Урал / Точка зрения 9 декабря 2009 г. 09:48

В помощь уральской "оборонке"

Interfax-Russia.ru - Премьер-министр РФ Владимир Путин прибыл в Свердловскую область, где посетит ряд предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Доля военной продукции в общем объеме производства предприятий ОПК Свердловской области превышает 30%, а численность занятых на этих предприятиях – более 110 тыс. человек. Разумеется, премьер-министр российского правительства Владимир Путин, проводя серию совещаний, посвященных развитию этой отрасли, не мог не посетить Средний Урал.

Как сообщает "Интерфакс", в совещании в Нижнем Тагиле во вторник принимали участие вице-премьер Сергей Иванов, министр обороны Анатолий Сердюков, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, министр промышленности и торговли Виктор Христенко, генеральный директор госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов. В центре внимания – вопросы обеспечения Вооруженных сил РФ современными образцами вооружения и военной техники, положение дел в сфере бронетанкового машиностроения, а также ход реализации ряда других производственных программ.

Совещание прошло на площадке ОАО "НПК "Уралвагонзавод" в Нижнем Тагиле. Это одно из ведущих предприятий на международном рынке танкового машиностроения. Завод является также крупнейшим в России разработчиком и изготовителем различных типов грузовых вагонов, полувагонов, грузовых тележек, контейнер-цистерн. На рынке грузовых полувагонов России и стран СНГ доля завода в 2008 году составила 42%.

К сожалению, с начала этого года объем заказов со стороны ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) в портфеле УВЗ значительно сократился. К этому моменту на предприятии шла реконструкция производства при финансировании Чешского экспортного банка. Сотрудничать с банком УВЗ начал еще в 2006 году, когда привлек кредитную линию на 300 млн евро. В соответствии с условиями займа, завод должен был направить 40% средств кредитной линии на приобретение оборудования чешского производства, 60% - на приобретение оборудования любого производителя. В апреле 2007 года Чешский экспортный банк увеличил лимит кредитной линии, открытой для "Уралвагонзавода", с 300 млн до 1 млрд евро.

В феврале в первый, но не в последний раз в этом году вагоносборочное производство было приостановлено. В вынужденных отпусках оказалось почти 12 тыс. работников. Затем работа возобновилась, но с 1 марта заводчане вновь отправились в вынужденный простой. На предприятии сменилось руководство. Новая администрация прилагала немалые усилия по реструктуризации задолженности и оздоровлению финансов завода.

Так, в июле удалось подписать соглашение о реструктуризации задолженности перед Чешским экспортным банком. Под гарантию "Рособоронэкспорта" УВЗ получил кредитную линию от ВТБ объемом в 3 млрд рублей для расчетов с поставщиками. В сентябре Путин принял участие в судьбе завода. Он распорядился выделить из бюджета 4,4 млрд рублей на увеличение уставного капитала ОАО "Уралвагонзавод" путем размещения дополнительных акций компании. В целом допэмиссия булла разрешена советом директоров УВЗ на сумму 5,037 млрд рублей, из которых 4,4 млрд – внеплановое увеличение уставного капитала по инициативе государства, а 600 млн рублей – плановое увеличение в рамках федеральной программы. Соответствующее распоряжение от 15 сентября опубликовано на сайте кабинета министров РФ. В то же время, по словам гендиректора УВЗ Олега Сиенко, кредитный портфель УВЗ составляет 40 млрд рублей, из которых более 18 млрд – краткосрочная задолженность.

При этом УВЗ производит не только мирную продукцию для железных дорог, но и бронетанковую технику. Объединение остается крупнейшим в мире производителем бронетанковой техники – танков Т-72 и Т-90С и специальных боевых машин на их базе.

С возможностями такой техники во время пребывания в Нижнем Тагиле ознакомился председатель правительства РФ. На специальном полигоне Нижнетагильского института испытания металлов главе правительства продемонстрировали возможности боевой машины пехоты БМП-3 и танка Т-90А, которые уже стоят на вооружении российской армии. Бронетехника поразила цели из различных видов оружия, в частности, танк поразил бронированную цель, которая находилась от него в 4 километрах.

Путин осмотрел также боевую машину поддержки танков (БМПТ). Это новый тип боевой машины, аналогов которой пока нет в мире. Она предназначена для уничтожения как небольших мало укрепленных целей, так и хорошо укрепленных и бронированных целей. При этом машина может действовать на любой местности. Свои боевые возможности БМПТ показала в стрельбе по целям на расстоянии 700-1600 метров.

