Interfax-Russia.ru - "Русский алюминий" намерен через суд отстаивать свои права на владение крупным промкомплексом в Гвинее, власти которой, по сути, отбирают предприятие у российской компании.
Новое правительство Гвинеи, пришедшее к власти в декабре 2008 года в результате военного переворота, пытается добиться признания недействительной сделки по приватизации боксито-глиноземного комплекса Friguia, с 2006 года принадлежащего российской компании "РусАл". Руководство Гвинеи объясняет свои действия тем, что доход государства от приватизации предприятия был меньше его рыночной стоимости. Власти маленькой, но богатой на природные ресурсы страны заявляют, что "РусАл" в свое время заплатил за комбинат $19 млн, хотя предприятие было оценено неназванными консультантами в $257 млн.
Кроме того, по словам министра горнодобывающей промышленности Гвинеи Мамуда Тиама, "РусАл" не заплатил "крупную сумму" налогов, других выплат и не выполнил ряд обязательств, из-за чего общая сумма долга компании составляет без малого $750 млн.
Руководствуясь этими подсчетами и доводами, в апреле этого года новый президент Гвинеи Мусса Камара отдал распоряжение министру юстиции страны о возбуждении судебного дела в отношении сделки по покупке "РусАлом" упомянутого комплекса. Гвинейский суд в начале этого месяца вынес решение о том, что собственность должна быть возвращена местным властям. Позднее советник Камара Момо Сацко заявил журналистам, что после завершения национализации глиноземного комплекса Гвинея, возможно, будет искать нового партнера для этого проекта.
Между тем "РусАл" решил использовать все доступные правовые инструменты, включая международный арбитраж, для защиты своих прав как законного владельца актива, рассказывают в компании. Для начала "РусАл" подал в гвинейский суд апелляцию на решение об отмене продажи боксито-глиноземного комплекса Friguia, сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе компании, добавив, что параллельно объединенная компания готовит иск в международный арбитраж в Париже - заключенное в 2006 году соглашение о приватизации комплекса регулируется французским законодательством. "Мы намерены использовать все имеющиеся юридические инструменты, включая международный арбитраж, для защиты наших прав как законных владельцев актива", - говорят в компании.
Действия властей Гвинеи вызвали такой резонанс, что с заявлением по проблеме на днях выступил МИД РФ. В нем говорится, что российское внешнеполитическое ведомство не станет вмешиваться в отношения властей Гвинеи с российской компанией "РусАл" вокруг акций боксито-глиноземного комплекса "Фрия", однако будет внимательно следить за обеспечением прав российского инвестора. В заявлении выражается надежда, что власти Гвинеи "со всей ответственностью оценивают обоснованность своих претензий, руководствуются исключительно духом и буквой закона, положениями действующих между Российской Федерацией и Гвинейской Республикой международных договоров".
МИД РФ надеется, что гвинейские власти "отдают себе отчет в возможных последствиях таких действий как для общего климата традиционно конструктивных российско-гвинейских отношений, так и для социально-экономической ситуации в собственной стране".
Впрочем, новое гвинейское правительство, похоже, пошло дальше в своих попытках говорить с международными инвесторами на новых условиях. Власти намерены пересмотреть все невыгодные, как здесь считают, соглашения по разработке месторождений полезных ископаемых. Для справки: в Гвинее на поставки за рубеж бокситов приходится 80% экспортной выручки страны. В стране, которая обладает крупнейшими в мире запасами бокситов, помимо "РусАла" сырье добывают такие крупные корпорации как Rio Tinto Alcan и Alcoa. Кстати, той же Rio Tinto тоже пришлось несладко со сменой власти в Гвинее. В конце прошлого года государство потребовало от этой горно-металлургической компании вернуть часть концессий на добычу железной руды.
У "РусАла" - крупнейшего мирового производителя алюминия и глинозема - в Гвинее сосредоточены достаточно крупные активы. Помимо боксито-глиноземного комплекса Friguia в управлении у компании находится горнодобывающий комбинат "Компания бокситов Киндии" (Киндия - город в республике Гвинея, расположенный к северо-востоку от столицы государства Конакри - ИФ).
Как считают эксперты, шансы на то, что "РусАл" сможет сохранить комплекс Friguia за собой после всех тяжб, относительно невысоки. Старший аналитик ИФК "Метрополь" Денис Нуштаев в одном из интервью высказал мнение, что новая власть Гвинеи не станет судиться с российской компанией в международных инстанциях, для начала процедуры изъятия предприятия ей будет достаточно решения местного правосудия. С точки зрения экономической целесообразности данный комплекс - ценнейший актив. На данный момент комплекс производит около 8,2% от общего производства глинозема группой "РусАл". По мнению Нуштаева, чтобы сохранить предприятие, российской компании рано или поздно придется договариваться с местным правительством о доплате за комплекс.
В "РусАле" такой сценарий не рассматривают, рассчитывая на юридическую победу. Доплаты за покупку завода не планируются, говорят в компании, так как за время работы на гвинейских объектах "Русский алюминий" вложил в них уже около $400 млн. Что касается претензий по налогам и прочим платежам, то в "РусАле" этой информации попросту не доверяют, поскольку ничего не знают о том аудите, который оценил претензии гвинейских властей в столь круглую сумму.
С другой стороны, слова представителя ИФК "Метрополь" косвенно подтверждает недавнее высказывание Момо Сацко - советника гвинейского президента, который считает рассмотрение иска "РусАла" в Париже невозможным. "В акте передачи акций компании Friguia SA, заключенном 14 апреля 2006 года между Гвинеей как отчуждателем и компанией Ruskij Aluminij LLC как приобретателем, нет ни одной оговорки, которая подразумевает международный арбитраж", - утверждает он. В "Русском алюминии" настаивают на обратном.
Возьмется ли рассматривать иск "РусАла" международный арбитражный суд, мы узнаем лишь через несколько месяцев - решения трибунала о подсудности подобных дел, говорят эксперты, редко принимаются быстрее. Interfax-Russia.ru будет следить за развитием ситуации.
Обозреватель Максим Кирчатов