Россия / Точка зрения 27 сентября 2017 г. 14:51

Чартеры с проблемой

Interfax-Russia.ru - Думский комитет по транспорту предлагает создать резервный фонд, чтобы не допустить в будущем таких проблем, как возникла с "ВИМ-Авиа".

Чартеры с проблемой
© РИА Новости. Евгений Биятов

В комитете Госдумы РФ по транспорту предлагают создать специальный резервный фонд при министерстве транспорта РФ во избежание проблем, подобных тем, что возникла с авиакомпанией "ВИМ-Авиа".

"Чтобы не было таких ситуаций впредь, считаем, что надо создать резервный фонд. Он должен быть у министерства транспорта, и министр транспорта в любую минуту мог в первую очередь забрать каких-то пассажиров из-за границы, а там, где сегодня они находятся в аэропортах, чтобы они получали питание", - сказал глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев.

Он также предложил продавать билеты на чартерные рейсы не за полгода, а за 45 дней.

В свою очередь, Ассоциация туроператоров России (АТОР) готовит свои предложения правительству по регулированию взаимоотношений туроператоров, туристов и авиакомпаний в сфере организации чартерных перевозок.

По словам исполнительного директора ассоциации Майи Ломидзе, в документе будут прописаны меры ответственности авиакомпаний за срыв чартерных рейсов.

Как сообщалось, 25 сентября авиакомпания "ВИМ-Авиа" остановила выполнение всех чартерных рейсов из-за нехватки оборотных средств.

Этой остановке предшествовала серия задержек рейсов в российских и зарубежных аэропортах. До конца сезона авиакомпания должна была отправить на курорты и вернуть с них от 50 до 80 тыс. клиентов туроператоров. В общей сложности она продала билеты более чем 190 тыс. пассажирам. При этом почти 39 тыс. пассажиров находятся сейчас за рубежом, в основном в Турции, еще 1,55 тыс. человек должны вернуться домой в рамках чартерных программ на российские курорты. Также необходимо вернуть на родину 2,2 тыс. китайских туристов, которые находятся в России.

В день, когда компания остановила чартерные перевозки, ее совладелец Рашид Мурсекаев признал, что авиакомпания осталась без средств для выполнения полетов.

"Оборотные средства закончились, финансирование приостановлено. В аэропортах обслуживание приостановлено. Поскольку авиакомпания не может осуществлять полеты, изучаем возможность введения внешнего антикризисного управления", - сказал он, отметив, что компания продолжает переговоры "с финансовыми структурами и госорганами о поддержке авиакомпании". Сами "структуры" при этом названы не были.

В тот же день Росавиация по итогам совещания по вопросам операционной деятельности перевозчика выпустила заявление, в котором также указала, что собственник "ВИМ-Авиа" не имеет ни оборотных, ни заемных средств для продолжения работы собственными силами, а авиакомпания решила полностью прекратить чартерные перевозки.

"С российскими авиакомпаниями ведутся переговоры о замене "ВИМ-Авиа" на социально-значимых направлениях в города Дальнего Востока", - говорилось в сообщении.

Проблемы у "ВИМ-Авиа" начались в 2014 году. Экономическая ситуация заставила компанию скорректировать планы и сократить часть регулярных рейсов, а также отказаться от ряда внутрироссийских направлений.

В 2015 году против компании были поданы иски о банкротстве, однако дела были прекращены.

Далее последовали финансовые претензии банков к задержкам рейсов компании.

В июле прошлого года Росавиация предупредила "ВИМ-авиа" о возможном запрете на выполнение чартеров в связи с массовыми задержками рейсов - днем позже авиакомпания отчиталась о стабилизации ситуации, а спустя неделю предупреждение было отозвано. Чтобы справиться с ситуацией, "ВИМ-Авиа" отказалась от около 130 рейсов в пользу авиакомпании "Россия".

С начала лета 2017 года ситуация с рейсами "ВИМ-Авиа" усугублялась, а сокращение чартерной программы перевозчика, по оценке Ассоциации туроператоров России (АТОР), привело к тому, что на отдых не смогли улететь почти 100 тыс. туристов.

На фоне скандала, развернувшегося в сентябре, Росавиация выпустила заявление, в котором перечислила дальнейшие действия в отношении "ВИМ-Авиа". Так, предполагается, что чартерных пассажиров "ВИМ-Авиа" из-за рубежа вывезут за счет "внебюджетных источников". Сами источники, однако, не называются. При этом в Росавиации подчеркнули, что внебюджетные средства для возврата пассажиров "ВИМ-Авиа" в Россию "пойдут исключительно на оплату топлива и аэропортовое обслуживание".

"Для контроля и эффективного расходования этих средств в "ВИМ-Авиа" вводится внешнее управление, которое будет сформировано из представителей аэропорта "Внуково" и авиакомпаний, имеющих опыт антикризисного менеджмента", - заявили в ведомстве.

В свою очередь, о проверках задержек рейсов "ВИМ-Авиа" заговорили в СК и транспортной прокуратуре - 25 сентября о проверке перевозчика сообщила уже Генпрокуратура. Свою внеплановую проверку начала и Росавиация, а СКР даже возбудил в отношении руководства компании дело о мошенничестве.

Председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев заявил, что ситуация с авиакомпанией "ВИМ-Авиа" будет "расшита" полностью на следующей неделе.

