Interfax-Russia.ru – Более 4 тыс. аварий с участием мотоциклов произошло на дорогах России с начала года. ГИБДД призывает мотоциклистов быть внимательнее и не превышать скорость.
Мотоцикл считается одним из самых опасных видов транспорта, поскольку в нем отсутствуют средства пассивной безопасности, такие, например, как в автомобиле. А при аварии даже на низких скоростях (10-20 км/ч) мотоциклист может получить более серьезные травмы.
Согласно статистике ГИБДД, в России за 9 месяцев 2018 года произошло 4,1 тыс. аварий с участием мотоциклистов, в этих авариях погибли 520 человек, ранения получили свыше 4 тыс. В прошлом году в таких авариях погибли 554 человека. Вместе с тем, общее число ДТП с участием мотоциклистов снизилось по сравнению с 2015-2016 годом почти на 20%.
Также по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12% уменьшилось число аналогичных ДТП, в которых водители мотоциклов были пьяными. Уменьшилось также число аварий с участием мопедов.
При этом необходимо учитывать, что увеличилось и количество самих мотоциклистов. Так, по данным Госавтоинспекции, на 1 января 2018 года в подразделениях ГИБДД было зарегистрировано свыше 2,3 млн мототранспортных средств. По сравнению с 2016 годом рост составил 4,6%. Растет и рынок байков. По данным "Автостата", объем российского рынка новых мотоциклов за 9 месяцев 2018 года составил 8,6 тыс. единиц, что на 28,1% больше, чем за тот же период годовой давности. А это значит, что вскоре байкеров станет еще больше.
Как отметил заместитель начальника отдела пропаганды Госавтоинспекции МВД России полковник полиции Сергей Хранцкевич, движение на двухколесном транспортном средстве может быть безопасным при соблюдении всех правил дорожного движения и элементарных правил безопасности. Особое внимание стоит уделить экипировке водителей.
"Шлем – это практически 50% безопасности, но не надо забывать и про все остальные органы, должна быть полная экипировка – налокотники, наколенники, специальная обувь и куртка для управления мотоциклами", - рассказал Interfax-Russia.ru Хранцкевич.
Также у байкеров должны быть световозвращающие элементы, чтобы быть заметным на дороге в темноте. Как и автомобилистам, водителям мотоциклов необходимо следить за техническим состоянием своего двухколесного друга, соблюдать скоростной режим.
По словам Хранцкевича, сотрудники Госавтоинспекции постоянно проводят пропагандистскую работу с мотоциклистами. На особом контроле находятся участники дорожного движения, которые неоднократно преступали дорожные правила.
"Мы проводим с нарушителями как воспитательные беседы, так и привлекаем их к административной ответственности", - добавил представитель Госавтоинспекции.
Кроме того, в России действует просветительский проект "Культура на дорогах", который включает в себя информационные кампании в средствах массовой информации, а также работу со всеми участниками дорожного движения.
Особую роль в снижении числа аварий играет воспитание будущих мотоциклистов, причем делать это нужно не только при обучении в автошколах, но и в школьном возрасте, считает глава экспертного центра "Движение безопасности" Наталья Агре.
"На самом деле это важнейшая составляющая. Буквально несколько лет назад у нас была довольно плачевная история с молодыми мотоциклистами (тинэйджеры и подростки), поскольку у нас не было требования к получению водительских удостоверения по категории "М". На протяжении двух-трех лет мы вели очень активную информационную работу о том, насколько это необходимо. В результате, когда эту категорию ввели, мы увидели очень позитивный результат", - рассказала Interfax-Russia.ru президент "Движения без опасности".
Это говорит о том, что молодежь получает действительно качественные знания, учится управлять мотоциклом. Снижению аварийности, по мнению эксперта, также поспособствовали и другие инициативы.
Были также приняты поправки, связанные с тем, что начинающие водители двухколесных транспортных средств не имеют права перевозить пассажиров в течение первого года управления.
Тем не менее, в вопросах безопасности движения байкеров остается немало важных моментов. Особенно остро сегодня обсуждается проблема так называемого междурядья – когда мотоциклисты двигаются между рядами. Согласно действующему законодательству, за нарушение расположения транспортных средств предусмотрен штраф в размере 1,5 тыс. рублей. Однако прямого запрета на такое движение для байкеров в законодательстве сейчас нет.
По данным газеты "Коммерсант", этот вопрос обсуждался в правительстве, но каких-либо изменений в законодательстве так и не принято. По мнению участников обсуждения, это могло привести к путанице.
"Ведь все зависит от конкретной ситуации, часто двух- и четырехколесные транспортные средства могут двигаться одновременно в ряду. И если никто не совершает опасных маневров, то аварии не происходит", - заявил газете координатор программы "Мотограждане" Павел Сосков.
По его словам, бывают ситуации, когда и машинам нужно обгонять медленно двигающийся мотоцикл.
Другая обсуждаемая инициатива – введение отдельной полосы для мотоциклов, мопедов и велосипедистов – пока не находит поддержки. Так, еще в 2017 году на одном из проспектов Москвы проходил эксперимент: водители двухколесной техники могли передвигаться по полосе, предназначенной для общественного транспорта. Однако позднее столичные власти заявили об отрицательных итогах эксперимента.
"Мы проводили эксперимент, связанный с желанием некоторых мотосообществ ездить по выделенной полосе для городского транспорта. Эксперимент показал, что допуск мотоциклистов на выделенную полосу для городского транспорта нецелесообразен, так как автобусы и такси, перестраиваясь, создают проблемы для движения", - сказал заммэра столицы Максим Ликсутов.
С каждым годом число мотоциклистов на дорогах страны увеличивается, а соответственно возрастают риски, дорожно-транспортного травматизма с их участием. Госавтоинспекция МВД России напоминает, что водители и пассажиры мототехники являются наиболее уязвимыми участниками дорожного движения.
Мотоциклистам необходимо предельно строго соблюдать правила дорожного движения и не допускать их нарушений. В свою очередь, автомобилистам необходимо быть более терпимее к двухколесным участникам дорожного движения, регулярно смотреть в зеркала заднего вида и также строго соблюдать правила. Только при условии взаимовежливого отношения друг к другу возможно добиться снижения аварийности на российских дорогах.
Обозреватель Татьяна Мухина
Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах".