Россия / Точка зрения 28 апреля 2009 г. 14:20

Домик в деревне

Interfax-Russia.ru – Деревней именуют участники Каннского кинофестиваля большой городок павильонов – своеобразных "кинопосольств" разных стран. В этом году у России будет домик побольше.

На предстоящем Международном Каннском фестивале, как и год назад, при поддержке Министерства культуры РФ откроется российский павильон. Он будет работать с 13 по 24 мая. В этот раз возможностей не только на других посмотреть, но и себя показать у отечественных кинематографистов будет куда больше – павильон, по словам его организаторов, "переехал", и теперь наша хата совсем не с краю, а, если судить по карте, ближе к центру главных событий, да и размер нашего кино-представительства заметно увеличится. "В этом году наш павильон по согласованию с дирекцией фестиваля переехал в более вместительный – в полтора раза больше прежнего – павильон. Его до этого занимали Дубаи, он расположен очень хорошо, площадь павильона составит 130 квадратных метров", - рассказал на пресс-конференции гендиректор одного из организаторов павильона – компании "Совэкспортфильм" – Григорий Геворкян. Он уточнил, что 75 кв. метров составит закрытая площадка павильона, а еще 55 – терраса.

Обратившись к истории, Геворкян отметил, что вплоть до 2000-х годов участники фестиваля, как правило, ограничивались национальными стендами – получалось что-то вроде большой выставки. Теперь кинематографистам разных стран можно не только рассказывать о себе статически, но и активно продвигать себя на глобальном кинорынке, организуя презентации, конференции, мастер-классы, круглые столы и т.д. Собственно для этой цели и наша страна с некоторым запозданием "поселилась" в Каннах.

Напомним, что Россия обозначила свое присутствие в "международной деревне" Канн в год столетия отечественного кинопроизводства – 2008-й и, "учитывая положительный опыт", теперь намерена только усиливать свои позиции на одной из главных международных киноплощадок. Кстати, год назад в рамках программы "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля главный приз получила лента "Тюльпан" дебютанта игрового кино Сергея Дворцевого. Кроме того, специальным призом в номинации "Золотая Камера" была отмечена режиссер-дебютант Валерия Гай Германика за фильм "Все умрут, а я останусь". По мнению ряда экспертов, понять, что такое современное российское кино, жюри в определенной степени помогло тогда появление "русского дома" на территории фестиваля.

Отметим, что павильонами в Каннах за последние 7 лет обзавелись практически все кинопроизводящие страны, поскольку это престижно и полезно для налаживания деловых контактов, знакомства тех, кто делает кино, с теми, кто его может продать и наоборот. Это на фестивальном кинорынке теперь не менее значимо, чем само искусство. "Особенно важно это в нынешних кризисных условиях", - подчеркнул на той же пресс-конференции гендиректор еще одного организатора российского павильона – некоммерческого фонда "Russian Film Network" – Дмитрий Литвинов.

Как считает заместитель министра культуры РФ Александр Голутва, также беседовавший с журналистами в понедельник, открытие нового российского павильона на 62-м Каннском кинофестивале может заметно поспособствовать продвижению отечественного кино в западных странах. "Павильон поможет наладить контакты между представителями российского и зарубежного кинобизнеса, позволит обсудить возможности совместного кинопроизводства, дистрибуции наших фильмов за рубежом, и наоборот участия зарубежных фильмов в российских кинофестивалях, а также многое-многое другое", - сказал замминистра культуры. Он признался, что ему всегда радостно говорить о Каннском кинофестивале – "пожалуй, главном месте встреч кинематографистов мира".

Итак, с чем же приедет российская делегация в Канны, и что интересного будет в нашем павильоне? Сразу оговоримся, что в основную конкурсную программу российские фильмы не попали. Зато Канны-2009 предложили нам вновь поучаствовать в конкурсе "Особый взгляд", где будут представлены сразу две российские картины: "Царь" Павла Лунгина и "Сказка про темноту" Николая Хомерики. Сказать про эти фильмы что-то конкретное нам пока сложно, так как оба режиссера еще доделывают свои детища – копий нет.

Исторический фильм "Царь", по словам Лунгина, "повествует об одном из самых драматических моментов русской истории – противостоянии царя Ивана Грозного и Святого Филиппа". Съемки картины проходили в Суздале, где на территории древнего монастыря были отстроены декорации Москвы XVI века. В фильме снялись Петр Мамонов, Олег Янковский, Александр Домогаров, Вилле Хаапасало, Александр Ильин и другие известные актеры. Кстати, по мнению замминистра культуры России Голутвы, фильм Лунгина мог бы претендовать и на участие в основной программе, но "вопросы русской истории Каннам, видимо, перестали быть интересны".

Драма "Сказка про темноту" Хомерики, по словам самого режиссера, описывает историю девушки по имени Ангелина – молодого инспектора по делам несовершеннолетних. Она работает с трудными подростками, стараясь быть с ними обходительной, но однажды "воспитанник" простодушно заявляет Ангелине, что она – одинокая старая дура. Это циничное замечание заставляет героиню перевернуть свое представление о собственной жизни. Кстати, главную роль в картине исполнила дочь артиста эстрады Геннадия Хазанова – Алиса.

Эти два фильма будут представлены и в специальной программе павильона "В фокусе новое российское кино". Это настоящий кинодесант – тут будут представлены самые последние отечественные картины. "Мы хотели отобрать максимальное количество добротных фильмов, которые было бы нестыдно показать в Европе", - пояснила журналистам киноэксперт Екатерина Мцитуридзе. Это фильмы 2008-2009 годов, выражающие тенденции развития нового российского кинематографа. По замыслу организаторов программы, это кино, не нашедшее пока международных дистрибьюторов, может заинтересовать другие международные фестивали, дистрибьюторов, байеров.

Речь идет о картинах как опытных, так и молодых авторов: "Я" Игоря Волошина, "Kislorod" Ивана Вырыпаева, "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова, "Рассвет/Закат Далай Лама" Виталия Манского, "Волчок" Василия Сигарева, "Европа-Азия" Ивана Дыховичного, "Мишень" Александра Зельдовича, "Generation P" Виктора Гинзбурга, "Овсянки" Алексея Федорченко, "Густав" Алексея Учителя, а также названные выше работы Лунгина и Хомерики.

В ходе круглых столов, которые пройдут в павильоне, режиссеры, продюсеры, международные дистрибьюторы, байинговые компании обсудят непростую ситуацию на рынке прав, сложившуюся в условиях кризиса, механизмы стимулирования экспорта российских фильмов, портрет актуального российского артхаусного кино, позиционирование российского кино за рубежом, его имидж и многое другое. Особо выделим круглый стол "Россия в международном кинопроцессе", на котором будут представлены возможности копродукции с Россией, а также преимущества проведения киносъемок на территории нашей страны (проект "Место съемок – Россия").

Еще одно мероприятие, на котором организаторы павильона ждут многочисленных гостей, - режиссерский мастер-класс. В качестве корифея, скорее всего, выступит Павел Лунгин. Как ожидается, он расскажет о своей творческой карьере, самых громких работах и некоторых секретах их производства, а также презентует свой новый проект.

Добавим, что для тех, кто хотел бы знать обо всем, что происходит в российском павильоне 62-го Каннского фестиваля, но не имеет возможности присутствовать там лично, еще в 2008 году был создан сайт www.ruspav.com. Теперь здесь будет намного больше новостей.

Обозреватель Сергей Нагорный