Точка зрения 12 ноября 2015 г. 15:40

Дорогая дорога

Interfax-Russia.ru – Акции протеста дальнобойщиков против налога на проезд по федеральным трассам прошли в РФ. Перевозчики просят отложить его введение на период кризиса.

С 15 ноября в России начнет действовать система оплаты за проезд по федеральным автотрассам для владельцев грузовиков с массой выше 12 тонн. Средства, по предложению Минтранса РФ и решению правительства, должны пойти на ликвидацию того вреда, который фуры наносят дорогам.

Уже утвержден и тариф: 1,53 рубля за километр пройденного пути до 29 февраля 2016 года, 3,06 рубля с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года.

Предполагается, что дальнобойщики будут оплачивать проезд заранее, оплачивая поездки через систему "Платон". Фиксировать пройденный грузовиком путь необходимо с помощью бортового устройства системы, которое зарегистрированные в системе перевозчики могут получить бесплатно.

Если система взимания платы установит, что бортового устройства в кабине большегруза нет, или что собственник грузовика не приобрел маршрутную карту, то ему придет письмо с квитанцией о штрафе от ГИБДД на 40 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей при первом нарушении (при повторном штраф составит 50 тыс. рублей), для юрлиц - на 450 тыс. рублей и 1 млн рублей соответственно. В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о введении плоской шкалы штрафов для юридических и физических лиц в 150 тыс. рублей.

Перевозчики против системы, разработанной для взимания платы, не говоря уже о самом налоге на проезд.

Выступили против

При данном нововведение, как отмечают специалисты, цена перевозки на дальние расстояния увеличится в среднем на 50-150 тыс. рублей. Внутри региона перевозка подорожает на 20-60 тыс. рублей, в зависимости от конкретного километража.

Поэтому 11 ноября во многих регионах России тысячи водителей большегрузов устроили акцию протеста. На трассах выстроились фуры на аварийках, демонстрируя свое несогласие с налогом.

В Ставрополе акция собрала сотни дальнобойщиков, несмотря на сильный дождь и ветер.

"Мы требуем, чтобы система "Платон" была отменена хотя бы на 3-5 лет, чтобы прошел кризис. Сейчас наши расходы кратно увеличиваются, и мы не знаем, как в такой ситуации существовать. С момента, как Минтранс возглавил Максим Соколов, начались все эти выдумки - тахографы, ГЛОНАСС и прочее. Все это больно бьет по нашим карманам", - сказал "Интерфаксу" предприниматель Сергей Слинько.

В свою очередь, дальнобойщик Михаил Копылов сообщил, что в случае игнорирования требований грузоперевозчиков они готовы на "более агрессивные меры". "К сожалению, другого выхода у нас просто нет. Мы вынуждены протестовать, иначе нам нечего будет есть, нечем кормить наши семьи", - добавил он.

Протестовали дальнобойщики не только на трассах. В Калуге водители провели акцию на набережной городского водохранилища. По оценкам организаторов, в ней приняли участие около 40 водителей. Участники подписали петицию к региональному Заксобранию и правозащитникам с требованием отменить плату.

Водители в Красноярском крае, Новосибирске, Томске, Владимирской области, Ульяновске, Белгородской, Нижегородской и Саратовской областях, Пермском крае, Тюмени, Чувашии, Удмуртии, Ростовской области, Краснодарском крае и других регионах страны выехали на федеральные трассы, чтобы выразить недовольство. В большинстве случаев участники акции не мешали движению, их контролировали ГИБДД.

Но без мелких инцидентов не обошлось. К примеру, в Краснодарском крае на водителей, пытавшихся провести акцию на трассе "Краснодар-Кропоткин", составили протоколы о правонарушении, сообщили агентству "Интерфакс-Юг" в пресс-службе ГУ МВД по краю.

В Новосибирске акция стала одной из самых масштабных в стране – участвовали более 370 большегрузов из Петербурга, Пензы, Екатеринбурга, регионов Западной Сибири. Участники остановились на обочине федеральной трассы Новосибирск-Омск в районе аэропорта "Толмачево". Колонны фур растянулись более чем на 15 км.

