Точка зрения 29 января 2016 г. 17:02

Деструктивные переговоры

Interfax-Russia.ru – Грузоперевозки между Россией и Польшей оказались под угрозой приостановки после 1 февраля. Польша требует отмены госконтроля над международными автоперевозками.

Вопрос обмена разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Польшей возник в связи с завершением трехлетнего периода действия предыдущих договоренностей между двумя странами.

Начиная с конца прошлого года, компетентные органы обеих стран ведут переговоры по согласованию этого вопроса. К настоящему моменту состоялись два раунда переговоров: один – в 21-22 декабря 2015 года Варшаве, и второй - 21 января в Светлогорске. Поскольку предыдущие встречи заинтересованных сторон не привели желаемому результату, на 28 января была намечена еще одна встреча - в Гданьске.

Однако, как отмечают в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), заявленная в ходе проведенных заседаний деструктивная позиция польской делегации так и не позволила сторонам перейти к практическому обсуждению основного предмета переговоров и согласовать обмен разрешениями хотя бы на 2016 год.

Все это, по мнению ассоциации, создает риск остановки грузовых перевозок между Россией и Польшей и транзитного сообщения.

По информации АСМАП, уже на последней встрече в Светлогорске польская делегация практически прекратила участие в переговорах, запланированных на два дня, через два часа после их начала и отказалась от обсуждения контингента разрешений.

А после проведенной в Светлогорске встречи представители российской стороны, исходя из последних комментариев и заявлений польских официальных лиц в польских СМИ, сделали выводы, что польская сторона умышленно затягивает переговорный процесс и отказывается от осуществления обмена разрешениями.

В АСМАП утверждают, что Варшава "в ультимативном порядке" требует отмены принятого в конце 2014 года федерального закона об усилении контроля за международными автомобильным перевозками, ужесточившего требования к иностранным автоперевозчикам в части оформления перевозок.

"Прослеживается явное желание польской стороны нарастить перевозки грузов в/из третьих стран и сохранить доминирование на рынке двусторонних перевозок с Россией", - отмечают в АСМАП, напоминая, что польские перевозчики имеют наибольшее среди государств Евросоюза количество российских разрешений для перевозок грузов как в третьи страны, так и из них, а их доля в двусторонних перевозках составляет 70%.

По мнению ассоциации, "Польша как транзитное государство использует свое географическое положение в качестве инструмента давления на российскую сторону для получения дополнительного количества российских разрешений на перевозки грузов в/из третьих стран в целях увеличения своей доли и вытеснения с рынка российских перевозчиков".

26 января Минтранс России получил письмо заместителя министра транспорта Польши Ежи Шмита с изложением официальной польской позиции, в котором в очередной раз содержится критика российских нормативных актов и требования об их пересмотре или отмене.

При этом, отмечают в ассоциации, в письме вновь отсутствуют какие-либо предложения в части обмена разрешениями на текущий год. Министерство инфраструктуры и строительства Польши не подтвердило и продление срока действия разрешений 2015 года.

Подтвержденное данным письмом нежелание польской делегации вести конструктивный диалог по вопросу разрешений ставит под сомнение саму целесообразность проведения ранее намеченной встречи в Гданьске, посчитали в АСМАП.

В связи с этим ассоциация обратила внимание российских перевозчиков на то, что проезд по территории Польши, начиная с 1 февраля по разрешениям 2015 года невозможен.

Со своей стороны министерство транспорта РФ проинформировало, что польской стороне предложили продлить срок действия разрешений 2015 года на международные автоперевозки между странами до 15 февраля. Такое предложение было сделано с учетом "сжатых сроков поиска взаимоприемлемых решений" в сфере обеспечения перевозок.

В Минтрансе также отметили, что в письме замминистра инфраструктуры и строительства Польши "в очередной раз высказано неудовлетворение польской стороны новыми требованиями российского законодательства в сфере регулирования международных автомобильных перевозок, направленными на усиление государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".

Вместе с тем, указали в министерстве, требования российского законодательства в данной сфере "направлены на правовое закрепление возможностей и условий перевозок грузов третьих стран по территории РФ, что позволит упорядочить порядок контроля российских разрешений на автомобильные перевозки грузов в/из третьих стран и сделать конкуренцию среди автомобильных перевозчиков на международном рынке автотранспортных услуг честной и прозрачной".

Для урегулирования сложившейся ситуации Минтранс России в очередной раз направил польской стороне "предложение по согласованию контингента разрешений".

По мнению руководителя филиала АСМАП по Уральскому федеральному округу и Пермскому краю Александра Салаутина, претензии к принятому Россией закону – это просто повод для того, чтобы всеми способами добиться от российской стороны разрешений на прямую перевозку и получить как можно больше разрешений на перевозки.

"Это - самое главное. Это - желание отобрать у российских перевозчиков грузы как из России в Германию, Голландию, так и с той стороны. Не перегружать у себя, как они уже несколько лет делают, консолидируя определенные грузы на своей территории, а возить по разрешениям в/из третьих стран, и все. В этом случае российские перевозчики остаются без работы", - считает Салаутин.

Впрочем, он не исключил, что позиция польской стороны имеет и политическую окраску. "При этом с нашей стороны я вижу, что все делается исключительно с учетом интересов российских перевозчиков в рамках правового поля, поскольку этот закон – это универсальное, единое для всех международных перевозчиков требование к выполнению таких перевозок", - убежден руководитель филиала АСМАП.

Пока стороны не договорятся, перевозки через территорию Польши прекратятся, отмечает Салаутин. "То есть грузопоток останется, только он перераспределится не в нашу пользу. Для нас сейчас это основная транзитная страна – через Украину-то ведь практически не ездят", - пояснил он.

При этом он надеется, что приемлемые для обеих сторон размеры квот будут согласованы: "Абсолютно все терять Польша все равно не захочет".

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще