Точка зрения 8 октября 2010 г. 16:15

"Булава" попала в цель

Interfax-Russia.ru – Стратегической ракете "Булава" удалось преодолеть "черную полосу" – очередной, тринадцатый по счету, испытательный запуск оказался удачным.

Тяжелый атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения "Дмитрий Донской" 7 октября успешно произвел испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования "Булава" из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. "Параметры траектории полета ракеты отработаны в штатном режиме, боевые блоки успешно прибыли на полигон Кура", - сообщили "Интерфаксу-АВН" в управлении пресс-службы и информации Минобороны РФ.

Трудная история

Это был 13-й по счету испытательный пуск "Булавы", из 12-и предыдущих, по неофициальным данным, только пять считаются успешными или частично успешными.

Межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р30 "Булава" (в международных договорах используется название РСМ-56, по классификации НАТО – SS-NX-30) – новейшая российская трехступенчатая твердотопливная ракета, предназначенная для вооружения перспективных атомных подводных стратегических ракетоносцев проекта "Борей". Ракета способна нести до 10-ти гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения, мощностью до 150 килотонн каждый, способных менять траекторию полета по высоте и курсу, и поражать цели в радиусе до 8 тыс. км. "Булава" составит основу перспективной группировки Стратегических ядерных сил России до 2040 – 2045 годов.

Задача создания принципиально новой стратегической ракетной системы морского базирования была поставлена примерно в одно время с разработкой ракетного комплекса наземного базирования "Тополь-М".

Решение в пользу разработки "Булавы" было принято в 1998 году после трех неудачных испытаний законченного более чем на 70% комплекса стратегического оружия "Барк". "Когда "Барк" в третий раз потерпел аварию при пуске, встал вопрос не вытягивать эту 100-тонную ракету, поскольку она реально не отвечала предъявляемым требованиям и не укладывалась в схему развития морских стратегических ядерных сил", - рассказал "Интерфаксу-АВН" бывший начальник вооружения Вооруженных сил РФ генерал-полковник Анатолий Ситнов.

В результате Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева и передал разработку новой морской стратегической ракеты Московскому институту теплотехники (МИТ). Тем более, что у МИТ уже была отработана ракета "Курьер" – достаточно продвинутый комплекс с дальностью 9,5 тыс. км и весом 16 т. Именно эти наработки впоследствии легли в основу проекта "Булавы".

Первоначально планировалось, что новая ракета будет весить 26-28 тонн, однако впоследствии вес ракеты пришлось несколько увеличить. На конкурс по морской ракете были приглашены ведущие ракетостроительные разработчики, однако именно МИТ дал наиболее детально проработанный проект и предложил использовать заделы, полученные при создании комплекса "Тополь-М". Производство ракет "Булава" было развернуто на ФГУП "Воткинский завод" (Удмуртия), где производятся и ракеты "Тополь-М".

После того, как 24 мая 2004 года на Воткинском машиностроительном заводе во время испытаний твердотопливного двигателя произошел взрыв, было решено отказаться от использования подводных стендов для отработки подводного старта и использовать для этих целей запуски с подводной лодки. Первый – 23 сентября 2004 года – и все последующие запуски "Булавы" происходили со специально модернизированной АПЛ "Дмитрий Донской" проекта 941 УМ "Акула". В начале 2000-х годов подлодка прошла глубокую модернизацию под новый ракетный комплекс "Булава ".

"Черная полоса" для "Булавы" началась с четвертого испытательного запуска – 7 сентября 2006 года ракета, пролетев после старта несколько минут, отклонилась от курса и упала в море. Через полтора месяца пятый испытательный пуск ракеты также закончился неудачно: после нескольких минут полета "Булава" отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море. Шестой испытательный пуск ракеты был произведен 24 декабря 2006 года и вновь закончился неудачно – отказ двигателя третьей ступени ракеты привел к ее самоликвидации на 3-4 минуте полета.

Седьмой испытательный пуск состоялся 28 июня 2007 года и на этот раз завершился частично удачно – не достигла цели лишь третья боеголовка. Восьмой (18 сентября 2008 года) и девятый (28 ноября 2008 года) запуски, по информации Минобороны, завершились успешно, а с десятого (23 декабря 2008 года) – для "Булавы" вновь началась полоса неудач. После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчетной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе. На одиннадцатом запуске (15 июля 2009 года) ракета также самоликвидировалась на 20-й секунде полета из-за сбоя на этапе работы двигателя первой ступени.

После очередной неудачи подал в отставку директор и генеральный конструктор МИТ академик Юрий Соломонов, а начальник генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Николай Макаров заявил о возможности передачи производства Булавы с Воткинского завода на другое предприятие. Однако впоследствии в Минобороны пояснили, что речь может идти о переносе производства лишь отдельных агрегатов ракеты-носителя, к качеству изготовления которых существуют претензии.

Двенадцатый пуск состоялся 9 декабря 2009 года и снова закончился неудачей. По официальной информации министерства обороны РФ, первые две ступени ракеты отработали штатно, однако при работе третьей ступени произошел технический сбой. Неудачный декабрьский запуск расследовала специальная комиссия из представителей Минобороны и ОПК. Результаты работы этой комиссии внушили оптимизм военным и промышленности и привели к решению о возобновлении испытаний, сообщил "Интерфаксу-АВН" источник, близкий к комиссии. По его словам, выяснилось, что причиной аварии стал отказ механизма управления тягой твердотопливного двигателя производства пермского НПО "Искра". Эту информацию подтвердили и в Минобороны. Это значит, что речь шла о чисто производственном, то есть поправимом, дефекте, а не принципиальной ошибке в конструкции. На производственные дефекты, в том числе использование некондиционного сырья и материалов, списали и предыдущие аварийные пуски ракеты "Булава".

