Россия / Точка зрения 5 октября 2011 г. 17:23

Для всеобщего удобрения

Interfax-Russia.ru – Минеральные удобрения, похоже, становятся для России стратегическим ресурсом, сродни нефти и газу. За контроль над ними происходит борьба, в которой в ход идут все средства.

Оказывается, в ближайшие десятилетия России есть на что делать ставку не только в области нефти и газа. Заметный потенциал роста имеет мировой рынок удобрений, к тому же на нем наша страна сейчас далеко не последний игрок. Правда, стремление стать первым порой упирается в суровую отечественную реальность.

Цены и спрос на удобрения в перспективе будут только расти – вне зависимости от кризисных явлений в экономике. Дело в том, что объем потребляемых удобрений напрямую связан с развитием сельского хозяйства и увеличением населения планеты. По прогнозам экспертов ООН, сейчас на земле живет почти 7 млрд человек. В 2023 году на нашей планете будут жить 8 млрд человек, а к 2041 году землян станет еще на один миллиард больше. Отметку в 10 млрд человечество преодолеет после 2081 года. Соответственно, все эти годы кратно будут расти потребности в продовольствии.

Кроме того, если в долгосрочной перспективе невозобновляемые нефтяные и газовые энергетические ресурсы заменит биотопливо, то при производстве отдельных видов последнего также будут востребованы минеральные удобрения. Так, что самой отрасли упадок грозит лишь в случае вселенского форс-мажора.

Соль земли русской

Российский рынок удобрений сейчас испытывает серьезные метаморфозы. Так, весной этого года состоялось слияние двух крупнейших игроков – ОАО "Сильвинит" и ОАО "Уралкалий". Обе компании разрабатывали Верхнекамское калийно-магниевое месторождение (второе по объему в мире после Саскачеванского в Канаде) на севере Пермского края и занимались добычей и производством калийных удобрений.

Правда, подробности произошедшего немного туманны - летом 2010 года владелец "Уралкалия" Дмитрий Рыболовлев, по слухам устав от собственного бизнеса, довольно быстро продал контрольный пакет акций нескольким бизнесменам, среди которых был Сулейман Керимов. Затем 47% акций "Сильвинита" купили Анатолий Скуров и Зелимхан Муцоев, однако ни у кого не вызывало сомнений, что приобретение сделано в интересах Керимова и его партнеров. Оставалось только официально объявить об объединении, что и было сделано под занавес 2010 года.

Сделку поддержали в ФАС, выдвинув ряд условий. Одним из них стали низкие цены для внутренних потребителей. Глава ФАС Игорь Артемьев в конце 2010 года подчеркнул, что "Уралкалий" и "Сильвинит" в случае объединения обязались в течение целого ряда лет - минимум десятилетия - держать низкие цены на удобрения для внутреннего рынка.

Фактически слияние означало ликвидацию "Сильвинита" и дальнейшее развитие компании под флагом ОАО "Уралкалий". Объединение, закончившееся в июне, уже принесло свои плоды. Так, в рейтинге фундаментальной эффективности 100 крупнейших компаний в реальном секторе России, составленной "Интерфаксом", "Уралкалий" занял первое место.

После объединения компанию возглавил Владислав Баумгертнер (бывший руководитель "Сильвинита"). Интересно, что теперь "Уралкалий" присматривается к такому "аппетитному активу", как "Беларуськалий".

"Наиболее привлекательным активом на сегодняшний день в отрасли остается "Беларуськалий", и много вопросов нам поступает по поводу того, хотели бы мы объединиться с "Беларуськалием". Потенциально это возможно. Если белорусские власти решат приватизировать этот актив и выставят его на продажу, то, конечно, у "Уралкалия" хорошая позиция, чтобы в этом проекте поучаствовать", - отметил в конце сентября Владислав Баумгертнер. Впрочем, он подчеркнул, что пока никаких переговоров не ведется, и перспективы подобной сделки туманны.

Но и без этого приобретения, судя по всему, компании не грозит упадок. По собственным прогнозам "Уралкалия", мировые продажи хлоркалия (главного компонента калийных удобрений) достигнут в 2011 году рекордного уровня в 58-59 млн тонн. Спрос на хлоркалий в 2012 году, как ожидается, превысит 60 млн тонн, а мировые продажи достигнут 60-62 млн тонн в год. К слову сказать, объединенные мощности "Уралкалия" и "Сильвинита" составляют 10,6 млн тонн хлористого калия в год и уступают лишь канадским компаниям Potash Corp. и Mosaic.

В денежном эквиваленте объемы идущих через компанию средств довольно большие. Чистая прибыль ОАО "Уралкалий" за первое полугодие 2011 года (с учетом результатов "Сильвинита" с 1 января 2011 года) составила $794 млн, сообщили в компании. Аналитики ожидали этот показатель на уровне $714 млн.

Впрочем, у калийного гиганта есть свои противники - как внутри страны, так и вне ее. Против сделки, в частности, выступал крупнейший импортер удобрений - Китай. Однако впоследствии его антимонопольные службы (как и аналогичные службы Польши, Бразилии и Украины) все же одобрили это объединение.

Менее сговорчивыми оказались миноритарии "Сильвинита", в частности, ОАО "Акрон" – крупнейший в России производитель сложных азотно-калийно-фосфатных удобрений. Они подавали иски в суд с просьбой признать недействительными решение совета директоров, два допвыпуска акций "Уралкалия", последовавших за объединением, и запись в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц) о ликвидации "Сильвинита". Однако суд отказал в удовлетворении такого иска. Рассмотрение апелляции на это решение должно будет состояться 1 ноября. Но вряд ли оно кардинально изменит ситуацию.

Стоит добавить, что по оценкам экспертов, способность к восстановлению отрасли удобрений после экономических потрясений велика. Спустя три года после последнего кризиса, немного замедлившийся рост объемов производства побил результаты 2007 года и опять готов выйти на рекордные показатели.

"Сложилась необычная ситуация: есть сильнейшее давление финансового рынка, но при этом сельскохозяйственный рынок абсолютно здоров. Высокие цены на сельскохозяйственную продукцию позволяют фермерам работать с прибылью, и они продолжают закупать нашу продукцию, - признается глава "Уралкалия". - Такая ситуация создает хорошие инвестиционные возможности".

В планах отечественного калийного гиганта на 2012 год – заключение очередных контрактов с Индией и Китаем. Уже известно, что они будут подписываться с увеличением цены.

Охота за азотом

Если с "Сильвинитом" и "Уралкалием" ситуация развивалась по более менее законному сценарию, то с ОАО "Тольяттиазот" (вторым в мире производителем аммиака и крупным производителем карбамида) все гораздо сложнее.

По мнению аналитиков, достоинством компании является не только то, что мощности по производству аммиака и удобрений имеют потенциал роста (сейчас вместо возможных 3 млн тонн аммиака производится лишь 2,1 млн тонн ежегодно). Преимуществом компании также является развитая система транспортировки продукции (аммиакопровод Тольятти-Одесса и строящийся порт в Тамани), что не только значительно сокращает издержки и повышает прибыль, но и обеспечивает надежность работы.

Если 2009 год компания закончила с убытками, то в 2010 году, согласно годовому отчету компании, "Тольяттиазот" получило чистую прибыль в размере 1 млрд 762 млн рублей.

Вместе с тем, в компании, по всей видимости, грядет передел собственности. Весной этого года компанию был вынужден покинуть ее многолетний руководитель Владимир Махлай, а вскоре после этого ГУВД по Самарской области провело выемки документов по финансово-хозяйственной деятельности компании за 2008-2010 годы.

По данным ряда СМИ, интерес к активам "Тольяттиазота" проявляла АФК "Система", собиравшаяся попробовать свои силы в химической промышленности.

Во многих СМИ Махлая называют основным акционером компании. Однако, по данным директора Института проблем глобализации, известного российского экономиста Михаила Делягина, "пакеты акций "Тольяттиазот", насколько можно было судить, были выведены из-под контроля Махлая еще несколько лет назад, когда масштабы рейдерской атаки стали угрожающими".

По мнению аналитика, акции были проданы нескольким инвестфондам (часть для финансирования строительства порта "Тамань", часть - в кризис 2008 года, когда упали мировые цены на продукцию "Тольяттиазота"). В итоге структура акционерного капитала корпорации такова, что ни у одного из акционеров нет контрольного пакета.

Существуют предположения, что уход со всех официальных постов мог быть условием предоставления 73-летнему Владимиру Махлаю возможности возвращения на родину после пятилетнего вынужденного отсутствия. Это, в частности, подтверждает то, что официальные обвинения против него окончательно сняты, а уголовное дело, хоть и с большим опозданием, прекращено. Но вскоре после этого МВД вновь начало проявлять повышенный интерес к компании.

Поводом для слухов о том, что Махлай никуда не ушел, а покинул посты лишь формально, стало принятое акционерами в сентябре 2011 года решение о возможности проведения совета директоров в режиме телеконференций.

"Однако некоторые последние события вокруг "Тольяттиазота" и различные независимые источники подтверждают, что Махлай действительно отошел от управления компанией и не контролирует ее акции, а попытки выхода на него, если и имеют место, свидетельствуют лишь о некомпетентности организаторов рейдерской атаки", - считает эксперт.

По мнению Делягина, тлеющий конфликт вокруг "Тольяттиазота" (в котором, по его словам, даже российские суды регулярно принимали сторону менеджмента предприятия) вызывает в памяти худшие рецидивы рейдерских захватов.

Одной из причин подобных агрессивных действий может стать создание еще одной крупной корпорации, теперь уже на рынке азотных удобрений.

Однако в этом случае, организаторам предстоит проявить свой интерес к еще двум площадкам - ОАО "Минудобрения" (Россошь), ОАО "Куйбышевазот". Первая из них оценивалась как одна из самых закрытых компаний России – держатели 20% акций не спешат афишировать свои имена, а примерно 80% ранее принадлежали кипрской Yaibera Holdings. Лишь недавно стало официально известно, что новым владельцем "Минудобрений" стал Аркадий Ротенберг. В конце сентября он рассказал, что планирует в разы увеличить мощности предприятия. А поскольку "Минудобрения" и "Тольяттиазот" связаны единой технологической ниткой, то бизнесмен вряд ли упустит шанс приобрести тольяттинскую компанию. Если, конечно, ее выставят на продажу.

Создание российского гиганта-монополиста, аналогичного "Газпрому", только занимающегося удобрениями, выглядит не таким уж призрачным, если вспомнить, что в прошлом году ОАО "ФосАгро" (занимающееся фосфорными удобрениями) хотела побороться за канадского конкурента "Уралкалия" и "Сильвинита" - Potash Сorp. В случае успеха сделки за российскими компаниями осталось бы более чем 65% мирового рынка калийных удобрений. В руках России оказался бы еще один важный рычаг, влияющий на принятие геополитических решений, считают экономисты. Но из заметных свершений 2011 года "ФосАгро" стал лишь успешный выход на IPO и отказ от выхода на рынок калия. Как заявил в сентябре агентству Bloomberg глава холдинга Максим Волков, "на сегодняшний день" таких планов нет.

Очевидно, что развиваться химические компании, связанные с удобрениями, будут вне зависимости от того – объединят ли их, или они будут существовать поодиночке. Успех в этом деле, как и во всем отечественном бизнесе, зависит лишь от того, чтоб никто не мешал.

Обозреватель Алексей Максимович