Interfax-Russia.ru - Обладательница премии Анны Политковской Наталья Эстемирова была похищена в Чечне, а ее труп обнаружили в Ингушетии.
Это известие сразу же получило мировой резонанс. Одним из первых откликнулся министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, оценив расправу над сотрудницей правозащитной организации "Мемориал" в Чечне как "ужасное убийство". Кушнер потребовал сделать все возможное, чтобы убийцы были найдены и понесли заслуженное наказание. Его поддержал министр иностранных дел Швеции Карл Билдт, осудив циничное преступление от имени Евросоюза, где Швеция ныне является председателем. Не остались в стороне и американцы. Официальный представитель Совета национальной безопасности при Белом доме Майкл Хаммер призвал Россию продемонстрировать, что "беззаконие и безнаказанность в данном случае недопустимы". "США крайне опечалены сообщениями о похищении и убийстве Натальи Эстемировой, уважаемого борца за права человека", - отмечается также в коммюнике представителя госдепартамента Иэна Келли.
Такая реакция не случайна. 50-летняя Наталья Эстемирова в последнее время была, пожалуй, одним из самых известных на Западе общественных деятелей, бескомпромиссно отстаивавших приоритет общечеловеческих ценностей в Чечне. В западном правосознании Эстемирова заняла место покойной Анны Политковской, столь же цинично расстрелянной в октябре 2006 года в Москве. Символично то, что именно Эстемировой 5 октября 2007 года в Лондоне была вручена первая ежегодная премия имени Анны Политковской, учрежденная международной неправительственной организацией RAW in WAR ("Reach All Women in WAR" - "Помочь всем женщинам, оказавшимся в войне"). До этого российская правозащитница в 2004 году была удостоена премии "Право на существование", которая учреждена парламентом Швеции за выдающиеся взгляды и работу от имени человечества. А В 2005 году Европарламент наградил Эстемирову медалью Роберта Шумана.
Так что нынешнюю расправу над сотрудницей "Мемориала" можно по праву считать вызовом не только России, но и всему мировому сообществу. При этом следует отметить, что исполнителям кровавой акции не удалось сработать чисто. Судя по тому, как разворачивались события, заказчики убийства стремились обставить дело так, чтобы следы преступления искали в Ингушетии. Для этого необходимо было незаметно похитить Эстемирову, вывезти в соседнюю республику и там убить. Все так и было сделано, за исключением одного: похитить незаметно женщину не получилось.
Преступники очень рассчитывали на внезапность нападения, когда в половине девятого утра подстерегали сотрудницу "Мемориала" у ее дома в Грозном. При этом правозащитники сообщили, что, по рассказам нескольких свидетелей, от дома до места похищения по пятам за жертвой шла неизвестная женщина. Они высказывают предположение, что исполнители убийства не знали Эстемирову в лицо, поэтому незнакомка могла быть наводчицей и указать на объект преступления.
"Похоже на то, - склонен согласиться с этой версией бывший оперативник, полковник в отставке Александр Коновалов, прокомментировавший ситуацию специально для Interfax-Russia.ru. - Даже если речь идет о политическом убийстве, разумнее всего поручить исполнение заказа представителям "классического" криминалитета, никак не связанным с политикой. Затем их тоже убирают - и концы в воду. При случае можно даже этих исполнителей "найти" и отчитаться перед общественностью в благополучном раскрытии дела".
Однако Наталья Эстемирова своим поведением нарушила планы преступников. Когда несколько крепких мужчин, резко подкатив к ней на белой машине ВАЗ-2107, внезапно напали на правозащитницу и попытались мгновенно затолкать ее в "семерку", женщина успела громко закричать, что ее похищают. Машина скрылась в неизвестном направлении, но появились очевидцы преступления. Между тем, коллеги Эстемировой были обеспокоены: на 10 часов у нее была назначена встреча с журналистом из Москвы, который ожидал ее в офисе "Мемориала", но она не явилась. Мобильный телефон тоже не отвечал. Тогда правозащитники поехали к Эстемировой домой, в грозненский микрорайон Ипподромный, где и узнали о произошедшем. Они тут же обратились с заявлением в Ленинский ОВД чеченской столицы. На место выехала опергруппа, был объявлен план "Перехват". К сожалению, задержать похитителей не удалось. Так или иначе, ставка злоумышленников на "ингушский след" явно не сработала.
