Interfax-Russia.ru – Новые обстоятельства в деле офицера Сергея Аракчеева, осужденного за убийство трех чеченцев, могут поспособствовать пересмотру уголовного дела и даже его прекращению.
В декабре 2007 года Северо-Кавказский окружной военный суд признал двух офицеров внутренних войск МВД РФ Сергея Аракчеева и Евгения Худякова виновными по п. "а" и "л" ч.2 ст. 105 УК РФ (убийство двух лиц по признакам национальной неприязни) и ч.3 ст.286 (превышение должностных полномочий с применением оружия и с причинением тяжких последствий). Обвинительный приговор военным вынесли только на третьем процессе, на двух предыдущих – в июне 2004 года и в октябре 2005 года – присяжные признали их невиновными. Но Военная коллегия Верховного суда РФ дважды отменяла решения суда присяжных и вновь отправляла дело на рассмотрение.
27 декабря состоялось оглашение приговора, однако один из обвиняемых, Евгений Худяков, на процесс не явился. Суд заочно приговорил его к 17 годам лишения свободы, Аракчеева, присутствовавшего в зале суда, осудили на 15 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Подсудимых лишили воинских званий и государственных наград.
Военные предстали перед судом из-за событий, произошедших еще в январе 2003 года в Чечне. По данным следствия, 15 января 2003 года разведгруппа, которой командовали Худяков и Аракчеев, остановила КАМАЗ с тремя жителями селения Лаха-Варанды, работавшими на стройке. Согласно версии следствия, Евгений Худяков вывел их из автомобиля, приказал лечь на землю и убил выстрелами в голову. Чтобы скрыть улики, разведчики положили тела погибших в грузовик, столкнули его на обочину, облили бензином и подожгли. Паспорта убитых также были уничтожены. Следователи утверждают, что на этом офицеры не остановились и приказали своим подчиненным задержать другой автомобиль, ГАЗ-3110, проезжавший мимо. Худяков обыскал водителя "Волги", забрал у него ценные вещи и велел отвезти его в часть, где в ходе допроса трижды выстрелил задержанному в ногу.
Подсудимые отрицали свою вину, однако на очередном допросе обидчика "по глазам" опознал водитель "Волги", выступавший свидетелем. Он утверждал, что 15 января 2003 года его остановили военные в масках и камуфляже и заставили пересесть из машины в бронетранспортер.
"Я был перевезен на территорию воинской части, где полтора часа сидел на холодном полу, затем меня перевели в спортзал, где прикладом автомата разбили лицо и били электротоком", - утверждает потерпевший. Он заметил, что не видел лиц людей, которые его остановили, поскольку они были в масках.
Косвенно вину военных подтверждало заключение специалистов центра судебно-медицинских экспертиз имени Сербского, проводивших психиатрическую экспертизу. На вопросы о событиях 15 января 2003 года Худяков предпочитал отмалчиваться, утверждая, что тогда был сильно пьян, а Аракчеев при упоминании об этом дне "проявлял повышенную эмоциональную реакцию".
С другой стороны, некоторые из свидетелей обвинения уже после дачи показаний на предварительном следствии против Худякова забирали свои слова и просили у него прощения.
Бывший подчиненный подсудимого Денис Мелов рассказал, что оговорил командира, чтобы "поскорее уволиться и уехать домой". Кроме того, он сообщил, что подписи под протоколами допросов ставил по принуждению, в том числе потому, что его избивали. Другой экс-подчиненный Худякова, Анатолий Головин, на предварительном следствии так же свидетельствовавший против него, заявил, что дал необходимые показания под давлением.
"Мне угрожали, что посадят в камеру с чеченскими боевиками", - пояснил свидетель. По его словам, подсудимые не были на месте убийства, а выполняли задания в другом районе. Он также сообщил, что просидел сутки в тюремной камере, однако не смог описать ее, когда об этом попросил суд.
