Interfax-Russia.ru – Главная военная прокуратура инициировала проверку законности амнистии экс-министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Между тем, его адвокаты в законности не сомневаются.
Военные прокуроры усомнились в боевых заслугах бывшего министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, благодаря которым он, по данным СМИ, в конце февраля был амнистирован по делу о халатности. Чтобы разрешить сомнения, Главная военная прокуратура (ГВП) привлекла экспертов из профильного научного института.
"Надзорный орган (...) привлек к решению вопроса один из научно-исследовательских институтов, в котором было назначено проведение соответствующего исследования. Его результаты должны быть готовы буквально на днях", - сообщила газета "Коммерсант" 21 апреля.
Постановление о применении амнистии к Сердюкову подписали, по данным издания, руководитель 2-го отдела Главного военного следственного управления (ГВСУ) Николай Ерофеев и сам экс-министр обороны. Одним из оснований применения амнистии было "боевое прошлое" обвиняемого, а главным – орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени, который Сердюков получил осенью 2008 года после августовского конфликта с Грузией. Тогда, еще являясь президентом РФ, Дмитрий Медведев отозвал экс-министра из отпуска, чтобы тот руководил действиями российской армии в ходе конфликта.
О том, что Анатолий Сердюков может попасть под амнистию, сообщалось и до принятия Госдумой постановления "Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции 20 декабря 2013 года". Тогда, речь шла о том, что бывший министр может быть прощен, даже если ему предъявят обвинение по более тяжкой, чем "халатность" (ст.293 УК РФ), 285-й статье УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).
Однако после того, как следователи сообщили Сердюкову, что он подпадает под условия амнистии, экс-министр не стал торопиться с соответствующим ходатайством и решил сначала ознакомиться с материалами уголовного дела.
"Амнистия предполагает прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, то есть, экс-министр косвенно признает свою вину. Именно поэтому он до сих пор не ходатайствовал о применении к нему акта амнистии", - сообщил тогда "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией. Эти доводы подтвердил и адвокат Сердюкова Генрих Падва, добавив, что для подачи прошения об амнистии сначала необходимо заручиться согласием экс-министра.
Однако, изучив 56 томов уголовного дела, бывший министр на амнистию все же согласился, несмотря на риск еще больше испортить репутацию. "Известия" тогда сообщили, что защита Сердюкова направила соответствующее прошение в СК РФ 25 февраля. По информации издания, бывший министр обороны формально оставался под юрисдикцией Следственного комитета, а решение об амнистии должен был принять следователь по делу и только потом направить свое решение вместе с материалами дела на утверждение в прокуратуру. В СК РФ отказались комментировать вопросу амнистии экс-главы Минобороны, а адвокат Сердюкова Падва заявил, что его клиент не подавал никакого прошения.
Между тем, информированный источник в органах военной юстиции сообщил "Интерфаксу", что экс-министр все же ходатайствовал об амнистии. По его словам, между следствием и обвиняемым была достигнута негласная договоренность о том, что бывший глава военного ведомства подаст прошение сразу после окончания Олимпиады.
Несколько другую информацию по этому вопросу опубликовал "Коммерсант". Издание сообщает, что само постановление о применении амнистии было подписано 14 февраля, но материалы уголовного дела в ГВП из ГВСУ направили только в начале апреля – с этой даты будут отсчитываться две недели, в течение которых, согласно закону, ГВП может отменить постановление военных следователей в порядке надзора. Таким образом, военная прокуратура, по данным "Коммерсанта", успевает получить заключение экспертов о правомочности применения амнистии к Сердюкову и вынести окончательное решение.
В свою очередь, адвокат экс-министра Падва заявил, что февральская амнистия по уголовному делу о халатности была проведена на законных основаниях.
"Мы считаем, что все было сделано правильно, по закону. У нашего подзащитного сильная позиция по этому вопросу", - заявил "Интерфаксу" Генрих Падва, однако не исключил, что амнистия могла вызвать у многих вопросы.
Тем временем, в Госдуме еще в декабре 2013 года отмечали, что сама по себе должность министра обороны РФ, которую занимал Сердюков, не дает оснований для того, чтобы считать его защитником интересов Отечества, а, следовательно, и для применения к нему амнистии.
"Пребывание человека в конкретной должности, даже в военном ведомстве, не является основанием считать его защитником Отечества с тем, чтобы к нему применить амнистию", - сообщил "Интерфаксу" замглавы комитета Госдумы по уголовному, арбитражному, гражданскому и процессуальному законодательству Александр Куликов.
В то же время он отметил, что не имеет данных о том, имеются ли у Сердюкова государственные награды и заслуги, связанные с участием в каких-либо операциях, боевых действиях по защите интересов Отечества.
Против амнистии Сердюкова высказались и депутаты Госдумы от КПРФ, которые обратились к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину с призывом отменить постановление о применении амнистии. По мнению авторов запроса зампредседателя ЦК КПРФ Валерия Рашкина и секретаря ЦК КПРФ Сергея Обухова, Сердюков не относится ни к одной из категорий граждан, в отношении которых может быть применено постановление Госдумы об амнистии.
Резко осудили амнистию в отношении Сердюкова в Общественной палате РФ, и организациях военных профсоюзов.
По словам председателя Общероссийского профсоюза военнослужащих (ОПС) капитана 1 ранга Олег Шведков, многих военнослужащих и ветеранов удивило то обстоятельство, что сообщение об амнистии прозвучало полуофициально, а не из уст официальных источников.
Между тем, как сообщил "Интерфаксу" высокопоставленный источник в органах военной юстиции амнистия в отношении экс-главы Минобороны касалась только одного эпизода, связанного с незаконным строительством дороги к частному объекту на острове Школьный Астраханской области.
"Все разговоры о какой-то проверке законности примененной в отношении бывшего министра обороны амнистии не имеют под собой оснований. Данное решение принималось следственными органами на основании объявленной Госдумой амнистии, а Главная военная прокуратура против него не возражала", - рассказал источник.
Он также добавил, что еще не дана правовая оценка деятельности бывшего министра обороны по делу "Оборонсервиса" - о нарушениях закона в ходе реализации военного имущества. Расследование этого дела еще продолжается.
"Правовая оценка действиям бывшего министра по остальным эпизодам обязательно будет дана", - подчеркнул собеседник агентства.
Обозреватель Александра Галактионова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"