Урал / Точка зрения 20 февраля 2009 г. 12:15

Выборы без протестов

Interfax-Russia.ru – На местных выборах массовые акции протеста как инструмент политической борьбы постепенно теряют популярность.

В первый день весны в двух промышленных регионах Урала пройдут выборы. В Свердловской области состоятся очередные выборы глав 16 муниципальных образований, депутатов 5 представительных органов. Голосовать на этих выборах смогут 1,6 млн граждан, почти половина избирателей региона. В Челябинской области в этот же день состоится голосование за депутатов представительных органов местного самоуправления, а также глав 18 муниципальных образований.

Екатеринбург будет выбирать городскую думу, а Челябинск, кроме того, еще и главу города. Есть за что побороться. Депутаты дум городов-миллионников контролируют, во всяком случае, должны контролировать распределение бюджетных средств, вносят изменения в устав города, а в скором времени смогут менять мэров городов. Интрига выборов усиливается не самой простой социально-экономической ситуацией в обоих регионах. Металлургические и машиностроительные предприятия обеих областей достаточно сильно пострадали от последствий мирового экономического кризиса. В обоих регионах нарастает объем неплатежей за тепло- и энергоносители со стороны бытовых и промышленных потребителей. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения ощутимо возросли, при этом высвобождение работников на крупных промышленных предприятиях становится печальной реальностью.

К тому же в Свердловской области именно с 1 февраля, то есть за месяц до дня голосования, вступил в действие не слишком популярный у населения закон о монетизации льгот на проезд в общественном транспорте. Монетизация транспортных льгот в прошлом году вызвала стихийные акции протеста у пенсионеров Челябинска. Можно было ожидать, что такой инструмент политической борьбы как акции протеста будет востребован на время выборной кампании. Тем более что протестную информационную повестку выдумывать не надо, она выстроилась объективно.

Опыт проведения массовых акций в обеих областях накоплен изрядный. При этом протесты далеко не всегда изначально организовывались извне политическими партиями и общественными организациями. Проще и удобнее было использовать стихийно зародившийся протест в собственных политических целях или для саморекламы. Классический пример такого рода – голодовка метростроителей в Екатеринбурге в 1999 году. Проходчики, доведенные до отчаянья невыплатами зарплаты, отказались подниматься на поверхность и объявили бессрочную голодовку. Казалось бы, при чем здесь политика? Но в том же году губернатор Свердловской области Эдуард Россель должен был переизбираться на очередной срок. И голодовка сразу стала предметом чисто политического торга. Областные власти объясняли стихийный протест недофинансированием строительства из федерального центра, мэрия Екатеринбурга, находившаяся тогда в политической оппозиции к региональной власти, доказывала, что вклад города в строительство федерального объекта весомей, чем из других источников. Представители ОПС Уралмаш, которые как раз в этот период интенсивно пошли во власть, организовали целую PR-акцию. Они спустились к голодающим и привезли им мешок денег.

Массовые акции в форме митингов и шествий организовывало в Свердловской области движение "Май". Одни считали это "движение борьбы трудящихся за социальные права" инструментом раскола протестного электората, другие – обновлением левого движения в регионе. Но тактика принудительного диалога с властью в конечном итоге успеха не принесла. Во всяком случае, в части защиты социальных прав трудящихся. "Массовые акции протеста на местных выборах не оправдывают себя, - считает политолог Михаил Коробельников. – Не оправдывают в окупаемости расходов на их организацию и результат. Для того чтобы достигнуть какого-то ощутимого эффекта, надо работать по площадям. У нас 35 округов, в которых будут выбирать депутатов городской думы. Значит, акции необходимо было проводить в течение достаточно длительного времени, причем по нарастающей в отношении требований и массовости. Однократная акция в центре города будет иметь такой же резонанс, как митинг жильцов микрорайона где-нибудь на окраине города, то есть никакого".

Нельзя сказать, конечно, что митингов и акций не стало совсем. 31 января на площади перед памятником основателям Екатеринбурга состоялся областной митинг в поддержку антикризисного курса президента РФ Дмитрия Медведева и председателя федерального правительства Владимира Путина, организованный региональным отделением политической партии "Единая Россия". В тот же день свой митинг провели коммунисты. Его участники выдвинули требования к властям национализировать базовые отрасли экономики и перейти к государственному регулированию экономики, заморозить тарифы на услуги ЖКХ и энергоносители, остановить рост безработицы, принять меры по кредитованию предприятий, установить жесткий контроль расходования бюджетных средств. То есть, по сути, вели агитацию за свою антикризисную программу. Только ни одну из этих мер реализовать депутаты городской думы города не могут, нет по закону у них на это полномочий.

Эстафету антикризисных митингов подхватило свердловское региональное отделение партии "Справедливая Россия". Полтысячи человек выдвинули свой план мероприятий по борьбе с последствиями социально-экономического кризиса и потребовали от властей незамедлительного его воплощения. В митинге участвовали кандидаты в депутаты дум и в главы муниципальных образований области. Но как, скажите на милость, может бороться с мировым кризисом депутат думы Верхней Пышмы, если градообразующее предприятие относится к металлургическому комплексу и вследствие падения цен на металл вынуждено временно высвобождать работников? Эти выходные тоже не обойдутся без митингов и пикетов. В субботу свердловские коммунисты будут требовать отмены монетизации льгот и призывать на выборах в городскую думу голосовать за коммунистов. Но даже если новый состав гордумы отменит областной закон о монетизации, где взять денег на компенсации за проезд льготников? Например, в Кургане фракция "Единой России" в городской думе решила уравнять в правах федеральных и остальных льготников. В начале месяца был утвержден новый порядок организации проезда льготных категорий граждан, согласно которому количество разовых купон-талонов для федеральных льготников снизилось до 15 в месяц. Решение было принято вследствие ограниченного финансирования льготы — из федерального бюджета было выделено лишь 8 млн рублей. На заседании 18 февраля депутаты единогласно решили для всех льготников, в том числе и федеральных, установить 50 льготных поездок в месяц. На реализацию решения необходимо изыскать дополнительно 14 млн рублей. Депутаты предложили обратиться за помощью в федеральные органы власти. Но на все города федеральных средств явно не хватит.

"В Челябинской области население пока проедает старые запасы, а власти – политический капитал, накопленный за годы экономического роста, - считает политолог Александр Подпригора. – Острое недовольство, которое может вывести тысячи людей на улицы, пока не сформировалось. Да и политические силы, способные грамотно организовать такой протест, либо не хотят, либо не могут этим заниматься". Бороться с кризисом на улице не только бесполезно, но и опасно. Зато у уральцев есть другая возможность – на выборах проголосовать так, чтобы избранная местная власть была способна эффективно справляться с местными проблемами. Уборкой улиц, ремонтом дорог и домов, организацией медицинской помощи и образовательных услуг. Это и будет местная антикризисная программа.

Обозреватель Елена Глушкова

Фото ИТАР-ТАСС