А то, что такая ставка делалась, по мнению ряда экспертов, не подлежит сомнению. Во второй половине дня, около 16.30, тело Эстемировой было обнаружено на территории Ингушетии - в лесополосе на обочине трассы "Кавказ" возле селения Гази-Юрт Назрановского района. По сведениям пресс-службы СКП РФ по Ингушетии, "в погибшую, скорее всего, стреляли из пистолета Макарова калибра 9 мм. Преступники произвели контрольный выстрел в голову. Также на теле есть множественные огнестрельные ранения в области живота и груди". Позднее следователи уточнили: выстрелов голову было два.
В лежавшей рядом сумочке оказался российский паспорт на имя Натальи Эстемировой, а также удостоверение члена экспертного совета аппарата уполномоченного по правам человека РФ по Чеченской республике и мандат общественного наблюдателя комиссии по общественному контролю в местах принудительного содержания.
"Это свидетельствует о том, что преступники не стремились скрыть следы убийства, а, напротив, хотели, чтобы тело было не только обнаружено, но и сразу же идентифицировано, - прокомментировал агентству Interfax-Russia.ru Александр Коновалов. - Для чего? Для того чтобы увести следы из Чечни. Дескать, сотрудница "Мемориала" отправилась в Ингушетию разбираться в очередной жалобе, а там ее и застрелили".
То, что убийство, вне всяких сомнений, носит именно политический характер, никто не сомневался с самого начала: слишком уж яркой фигурой была Наталья Эстемирова, слишком большой резонанс в Чечне и далеко за ее пределами вызывала ее деятельность в области защиты прав человека. Правда, первоначально официальный представитель СКП РФ по Ингушетии Светлана Горбакова заявила, что у следствия есть две версии расстрела Эстемировой: "В качестве главной - ее профессиональная деятельность на территории Чеченской Республики, а также выдвинута версия об убийстве на почве личных неприязненных отношений". Однако член правления "Мемориала" Александр Черкасов с первых же минут высказался более чем определенно: "Мы имеем все основания полагать, что к этому могут быть причастны чеченские силовики. Наталья сообщала о весьма неприятных для них сюжетах".
И совсем уж никаких сомнений по поводу мотивов преступления не оставил президент России Дмитрий Медведев. Как заявила журналистам пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова, "к сожалению, очевидно, что это умышленное убийство может быть связано с правозащитной деятельностью Натальи Эстемировой". "Тем жестче должно быть наказание преступникам", - подчеркнула пресс-секретарь президента. Как сообщает пресс-служба Кремля, президент поручил руководителю Следственного комитета при Генеральной прокуратуре Александру Бастрыкину лично контролировать расследование убийства правозащитницы. После этого Бастрыкин срочно прибыл в Ингушетию для непосредственной организации расследования уголовного дела и координации деятельности всех сотрудников правоохранительных органов по делу Натальи Эстемировой. "Уголовное дело возбуждено дело по части первой статьи 105 (убийство) и части первой статьи 222 (незаконный оборот оружия и боеприпасов)", - заявил прокурор Ингушетии Юрий Турыгин. По факту убийства назначена судебно-медицинская экспертиза, проводятся следственные и оперативно-розыскные мероприятия. В Назрань выехали также следователи главного следственного управления по ЮФО и криминалисты центрального аппарата СКП РФ.
Но кому же была выгодна смерть сотрудницы "Мемориала"? К сожалению, слишком многим. Последние 10 лет она занималась расследованием похищений, убийств, пыток и проблемами беженцев в Чечне и сопредельных республиках, дружила с Политковской, вместе они делали одно общее дело. Причем резкой критике и разоблачениям подвергались, в первую очередь, федеральные и чеченские республиканские силовые структуры. Достаточно сказать, что две недели назад эксперт правозащитной организации Human Rights Watch Татьяна Локшина опубликовала доклад о правах человека в России с большим разделом по Чечне, который составлен на основании материалов Натальи Эстемировой. В нем рассказывается о похищениях людей и внесудебных казнях, совершаемых в Чечне как федеральными, так и местными силовиками.