После того как офицеров признали виновными, адвокат Сергея Аракчеева Дмитрий Аграновский в 2006 и 2008 годах обращался в Европейский суд по правам человека с требованием о пересмотре дела, но ответа из Страсбурга так и не получил.
Впрочем, настаивать на своей невиновности и бороться за свободу не перестал и сам Сергей Аракчеев, который 15 июня 2011 года записал видеообращение к премьер-министру России Владимиру Путину с просьбой разобраться в деле.
"Я не убивал, крови на мне нет, и это самое главное. Несмотря на то, что мое алиби легко увидеть из материалов дела, я готов пройти любое исследование на детекторах лжи и открыто об этом заявляю, - сказал бывший офицер. - Я не прошу для себя никаких исключений и послаблений закона, а просто полного его соблюдения. Я не уверен, что чеченскому народу нужны ритуальные жертвы в моем лице. Я считаю себя офицером российской армии, и готов после полного оправдания и дальше служить во благо России".
В его поддержку был создан сайт, где все желающие могут подписаться под обращением к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой принять меры для восстановления конституционных прав Худякова и Аракчеева. Кроме того, в июне 2011 года адвокат Дмитрий Аграновский нашел опытного полиграфолога и предложил подзащитному пройти тест на "детекторе лжи" в присутствии свидетелей, на что тот согласился. После пятичасовой проверки специалист подтвердил, что экс-офицер не пытался скрыть или исказить свои показания по данному делу, а также "не участвовал в убийстве трех жителей Чечни 15 января 2003 года". Поэтому адвокат обратился в Генпрокуратуру с просьбой пересмотреть уголовное дело.
"Мы направили в Генпрокуратуру РФ ходатайство о возобновлении производства по делу ввиду новых обстоятельств", - сообщил "Интерфаксу" Дмитрий Аграновский. Кроме того, он не исключил, что представит надзорную жалобу в Верховный суд РФ и в Европейский суд по правам человека.
9 ноября на встрече президента России Дмитрия Медведева с блогерами один из них рассказал главе государства об этом деле и доказательствах невиновности военных.
"Я дам поручение вернуться к этому вопросу", - сказал Медведев, заметив, что "это вопрос судебный, очень тонкий и требующий, действительно, правовых средств реагирования".
Несмотря на убежденность многих в невиновности экс-офицеров внутренних войск МВД РФ, не все разделяют эту точку зрения. Так, по словам главы российского правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова, чеченские правозащитники считают вину Аракчеева доказанной.
"Лично я с делом не знаком. Наши адвокаты не представляли в этом деле интересов сторон. Но я знаю, что есть точка зрения, что Аракчеев не виноват, и что в деле очень слабая доказательная база. Знаю и другую точку зрения многих чеченских правозащитников, которые разбирались в этом деле: они считают, что в этом деле есть серьезная доказательная база", - сообщил "Интерфаксу" глава центра "Мемориал".
В то же время, глава наблюдательного совета движения националистического толка "Русские" Александр Белов уверен в невиновности военного.
"Аракчеев вообще не должен был находиться в заключении. Его осудили под воздействием политических факторов, и приговор не был основан на законе", - сказал "Интерфаксу" Александр Белов. Он заявил, что сам присутствовал на судебном процессе, не сомневается в невиновности экс-офицера и уверен в скором освобождении Сергея Аракчеева из колонии.
"То, что он выйдет завтра, не обещаю. Но я верю, что справедливость должна восторжествовать, и в течение обозримого периода он окажется на свободе. Это могут быть несколько месяцев", - полагает он.
Новое судебное разбирательство еще не начато, впрочем, никто не гарантирует, что предоставленных адвокатом доказательств окажется достаточно, чтобы возобновить расследование. Но, если судить по числу подписавшихся под обращением к Дмитрию Медведеву(а их набралось уже более 13 тысяч), людям не безразлична судьба экс-офицера, которого уже два раза из трех признавали невиновным.
Обозреватель Татьяна Кочеткова