Они тоже не мешали движению, тем не менее, лидера акции, президента Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев привлекли к административной ответственности.

"Составлен протокол, суд принял решение о штрафе в 20 тыс. рублей", - рассказал он журналистам. По словам Вячеслава Трунаева, акция не была должным образом согласована, но при взаимодействии с ГИБДД никаких эксцессов не возникло.

Он также подчеркнул, что считает обоснованными сборы в размере 0,96 копеек, и солидарен в этом смысле с Минэкономразвития РФ.

Предложения свыше

В тот самый день, когда перевозчики и водители вышли на протест, Минэкономразвития РФ предложило продлить сниженный размер платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн на год - до 15 ноября 2016 года.

Как сообщил замминистра экономического развития РФ, статс-секретарь Олег Фомичев, принятый тариф в 1,53 руб. за километр пройденного пути - "это, по сути, было предложение, которое Минэкономразвития в качестве компромисса на совещании у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича высказывало еще летом".

"Сейчас оно поддержано, можно сказать, на флажке, но и то на очень короткий промежуток. Мы говорили, что мы считаем правильным как минимум год пожить с таким тарифом, чтобы была сформирована статистика, была база данных по тому, сколько километров машины проезжают, - и вообще посмотреть, сколько бюджет от всего этого получает, и дальше принимать решение", - сказал замминистра, добавив, что не знает, будет ли изменено это решение.

Он отметил, что формально его изменить будет достаточно просто, и что "будет понятно где-нибудь к февралю месяцу, как будет ситуация обстоять". Он добавил, что ведомство будет предлагать это решение для снижения финансовой нагрузки с перевозчиков.

По мнению Олега Фомичева, использование бортовых устройств - "самая нормальная технологически форма".

На рынке таких устройств еще фактически нет. "Их никто не производит и все предполагается делать через сайт, через оформление маршрутных карт. Как эта схема будет работать - она пилотная, еще не обкатывалась и как она будет в промышленном режиме работать - тоже пока сложно понять. Поэтому мы как раз всегда выступали за то, чтобы процесс вхождения в эту схему был как можно более безболезненный и растянутый во времени", - подчеркнул замминистра.

При этом он отметил, что Минэкономразвития в целом поддерживает введение платы с грузовиков, "которая во всех развитых странах есть".

В свою очередь, министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что решение о вводе платы с 12-тонников было принято еще в 2011 году.

"Поэтому, конечно же, все профессионалы, а большегрузные автомобили - это бизнес, который осуществляет перевозки по федеральным трассам, конечно же, знали об этой мере и готовились к ней. Но, как всегда, у нас снег выпадает неожиданно, так и здесь получилось, что многие из частных, в основном, автоперевозчиков сейчас пытаются каким-то образом повлиять на давно уже принятые и фактически реализованные решения", - заключил министр.

Кто заплатит за налог

Налог в конечном счете может повысить цены на перевозимые товары для конечного потребителя. Уже сейчас некоторые перевозчики объявили о 30%-ном повышении тарифов на свои услуги.

"Стоимость перевозимых по дороге товаров различается, и если заплатить 4 тыс. рублей за перевозку 1 тыс. тонн колбасы общей стоимостью 4 млн рублей - это просто, а для автомобиля, перевозящего стройматериалы, например песок или щебень по 500 рублей за тонну, это просто неподъемная нагрузка", - заявил "Интерфаксу" организатор протестной акции, заместитель директора "Покровского завода ЖБИ", отвечающий за вопросы логистики, Владислав Малышев.

В том, что последствия от введения нового налога почувствуют на себе и конечные потребители товаров и услуг, убеждены опрошенные Interfax-Russia.ru эксперты.