Владимиру Путину также продемонстрировали, как собирается танк Т-90, сообщает пресс-служба правительства РФ, генеральный директор "Уральского конструкторского бюро" Владимир Домнин рассказал премьеру, что основная отличительная особенность этого танка – наличие оптико-электронной системы подавления огня противника. Увидев корпус танка, на котором работали двое рабочих цеха, премьер поднялся на платформу и поинтересовался у них: "Что монтируете?" Рабочие рассказали, что они монтируют всю "силовую установку – мы ставим силовой узел, центруем, ставим коробочку".

По словам Домнина, завод уже изготовил около 850 машин на экспорт, в том числе для Индии. "Кстати, Вам привет от индийского премьера", - с улыбкой сказал Путин генеральному конструктору. Накануне российский премьер провел переговоры с главой правительства Индии Манмохан Сингхом.

Государственная поддержка "Уралвагонзавода" – это и поддержка обороноспособности России, и ее экспортного потенциала, и социальной стабильности в крупном уральском городе. Уральцы рассчитывали на помощь и они ее получат. Как сообщает агентство "Интерфакс", правительство РФ в первом квартале 2010 года выделит "Уралвагонзаводу" в уставный капитал солидную сумму. "В первом квартале "Уралвагонзавод" получит 10 млрд рублей в уставный капитал. Это прямая господдержка для финансового оздоровления, для обслуживания кредитных соглашений и лизинговых соглашений по модернизации", - сказал премьер.

При этом перспектива стабильной работы, по крайней мере, в I квартале будущего года у предприятия появилась уже в ноябре, и связана эта уверенность прежде всего с гособоронзаказом. "На следующий год есть четкая определенность по гособоронзаказу и по сотрудничеству с "Рособоронэкспортом". Проделана также работа по формированию заказа на железнодорожную технику. Цифры называть преждевременно, потому что мы ожидаем заключения договора с ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК, дочерняя компания ОАО "Российские железные дороги" – ИФ), который существенно изменит эту цифру. Пока наш заказ сформирован исходя из обещаний ПГК и тех контрактов с частными перевозчиками, которые мы уже заключили и выполняем. У предприятия есть уверенность в стабильной работе как минимум в первом квартале следующего года", - сообщил тогда агентству "Интерфакс-Урал" советник генерального директора НПК "Уралвагонзавод" по внешним связям Евгений Рошков.

По его словам, объем гособоронзаказа для УВЗ на 2010 год сохранится на уровне текущего года. "Есть уверенность по линии "Рособоронэкспорта". Я не могу обнародовать детали, но мы удовлетворены работой госпосредников. Относительно этого года мы считаем, что будет все, конечно, лучше и состояние отрасли будет лучше, чем в этом году. Но до докризисной ситуации пока еще далеко", - сказал советник гендиректора.

Путин отдельно отметил усилия заводчан, направленные на преодоление последствий экономического кризиса. "Всем нам и новому директору предприятия удается выходить из кризиса с минимальными потерями", - цитирует слова премьера "Интерфакс". На совещании в Нижнем Тагиле были озвучены среднесрочные перспективы развития уральского гиганта. Сейчас сформирован пакет заказов УВЗ на 2010-2012 годы – за счет потребностей "Транснефти", обеспечивающей перевозки нефтепродуктов в рамках проекта "Восточная Сибирь – Тихий океан", а также ОАО "Российские железные дороги" и частных перевозчиков.

"Тем не менее, предприятие выходит из кризиса не без проблем, в первую очередь они касаются исполнения долговых обязательств, необходимости совершенствовать производство и решать социальные вопросы. Социальные вопросы, кстати, решаются здесь очень успешно. Со своей стороны будем оказывать поддержку области, городу и предприятию", - пообещал глава российского правительства.

В рамках визита в Свердловскую область Владимир Путин также посетит ОАО "Уральский завод железнодорожного машиностроения" (УЗЖМ) в Верхней Пышме. Завод входит в дивизиональный холдинг группы "Синара" ОАО "Синара-Транспортные машины" и производит грузовые магистральные локомотивы постоянного тока, а также осуществляет модернизацию грузовых локомотивов для РЖД.

Обозреватель Елена Глушкова