Эстемирова не раз заявляла, что после отмены режима контртеррористической операции в Чечне стало исчезать значительно больше людей, чем прежде. 14 июля, накануне убийства, Эстемирова в интервью агентству "Кавказский узел" рассказала о расстрелах людьми в военном камуфляже нескольких чеченцев в Урус-Мартановском, Шалинском и Курчалоевском районах Чечни. По ее словам, силовики специально сгоняли людей на "показательную" казнь, но чеченцы боятся заявлять об этом в правоохранительные органы, не веря в справедливость.
Разумеется, подобные действия - независимо от объективности самих рассказов - являлись весомым раздражителем для силовиков. Кстати, наблюдатели в этой связи отмечают одну странность: если по территории Чечни сразу после отмены режима КТО похитители могли перемещаться без особых проблем, но после начала совместной спецоперации МВД Ингушетии и Чечни против боевиков в мае этого года пропускной режим на границе регионов резко ужесточился. Эксперты и правозащитники недоумевают - как преступникам удалось уже после объявления плана "Перехват" незамеченными переехать из Чечни в Ингушетию?..
Многие коллеги Эстемировой по правозащитному цеху обращают внимание на то, что чеченские власти не раз выражали недовольство ее работой. В 2008 году Рамзан Кадыров включил Эстемирову в комиссию по правам человека по Чечне, а потом отправил ее в отставку. Между ними состоялся заочный публичный спор: Кадыров осудил правозащитницу за ее критику обязательного ношения чеченскими женщинами головных уборов. А накануне преступления, по сведениям ряда источников, уполномоченный по правам человека Чечни Нурди Нухажиев вызвал к себе руководителя грозненского офиса "Мемориала" Шахмана Акбулатова и заявил, что Эстемирова не замечает позитивных изменений в республике и выносит сор из избы.
Однако в Чечне есть немало и тех, кто вспоминает о том, что, несмотря на полемику с руководством республики, Наталья Эстемирова неоднократно встречалась с Кадыровым с глазу на глаз, обсуждая с ним самые острые проблемы и при этом ни разу не упоминала о каких-либо угрозах в свой адрес со стороны официальных властей. Эстемирова контактировала и с правоохранительными органами. Как раз на 15 июля у нее была запланирована поездка в Ставропольский край вместе с сотрудниками чеченского МВД.
Ряд кавказских политиков считает, что убийство сотрудницы "Мемориала" - как раз провокация, направленная на то, чтобы "подставить" руководство Чечни, а заодно и Ингушетии: очень уж активно в последнее время руководство республик взялось за борьбу с экстремистами и боевиками. Так, председатель парламента Ингушетии Махмуд Шакалов подчеркнул, что целью заказчиков убийства было дестабилизировать обстановку в регионе и вбить клин между двумя братскими народами - ингушским и чеченским.
Сам Кадыров настаивает на том же. "Те, кто организовал и исполнил это чудовищное преступление, представляют нашему обществу не меньшую, а может, и большую угрозу, чем террористы и ваххабиты, проливавшие кровь тысяч невинных людей", - заявил он журналистам.
По словам президента Чечни, это убийство является "четко спланированной акцией, преследующей цель втоптать в грязь и чеченский, и ингушский народы, отвлечь внимание и силы правоохранительных органов от широкомасштабных спецопераций, проводимых чеченской и ингушской милициями при поддержке федеральных сил, которые позволили за короткий период уничтожить десятки боевиков и их главарей".
"Эстемирова посвятила себя защите прав человека. У нее не могло быть врагов среди числа здравомыслящих людей. И те, кто лишил ее жизни, не имеют права называться людьми, не заслуживают никакой пощады, и должны быть наказаны как самые жестокие преступники", - сказал Кадыров.
При этом чеченский президент в свойственной ему манере добавил: поиском преступников будет заниматься не только официальное следствие. "Как и предусмотрено вековыми традициями и менталитетом чеченского народа, преступников будут искать и иными, народными методами, которые иногда оказываются очень результативными", - пояснил он свою мысль.
Что же, время покажет, насколько окажутся действенными и официальные, и неофициальные методы следствия. Пока, увы, статистика свидетельствует, что раскрываемость подобных циничных преступлений, жертвами которых становятся правозащитники и журналисты, чрезвычайно низка.
Пули становятся веским аргументом в споре между добром и злом, ставя в жизни борцов за права человека точку, а в расследованиях этих убийств - многоточие…
Обозреватель Александр Сидоров