"Уже сейчас понятно, что стоимость каждой перевозки в зависимости от расстояний увеличивается на несколько десятков тысяч рублей. Для логистических компаний с разветвленной системой маршрутов по всей стране, налоговые расходы могут превышать 100 тыс. рублей. На первых порах эти затраты целиком будут нести перевозчики, однако постепенно они будут включены в стоимость услуги для заказчиков (ритейлеров, компаний-производителей и т.д.). А те, в свою очередь, заложат новую дельту в стоимость товаров", - считает генеральный директор компании "Везет Всем" Антон Коновалов.

Удорожание коснется всех категорий товаров - продуктов, одежды, мебели, бытовой техники.

"Учитывая длинную цепочку перехода, можно прогнозировать, что изначальная сумма налога перевозчиков прирастет в разы и будет включена в цену для потребителя. Аналогичную ситуацию мы уже наблюдали недавно на рынке запчастей, когда из-за колебаний валютных курсов и падения объемов продаж новых авто, цены на запчасти и расходники выросли на 30-100%. Поставщики заложили в подросшие цены свою дельту для компенсации возможных потерь, а потребители в итоге получили почти двукратное подорожание запчастей", - привел пример эксперт.

Накануне вступления в силу нового тарифа через отраслевые союзы и сообщества грузоперевозчиков отправляли десятки официальных писем в адрес правительства и президента РФ с детальным описанием проблемы и различными предложениями: от введения моратория на запуск системы "Платон" до кардинального пересмотра тарифа, рассказал Антон Коновалов.

"Если говорить о результатах, то удалось добиться небольшого снижения тарифа - с 3,73 руб/км до 3,06 руб/км, но этого, безусловно, недостаточно", - сообщил он.

Много вопросов у перевозчиков вызывает и сама система взимания платы "Платон", которая пока технически не может полностью обеспечить потребности перевозчиков. "А маршрутные листы нужно выписывать заранее, что в ряде случаев сложно или невозможно сделать. Это создает дополнительные риски и проблемы. И, соответственно, вызывает негатив участников рынка", - добавил эксперт.

Между тем, как сообщили в операторе "РТ-Инвест транспортные системы", инфраструктура для взимания платы с большегрузов готова для запуска в Сибири.

"На сегодняшний день в СФО полностью закончена передача системы взимания платежей, которую мы построили, Федеральному дорожному агентству, все было принято без замечаний, инфраструктура построена", - сказал журналистам руководитель Сибирского обособленного подразделения оператора системы Денис Крылов.

В Сибири создано 23 центра информационной поддержки пользователей, которые с 15 ноября переходят на круглосуточный режим. Оператор с 9 ноября начал выдавать водителям бортовые устройства - трекеры, по показаниям которых устанавливается пробег автомобиля.

"Системы мобильного контроля разъехались из Новосибирска по всем нашим региональным офисам, соответственно, с 15 числа в Сибири начнется контроль за проезжающими автомобилями - это автомобиль "Ларгус", оснащенный радарами, который считывает регистрационный знак и передает в центр обработки данных в Твери", - рассказал Денис Крылов.

Системы стационарного контроля (рамки) в Сибири планируется построить в 2017 году.

"Многие перевозчики отмечают, что система еще не отлажена до конца и есть многочисленные технические сбои. Непонятно, что делать в случае вынужденного отклонения от маршрута или поломки бортового устройства. Помимо размера сбора, беспокойство грузоперевозчиков вызывает и схема взимания платы – авансовые платежи. Существует также риск ошибочного начисления платежа", - сказал Interfax-Russia.ru руководитель направления мониторинга компании-производителя систем мониторинга транспорта iRZ Online Антон Лесничин.

По его словам, сейчас многие готовятся к возможным последствиям запуска "Платона": некоторые думают о приостановке деятельности, а кто-то намерен отстаивать свою позицию в судах. Есть и те, кто рассматривает другие транспортные альтернативы - железную дорогу или более легкие машины, отметил Антон Лесничин.

Насколько вырастут в цене продукты и другие товары от введения налога для перевозчиков, сказать сложно. Бизнес, эксперты и представители власти называют разные цифры, от 1 до 15%. Они сходятся в том, что, скорее всего, не будет резкого скачка цен в магазинах. Динамика будет плавной, но она будет.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще