, высказал председатель правления ОАО "СКБ-банк" Владимир Пухов. По его мнению, несмотря на мощные вливания государства в банковскую сферу после кризиса 2008 года, эти средства не дошли и при существующих условиях не дойдут до реального производства. Правила предоставления корпоративных кредитов таковы, что банкам проще вообще ими не заниматься или минимизировать это направление своей деятельности. Как один из вариантов решения этой проблемы присутствующими был предложена двухсекторная модель регулирования корпоративного кредитования. В этом случае "надежные" банки получат возможность работать и предоставлять займы производителям, а условно "ненадежные", могущие разориться при отмене существующих инструкций, будут играть по прежним правилам.
Это только очень краткий перечень вопросов, оказавшихся в центре дискуссии на круглом столе. Затем работа шла по отдельным экспертным группам и более узким направлениям. Главное, что результатом конференции стало четкое понимание: без действенной помощи на местах, в регионах качество итогового документа, который в скором времени ляжет на стол президента РФ Дмитрий Медведева, будет явно ниже, чем могло бы быть.
Поэтому от заявлений о необходимости сотрудничества, ученое сообщество перешло к делу. В рамках конференции ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и ректор УрФУ Виктор Кокшаров подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве между университетами.
"Мы хотим установить отношения с уральскими коллегами на уровне научных школ математики и информатики, гуманитарных и социальных наук", - заявил Кузьминов после подписания соглашения.
В свою очередь, ректор УрФУ отметил, что нужно не только обмениваться преподавателями. "Нужно в первую очередь обеспечивать академическую мобильность и студенческого, и преподавательского состава внутри страны, используя лучшие практики, которые есть в наших университетах. И здесь у нас действительно есть чем поделиться", - сказал он. УрФУ мог бы стать опорной точкой для исследований ВШЭ на Урале.
Более того, УрФУ настроен развернуть собственные исследования, которые помогут разработке реальных, а не бюрократических стратегий развития Свердловской области и Урала в целом. Как отметил Виктор Кокшаров, университет после объединения УГТУ-УПИ и УрГУ имеет отличную базу для таких исследований.
"У нас есть мощная экономическая школа, которая создана в результате объединения сразу двух факультетов: экономического факультета УрГУ и факультета экономики и управления УГТУ-УПИ. Теперь в УрФУ есть Высшая школа экономики и менеджмента, и это одна из мощнейших региональных экономических школ. И, конечно же, весь потенциал мы готовы предоставить, в том числе, для того, чтобы разрабатывать региональные стратегии, помогать в формировании генеральной стратегии развития России", - заявил ректор УрФУ.
Со своей стороны директор ВШЭМ УрФУ Сергей Кадочников подчеркнул, что высшая школа действительно ощущает запрос со стороны властных структур на помощь в проведении ряда исследований. "Этот запрос общий, и с федеральной стороны, и с региональной точки зрения. Важно, чтобы мы в рамках этой совместной работы нашли какой-то формат работы с данными", - заявил он. По мнению Кадочникова, отсутствие умения оперировать базами даных представляет собой очень крупную проблему.
"У нас есть несколько разных стратегий, но никто не знает точно, что происходит в экономике, - уверен директор ВШЭМ УрФУ. – И это фундаментальная проблема". Кадочников привел такой пример: со стороны работодателей очень распространены жалобы на нехватку специалистов определенного профиля. А изучение реальной обстановки на предприятии показывает, что работодатель готов предложить таким дефицитным специалистам только мизерную зарплату. Естественно, работники не идут на такие предприятия.
Сбор и оперирование базами данных, считает ученый, может быть одной из сфер, где вполне реально наладить взаимодействие между образовательными структурами, научными центрами. И это очень крупная задача надолго, куда надо вкладываться.
Сегодня уже ясно, что Урал, безусловно, войдет в число площадок, где над новым вариантом "Стратегии 2020" будут работать собственные экспертные группы. И эта деятельность обязательно даст толчок развитию новых подходов к подготовке стратегических программ развития отдельных субъектов РФ, причем с опорой не только на собственные силы, но и на опыт коллег, готовивших предложения по федеральной программе.
Обозреватель Елена Глушкова