Он отметил, что в настоящее время депутаты изучают, почему такая ситуация вообще стала возможной, "когда финансовые балансы положительные, а после этого происходят срывы чартеров и регулярных рейсов".

В свою очередь, президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько обратился к главе правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой помочь турбизнесу из-за остановки рейсов авиакомпании "ВИМ-Авиа".

"РСТ просит рассмотреть возможность финансирования за счет средств федерального бюджета или иных источников полетов "ВИМ-Авиа" хотя бы до 15 октября нынешнего года. Это позволит выполнить обязательства перед большинством туристов. Размещение их в гостиницах и другие расходы на услуги, входящие в стоимость туров, в период пребывания за рубежом уже оплачены туроператорами. При этом с учетом сроков выполнения рейсов и отсутствия свободных бортов выполнение такого количества рейсов наиболее реально самолетами именно "ВИМ-Авиа", - говорится в письме, направленном в аппарат премьера.

Туристам, которые пострадали из-за отмены чартерных рейсов "Вим-Авиа", но не успели оказаться за рубежом, туроператоры стараются предложить альтернативные варианты - вылет на рейсах других авиакомпаний со сдвигом сроков вылета или перебронирование тура на другие направления.

В компании "TUI Россия" туристам предложили возместить стоимость авиаперелета с сохранением других составляющих тура, чтобы, при желании, люди могли самостоятельно приобрести авиаперелет и сохранить отпуск.

В Coral Travel отметили, что в связи со сложившейся ситуацией возможны незначительные сдвиги рейсов в ту или другую сторону. Большая часть клиентов туроператора будет пересажена на рейсы авиакомпании Royal Flight.

В Anex Tour также планируют отмененные рейсы заменить другими вариантами перелета.

Один из клиентов компании НТК "Интурист" рассказал порталу "Интерфакс-Туризм", что ему предложили выбрать другое направление в рамках уплаченной суммы, забрать деньги за наземное обслуживание и перелет (после решения ситуации с "ВИМ-Авиа"), купить авиабилет за свой счет и жить в забронированной гостинице.

Туроператор TEZ Tour предлагает изменение перелета на другую авиакомпанию с доплатой в зависимости от тарифов, установленных перевозчиком. Также для клиентов компании возможна аннуляция авиаперелета и сохранение проживания с последующим возвратом денежных средств за сокращенные сутки. Кроме того, туристам предлагается перебронирование на другие даты и направления или аннуляция тура с последующей компенсацией денежных средств.

А губернатор Магаданской области Владимир Печеный призвал авиакомпании "ЮТэйр", "Нордвинд" и "Икар" вернуться в регион, чтобы сменить "ВИМ-Авиа".

Он отметил, что ранее участвовал в заседании антикризисного штаба в Москве по разрешению ситуации, которая возникла вокруг задержек рейсов авиакомпании "ВИМ-Авиа" по направлению Магадан – Москва - Магадан, а также в другие регионы Дальнего Востока. Как пояснил Печеный, у перевозчика огромные долги, в том числе за топливо. Заправлять самолеты "ВИМ-Авиа" отказались в "Домодедово", было найдено решение о переводе судов в аэропорт во "Внуково", где под госгарантии обеспечено их обслуживание.

"Также было принято решение, что компания при поддержке Росавиции и министерства транспорта выполнит рейсы на Дальний Восток и в Магадан на те даты, по которым у нас большое количество пассажиров. На ближайшие несколько дней загрузка от 150 до 200 мест из Москвы. Из Магадана гораздо меньше. Решение принято, и эти рейсы будут выполняться", - добавил магаданский губернатор.

Он также отметил, что уже есть договоренность с авиакомпаниями "Аэрофлот" и "Россия", которые будут помогать вывозить колымчан после того, как "ВИМ-Авиа" перестанет осуществлять перелеты.

Однако пока что около 90 жителей Приамурья, которые должны были 27 сентября вылететь из московского аэропорта "Внуково" в Благовещенск рейсом "ВИМ-Авиа", все еще ждут самолет.

"Ни аэропорт, ни авиакомпания не уведомили губернатора и правительство региона о замене борта и, соответственно, об отмене вылета. На данный момент после вмешательства губернатора Александра Козлова во "Внуково" происходит замена борта, ищут экипаж. После этого состоится вылет", - отмечается в сообщении пресс-службы правительства Амурской области.

Пассажирам в аэропорту выдали горячее питание и воду.

В свою очередь, председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин пригласил главу Росавиации Александра Нерадько приехать на Охотный ряд и рассказать о том, что сейчас происходит с рейсами "ВИМ-Авиа".

Сама же авиакомпания обратилась к властям РФ с просьбой предоставить госгарантии по оплате топлива для вывоза 16 тыс. пассажиров, перевезенных чартерными рейсами.

В пресс-службе авиакомпании уточнили, что на необходимых направлениях (в основном Турция) сохраняется дефицит провозных мощностей. В компании подчеркнули, что для нормализации ситуации необходим выпуск трех самолетов авиакомпании из Антальи и возврат в строй пяти-шести самолетов, имеющихся в распоряжении "ВИМ-Авиа".

"Летный состав авиакомпании готов осуществить полеты, сертификат эксплуатанта авиакомпании действителен", - подчеркнули в пресс-службе.

Обозреватель Александра Лоскутова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook