Россия / Точка зрения 27 октября 2010 г. 11:27

Долговое представительство

Interfax-Russia.ru – Россия оспорит арест своего торгового представительства в Швеции в Верховном суде этой страны. Собственность у РФ хочет отсудить немецкий бизнесмен с сомнительной репутацией.

Немецкое упорство

История непростых взаимоотношений России и немецкого бизнесмена Франца Зедельмайера берет начало в далеком 1991 году. Именно тогда компания SGC International, принадлежавшая немцу, и ГУВД Санкт-Петербурга учредили совместное предприятие. В его уставный капитал ГУВД внесло свою ведомственную резиденцию – особняк на Каменном острове. В 1994 году это здание было передано Управделами президента РФ. Зедельмайер потребовал возмещения затрат на реконструкцию особняка, но Россия выполнять требования международного суда не торопилась.

Устав от ожиданий, немец призвал на помощь международные инстанции. В июле 1998 года он одержал промежуточную победу, выиграв в Стокгольмском международном коммерческом арбитражном суде дело против РФ. Тогда арбитраж присудил бизнесмену $2,3 млн компенсации потерянных инвестиций (с учетом процентов эта сумма к настоящему дню возросла до 4,9 млн евро).

Получив решение суда, Зедельмайер стал активно искать в Германии собственность России, которую можно было бы отсудить. Его заинтересовали здания бывшего советского торгпредства в Кельне и "Русский дом" в Берлине. Зедельмайер в течение целого десятилетия предпринимал попытки принудительной продажи российской недвижимости в счет возмещения ущерба, якобы нанесенного в результате неправомерных действий российских государственных структур. Однако каждый раз натыкался на встречные иски Москвы.

Наконец, в декабре 2008 года Зедельмайер потерпел с названными выше объектами окончательно поражение. В соответствии с судебным постановлением он не только не получил, но и потерял возможность в дальнейшем обращать взыскания на объект в Кельне. Что касается притязаний немца на имущество и активы "Русского дома", то, по решению немецких судебных органов, статус данного объекта определяется межправительственным соглашением, то есть нормами международного права, имеющими приоритет над национальным законодательством. Вопросы, связанные с такого рода недвижимостью, не могут являться предметом рассмотрения в судах общей юрисдикции, а наличие дипломатических иммунитетов исключает возможность принудительного отчуждения имущества, постановил немецкий суд.

Проиграв тяжбу у себя на родине, Зедельмайер не сдался и присмотрел для очередной атаки лакомый кусочек в Швеции – шестиэтажное здание российского торгпредства в местечке Лидинге под Стокгольмом. По утверждению немецкого бизнесмена, это здание давно используется в коммерческих целях, а потому не может пользоваться государственным иммунитетом. Помещения там, по словам Зедельмайера, якобы сдаются в аренду под офисы. "В коммерческом обороте такие объекты не участвуют", - возмущенно парировали в Управделами президента РФ.

Тем не менее, 11 октября 2010 года суд Стокгольма наложил общий арест на здание торгпредства РФ, а 22 октября отклонил кассацию российской стороны, оставив в силе свое решение.

Это только присказка

Впрочем, до развязки этой небывалой тяжбы, судя по всему, еще далеко. Как стало известно во вторник, Россия продолжит отстаивать свою позицию в споре с Зедельмайером, но уже в Верховном суде Швеции, куда обратится после получения документов об аресте имущества. По нормам права произойти это должно не позднее 12 ноября.

"Наши адвокаты пока не получали решения суда об отклонении апелляции российской стороны, которая требовала отменить обеспечительные меры, наложенные стокгольмским судом на здание российского торгпредства в местечке Лидинг близ Стокгольма", - заявил "Интерфаксу" пресс-секретарь управления делами президента Виктор Хреков. "Если мы такие документы получим, то мы обязательно продолжим отстаивать свою позицию и будем обращаться в Верховный суд Швеции", - подчеркнул он.

Вместе с тем, Хреков напомнил, что все недвижимое имущество России, в том числе здание торгпредства, свободно от каких-либо обременений. Более того, согласно международным нормам, здание российского торгпредства в Швеции обладает дипломатическим иммунитетом. "Кроме этого, нельзя говорить об аресте здания, поскольку юридический процесс еще не завершен", - подчеркнул пресс-секретарь Управделами.

В самом торгпредстве России в Лидинге от каких-либо комментариев и пояснений наотрез отказываются. В посольстве РФ в Швеции в свою очередь говорят, что "вся имеющаяся на данный момент информация уже опубликована в СМИ", и тоже отмалчиваются.

Между тем, эксперты отмечают, что наложение ареста на действующее торговое представительство государства – это уникальный случай в международной практике. "Обеспечительные меры в отношении имущества торгпредства – действительно беспрецедентное явление", - заявил "Коммерсанту" доцент кафедры международного частного и гражданского права МГИМО Сергей Водолагин. По его словам, здания российских торгпредств зачастую пользуются дипломатическим иммунитетом, поскольку по своему статусу приравниваются к территории посольства, а их руководители приравниваются к представителям дипкорпуса. При этом эксперт отказался прогнозировать, какое окончательное решение вынесет Верховный суд Швеции, сославшись на непредсказуемые "тенденции".

Эксперты считают, что представители российской стороны всеми силами будут пытаться затянуть процесс. Вероятно, будет оспариваться оценка имущества (сейчас здание торгпредства РФ в Лидинге оценивается в $2-3 млн) или права его потенциальных приобретателей. Также будет наверняка еще активнее продвигаться тезис об особом статусе госсобственности.

Отчего прослыл он скандалистом

Надо отметить, что в начале 2010 года Москва делала более смелые и оптимистичные заявления насчет многолетней тяжбы с Зедельмайером. "Надеюсь, что в этом году мы поставим точку в истории с этим скандалистом. Он выдает себя "белым и пушистым", хотя все на самом деле это не так. Его бизнес никогда не был "белым и пушистым". Если называть вещи своими именами, то он занимался торговлей оружием", - заявил в январе 2010 года управляющий делами президента РФ Владимир Кожин в интервью "Интерфаксу". "Ничего Зедельмайер не получит", - сказал он агентству.

По его мнению, решение Стокгольмского арбитража, которое послужило основанием претензий Зедельмайера, состоялось по причине слабости России в те годы. "Это произошло в конце 90-х годов, когда у нас внутри страны власть была слабая, умения защищать свои интересы за рубежом, тем более в высшем международном арбитраже, вообще не было. Была абсолютно беззубая и бездарная подготовка и участие в этом арбитраже. Тогда все хотели как можно больнее укусить Россию. Если бы это происходило сегодня, то на 200% решение было бы в пользу России", - подчеркнул Кожин, подразумевая вердикт Стокгольмского международного коммерческого арбитражного суда 1998 года.

Не менее интересные сведения о немецком бизнесмене, который судится с целой страной, поведал на днях журналистам пресс-секретарь Управделами президента РФ Хреков. В частности, он обратил внимание на то, что Зедельмайер в настоящее время является совладельцем фирмы, специализирующейся… на оказании консультационных услуг в спорах с участием государств. "Видимо, дела идут из рук вон плохо, и денег хватает только на такую "бесплатную" рекламу", - сказал Хреков.

Что на сей счет думают в шведском Верховном суде, и чем закончится очередной раунд уникальной тяжбы, мы, вероятно, узнаем до конца этого года.

Обозреватель Максим Кирчатов