Interfax-Russia.ru – Ситуация в 17 городах России, по расчетам Минрегиона, может обостриться в ближайшее время.
Министерство регионального развития РФ подготовило алгоритм работы с моногородами. Документ носит название "Основные направления поддержки монопрофильных городов" и в перспективе ляжет в основу новой федеральной целевой программы.
К моногородам, по методике министерства, относятся населенные пункты, где четверть экономически активного населения занята на предприятиях единого производственно-технологического процесса. В России более 400 таких моногородов, подсчитали в Минрегионе, в них проживает 24% городского населения страны, до кризиса они создавали 40% ВВП. Чиновники предлагают вести мониторинг ситуации в 260-280 таких городах, причем, по их расчетам, серьезные проблемы в ближайшие годы могут появиться в 60 населенных пунктах, а в 17 самых кризисных обострение может произойти в ближайшее время.
Надо сказать, Минрегион не единственная структура в правительстве РФ, озабоченная проблемой моногородов. На прошлой неделе федеральное министерство промышленности и торговли выступило с собственными предложениями по диверсификации экономики муниципальных образований с кризисными градообразующими предприятиями. Например, в Байкальске, где в настоящее время остановлен целлюлозно-бумажный комбинат, предполагается построить станцию для дайвинга, рыбокомбинат и завод по розливу родниковой воды. А в Тольятти (с градообразующим предприятием ОАО "АвтоВАЗ") можно организовать производство детских игрушек, электромобилей, развивающих игр. Есть идеи по созданию в Тольятти производств медицинской техники, фармацевтических препаратов, переработки химического сырья, утилизации промышленных отходов.
Наконец, еще в ноябре прошлого года Институт региональной политики подготовил исследование "Моногорода России: Как пережить кризис?". Традиционными территориями размещения моногородов, говорится в исследовании, является промышленный пояс развития, включающий в первую очередь регионы Урала и юга Сибири. В этом поясе расположены наименее благополучные в социальном отношении моногорода металлургии и машиностроения, часто имеющие в качестве градообразующих всего одно крупное предприятие. В сырьевом поясе, занимающем северные и восточные территории Российской Федерации, население моногородов занято первичной обработкой сырья: это Сургут, Нижневартовск в Ханты-Мансийском автономном округе, Новый Уренгой в Ямало-Ненецком автономном округе, Усинск в Республике Коми и другие.
У всех этих населенных пунктов есть еще одна общая черта – в монопрофильном городе градообразующие предприятия обеспечивали не только экономическое, но и социальное благополучие населения. Понятно, что сокращение производства и доходов жителей вместе с оптимизацией социальных расходов предприятий подогревают обстановку и превращают население моногородов в горючий материал для акций протеста.
Разумеется, вопросом предотвращения социальных конфликтов в первую голову озабочено руководство регионов, муниципалитетам самостоятельно с перепрофилированием города не справиться. В Челябинской области, как сообщает пресс-служба губернатора региона, за первые шесть месяцев этого года 320 предприятий реального сектора экономики получили точечную поддержку. "Поддержка оказывалась, прежде всего, градообразующим предприятиям в городах Аша, Карабаш, Сатка, Верхний Уфалей, Златоуст, Катав-Ивановск, Кыштым, Нязепетровск, Усть-Катав, Бакал, Миньяр и других. В результате на предприятиях, получивших точечную поддержку, удалось сохранить рабочие места и трудовые коллективы", - говорится в сообщении.
В Кемеровской области по различным сценариям будут развивать несколько шахтерских городов и территорий: Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий и Таштагольский район. В Прокопьевске инвесторы вкладывают деньги в строительство завода по ремонту железнодорожных вагонов, объем инвестиций оценивается в 1,3 млрд рублей. В Таштагольском районе возможна реализация проекта разработки медного месторождения. На базе месторождения в районе Ленинска-Кузнецкого можно производить муллит и дорогостоящую побочную продукцию. Еще один крупный проект - очередной этап развития спортивно-туристического комплекса "Шерегеш".
На Среднем Урале антикризисную концепцию развития разрабатывает Нижний Тагил. Здесь, в частности, предполагается создать "Уральский индустриальный парк" с внедрением новых заводов, развитием транспортно-логистической системы и открытием историко-туристического комплекса "Демидов парк". Разработчики рассчитывают, что комплекс будет привлекать в город до 100 тыс. туристов ежегодно, а реализация всех направлений концепции позволит создать дополнительно 40 тыс. рабочих мест.
Так называемые прогрессивные моногорода, включенные в список Минрегиона, должны будут защитить свою программу экономической стабилизации. После этого можно рассчитывать на поддержку из федерального бюджета – в 2010 году на моногорода из антикризисного фонда выделено 10 млрд рублей. Первоначально технологии будут отрабатываться на 3-5 пилотных проектах.
"На мой взгляд, очень важно, чтобы для участия в программе были отобраны действительно проблемные территории, - считает политолог Александр Подпригора. – Возьмем нашу Челябинскую область. В моногорода записывают Златоуст, хотя на проблемном предприятии здесь трудится 4 тысячи человек, а население города 200 тысяч. Моногородом называют Озерск и Снежинск, там действительно есть доминирующие предприятия, но серьезных трудностей эти поселения не испытывают. А есть Верхний Уфалей или Касли, где одно-два промышленных предприятия, и те никому не были нужны даже в благополучные времена".
По мнению политолога, необходим точечный анализ ситуации в депрессивных городах и территориях, поскольку общего рецепта спасения нет. "Главное, вектор помощи должен быть направлен именно на развитие территории и поддержку населения, а не на реанимацию мертвых промышленных производств", - считает он.
Кстати, разработчики "Основных направлений поддержки монопрофильных городов" также считают, что помогать и спасать надо не все населенные пункты. "Экономически нецелесообразно поддерживать города, в которых предприятия работают на технологиях 30-40-летней давности, модернизации не было последние 15 лет и которые удалены от рынков сбыта", - цитируют слова одного из сотрудников Минрегиона Андрея Нещадина газета "Ведомости". Из безнадежных поселений граждан будут переселять. Как утверждает Нещадин, уже принято решение о переселении двух городов в Республике Коми.
Другое дело, что экономическая и политическая целесообразность не всегда совпадают. Едва ли руководителям регионов, в которых начнется программа переселения, будет легко объяснить гражданам, почему они должны покинуть насиженные места и начинать новую жизнь на новом месте. Заместитель главы Коми Иван Поздеев уже опровергает информацию о переселении двух городов. По его словам, на территории республики переселение граждан осуществляется в рамках подпрограммы ФЦП "Жилище" на 2002-2010 гг. Официальных сведений об иных программах, касающихся переселения северян, в Минархстрой Коми не поступало. Таким образом, "переселение двух неперспективных городов не планируется", - говорит Поздеев. Как заявил журналистам вице-губернатор Челябинской области Владимир Дятлов, на Южном Урале депрессивных городов, подлежащих расселению, нет.
Между тем в Минрегионе считают, что шансы выжить есть у четырех типов монопрофильных городов: это спутники крупных конгломератов, обладатели уникального потенциала, поселения на притрассовых территориях и те, которые смогут перепрофилироваться под сельское хозяйство с уклоном в крупные агрохолдинги. Впрочем, последний алгоритм выживания подходит не для всех. Например, не для северного Ханты-Мансийского автономного округа, где в моногородах сосредоточено 79% городского населения.
Обозреватель Елена Глушкова
Фото ИТАР-ТАСС