Тотальный контроль

Испытания "Булавы" было решено продолжить летом 2010 года. "Делается все, чтобы максимально уменьшить риски (при испытаниях – ИФ)", - заявил в феврале в эфире радиостанции "Эхо Москвы" начальник вооружения ВС РФ – заместитель министра обороны Владимир Поповкин. По его словам был ужесточен контроль военных представительств за промышленностью. "По сути, ввели тотальный контроль, например, за материалами. Это должно дать эффект", - посчитал Поповкин. При этом он отмечал, что анализ проведенных испытательных пусков "Булавы" показывает, что статистика близка к тем испытаниям, которые проводились с ракетами предыдущего поколения. Замминистра напомнил, что в советское время при доводке новых ракет осуществлялось до 60 испытательных пусков, десятки из которых были неудачными.

Позднее испытательные пуски стратегической ракеты "Булава" были перенесены на осень. Для выяснения причин предыдущих неудачных пусков "Булавы" предполагалось создать и запустить три идентичные ракеты. Как пояснял "Интерфаксу-АВН" министр обороны РФ Анатолий Сердюков, это должно позволить "точно найти ошибку, если такая имеется, так как она должна будет повториться на всех трех ракетах". По его словам, "главным вопросом при этом является контроль процесса сборки, чтобы точно знать, что все три ракеты идентичны". Сердюков заявлял, что "после запуска трех ракет мы сможем точно назвать причину неудач, поскольку прежде у каждой ракеты она была своя".

"Проблема неудачных пусков "Булавы" заключается в технологии их сборки, поскольку каких-то конструктивных ошибок мы там не видим. Все дело в качестве сборки. Каждый неудачный пуск "Булавы" несет свои причины и они все разные", - отмечал министр обороны.

От результата осеннего пуска "Булавы" зависели и дальнейшие планы испытаний. Всего до конца 2010 года планировалось осуществить последовательно один за другим три испытательных пуска межконтинентальных баллистических ракет морского базирования. "(Если) возможные сбои будут одинаковыми, то мы их будем устранять, а если они будут разными, то всю систему придется ломать и выяснять, что происходит с производством и контролем. Тогда станет ясно, что наблюдение за производством неправильное и его надо абсолютно менять", - рассказывал в сентябре в Вашингтоне российским журналистам министр обороны РФ Анатолий Сердюков.

Это только начало

В четверг, 7 октября, начальник Генштаба РФ Николай Макаров доложил президенту России, главнокомандующему Вооруженными силами РФ Дмитрию Медведеву об успешном испытании "Булавы".

И, как говорят эксперты, теперь уже нет сомнений, что ракета будет принята на вооружение. "Все проблемы с испытаниями "Булавы" лежали на поверхности. Сказывались системные недочеты в производстве ракеты: отсутствие контроля, полномасштабного производства, отсутствие элементной базы, материалов, других важных компонентов", - заявил "Интерфаксу-АВН" бывший начальник вооружения Вооруженных сил РФ генерал-полковник Анатолий Ситнов.

По мнению генерала, задержка с принятием "Булавы" на вооружение ВМФ России была вызвана тем, что в начале 2000-х годов ряд промышленных оборонных предприятий, не получив поддержки от государства, прекратили свое существование. "Целый ряд предприятий, которые входили в кооперацию по "Булаве", были развалены. Естественно, комплектация ракеты претерпела существенные изменения. Когда закончились предварительные испытания, проводимые под жестким руководством Московского института теплотехники, все было передано на завод и начались проблемы", - сказал Ситнов.

По его словам, после устранения недостатков в производстве ракеты "она, безусловно, пройдет оставшийся этап испытаний и будет принята на вооружение". "Мы получим перспективный, многофункциональный комплекс морского базирования", - заявил собеседник агентства.

В свою очередь бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин отметил, что успешные испытания морской стратегической ракеты "Булава" подтвердили правильность всех заложенных в ее конструкцию параметров и характеристик. "Проведенные испытания вселяют надежду, что и предстоящие до конца этого года два летных испытания баллистической ракеты "Булава" будут успешными. Если это случится, то можно будет утверждать, что конструкторы и производственники преодолели полосу неудач в создании нового корабельного ракетного комплекса", - заявил Есин "Интерфаксу-АВН".

По его мнению, после успешных пусков еще двух ракет в текущем году можно будет уже в середине следующего планировать завершение испытаний ракетного комплекса. "Это откроет путь для серийного производства "Булавы" и поставки этих ракет на атомные подлодки "Борей", - отмечает эксперт.

О том, что межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования "Булава" может быть принята на вооружение в середине 2011 года, сообщил "Интерфаксу-АВН" и высокопоставленный представитель главного штаба ВМФ России. Он также подтвердил, что после принятия на вооружение "Булавы" начнется ее серийное производство и оснащение ракетой атомных подводных лодок проекта 955 "Борей".

Баллистическая ракета "Булава" морского базирования должна стать основной для новейших стратегических ракетоносцев проекта 955 (шифр "Борей"), которые сейчас строятся на "Севмашпредприятии". В настоящее время здесь проходят ходовые испытания головной подлодки "Юрий Долгорукий". Кроме того, ведется строительство еще двух аналогичных ракетных крейсеров "Александр Невский" и "Владимир Мономах". На подлодках проекта 955 предусмотрено размещение до 12 ракет "Булава".

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще