Точка зрения 19 апреля 2010 г. 17:49

Эйяфьятлайокудль разбушевался

Interfax-Russia.ru – Извержение небольшого исландского вулкана обернулось многодневным кошмаром для десятков авиакомпаний мира и многих тысяч пассажиров, в том числе россиян.

На минувшей неделе в Исландии после двухвековой спячки проснулся вулкан под ледником с труднопроизносимым названием Эйяфьятлайокудль. Специалисты еще за год до этого события знали, что извержения здесь не избежать, хотя особой тревоги при этом не выражали – этот вулкан далеко не самый большой и грозный в Исландии. Ученые всерьез боялись более могучих по размеру "соседей" проснувшегося вулкана, например, Катлы, при извержении которого пришлось бы временно эвакуировать (и, возможно, когда-нибудь придется) практически все население Исландии.

Тем не менее, природа преподнесла 14 апреля весьма неприятный сюрприз. И не только исландским вулканологам. Столб из лавы и миллионов тонн пепла с грохотом вырывался прямо из жерла Эйяфьятлайокудля. Такое извержение для исландских вулканов не является характерным – обычно магма и пепел "просачиваются" через множество расщелин и мелких кратеров. На этот раз гигантский столб из пепла и пара от тающего ледника взметнулся на высоту до 9 км, после чего образовалось невероятных размеров облако, к концу минувшей недели накрывшее практически всю Северную и Центральную Европу, а также северо-запад и часть европейской территории России. Вулкан продолжается извергаться, он уже выбросил в атмосферу 130 млн тонн пепла, состоящего преимущественно из частиц кремния. За выходные облако распространилось далеко на восток и днем в понедельник "перебралось" через Енисей.

Беспрецедентно пустое небо

Впрочем, если для людей, по утверждениям медиков, вулканический пепел сам по себе большой опасности не представляет, то для самолетов он чрезвычайно опасен. Более сотни авиаинцидентов, зарегистрированных с начала 1980-х годов в разных концах планеты, показали, что пепел способен остановить двигатели воздушного судна – попадая в турбины и плавясь там от высокой температуры, микрочастицы превращаются в стеклянную "рубашку", которая создает опасное трение и блокирует движение основных механизмов. Кроме того, пепел может вызвать помутнение стекол, короткие замыкания, помехи в радиосвязи, нарушить подачу воздуха в самолет и доставить еще много других неприятностей, которые как вместе, так и по отдельности чреваты печальными последствиями.

Поэтому, заботясь о безопасности пассажиров, практически все авиакомпании, выполняющие рейсы над Европой, еще с 15 апреля стали отменять полеты. К субботе остановили работу все аэропорты Великобритании, Ирландии, Дании, Швеции и Норвегии. Частично было закрыто небо над Германией и странами Бенилюкса. За пять дней 23 страны закрыли свое воздушное пространство.

Масштабы этого вынужденного логистического сбоя беспрецедентны. В воскресенье в европейском воздушном пространстве было зафиксировано лишь 5 тыс. рейсов против 24 тыс. в обычные дни. Всего, по данным на 19 апреля, извержение вулкана в Исландии привело к отмене около 63 тыс. рейсов, сообщил Российский союз туриндустрии (РСТ) со ссылкой на организацию по контролю безопасности воздушного движения "Евроконтоль". В результате, по данным Международного совета аэропортов (ACI), оказались парализованы 313 аэропортов, пострадали около 7 млн пассажиров, а аэропорты понесли убытки порядка 136 млн евро.

В немалой степени пострадала от катаклизма и Россия, где, по данным Росавиации на 18:00 мск 18 апреля, отменили 475 рейсов, а еще 24 задержали. В "Шереметьево" не поднялись в небо 297 самолетов, два рейса задержаны, в "Домодедово" отменили 86 рейсов и 15 задержали, во "Внуково" – 9 и 2 соответственно, в "Пулково" отменили 67 рейсов и 2 задержали, в ожидании находились 250 пассажиров на Рим и 72 в Ниццу. Также отменены рейсы в Европу в Калининграде, Ростове-на-Дону, Тюмени, Новосибирске, Самаре. Всего в России из-за отмен рейсов не вылетели больше 27 тыс. человек.

В Америку – через Северный полюс

О том, как решать комплекс проблем, вызванный неожиданным транспортным коллапсом в Европе и затронувший тысячи россиян, говорили 18 апреля премьер-министр России Владимир Путин и глава Минтранса РФ Игорь Левитин. Последний начал с неутешительных прогнозов – Левитин заявил, что ограничения полетов на российско-европейском направлении продлятся еще три-четыре дня, то есть примерно до 22 апреля.

В свою очередь, премьер выразил обеспокоенность судьбой тысяч граждан России, "застрявших" в европейских аэропортах. Путин поручил вывозить их наземным транспортом – поездами, автобусами, а также обратил внимание работников консульств РФ, что нашим соотечественникам необходима визовая поддержка, поскольку визы у некоторых из них уже заканчиваются.

Во время совещания министр транспорта РФ рассказал, что из 12 тыс. пассажиров, находящихся в аэропортах Европы, 7 тыс. – это пассажиры рейсов "Аэрофлота". По его словам, "Аэрофлот" оказывает им поддержку. Кроме того, авиакомпания возвращает деньги тем, кто отказывается от поездок. В настоящее время около 4 тыс. человек вернули билеты "Аэрофлоту", сообщил глава Минтранса.

Он добавил, что "Аэрофлот" в настоящее время является фактически единственной компанией, которая перевозит пассажиров из России в Европу и обратно. "К нам никто не летает из Европы, кроме "Аэрофлота", - сказал Левитин, подчеркнув, что "Аэрофлот" делает технический осмотр каждого самолета после каждого перелета, как в европейских аэропортах, так и в Москве. "В Северную Америку "Аэрофлот" изменил маршрут и летает по кросс- полярному маршруту, через северный полюс", - добавил Левитин.

Прорваться на Родину

Вместе с тем, Левитин рассказал Путину, что его ведомство совместно с ОАО "РЖД" рассматривает вариант увеличения пассажирских вагонов на европейском направлении. С 16 апреля российские железнодорожники перевезли дополнительно около 3 тыс. пассажиров из Европы в Россию и обратно.

Тем же, кто все-таки предпочел дождаться открытия авиасообщения и отправиться домой на самолете, уже оказывают визовую поддержку. "Организована круглосуточно работа консульских служб, и идет переоформление, то есть пассажир, который будет ждать в аэропорту в таможенной зоне, может получить транзитную визу на 72 часа, выйти из таможенной зоны, быть в гостинице, городе или аэропорте", - рассказал министр транспорта России.

Те пассажиры, которые из-за массовых отмен авиарейсов не могут вылететь из аэропортов Азии, вероятно, все же смогут вернуться в РФ через Дальний Восток. По словам министра транспорта РФ, в настоящее время ведутся переговоры "с партнерами в Пекине, чтобы российские граждане, которые находятся в Юго-Восточной Азии", смогли попасть в РФ через Дальний Восток. Предварительно, за ними прибудут спецрейсы "Аэрофлота".

Между тем, многие россияне, застрявшие в многочисленных аэропортах Европы и Азии, устав ждать помощи, изобретают самые извилистые маршруты, чтобы попытаться вернуться в Россию, передают корреспонденты "Интерфакса" из этих городов.

Пожалуй, самым популярным выражением среди наших соотечественников, находящихся в эти дни в транзитных зонах зарубежных аэропортов, стало выражение: "Прорваться на Родину". Россияне летят из Гонконга, Бангкока, Сеула и прочих азиатских мегаполисов в Пекин, откуда переправляются в Абу-Даби, Дубай, Каир и другие аэропорты арабских стран с многочисленными пересадками.

Вулкан ломает планы

Между тем, перебои с воздушным сообщением, вызванные извержением вулкана в Исландии, спутали карты не только туристам. Срывается ряд важных международных встреч и мероприятий. В частности, почти наверняка не состоится намеченная на вечер понедельника в Страсбурге очередная сессия Европарламента – значительная часть депутатов не сможет добраться до заседания вовремя.

Задерживается на неопределенное время и вылет делегации госдепартамента США в Москву на консультации по усыновлению российских детей. Это значит, что двусторонние российско-американские консультации могут не состояться в ранее запланированные сроки.

Серьезно повлиял разбушевавшийся Эйяфьятлайокудль и на спортивный мир. Так, тренерская команда сборной России по теннису во главе с капитаном Шамилем Тарпищевым, а также медицинский персонал и стрингеры сборной не могут вылететь на полуфинальный матч Кубка Федерации в США. Отметим, что полуфинал США – Россия должен состояться 24-25 апреля в городе Бирмингем (штат Алабама).

Кроме того, из-за запрета на полеты вынуждены были на неопределенное время остаться на Камчатке мировые лидеры биатлона, принимавшие участие в международных соревнованиях, сообщили агентству "Интерфакс - Дальний Восток" в пресс-службе краевого правительства.

По данным пресс-службы, около 50 биатлонистов из сборных Норвегии, Швеции, Франции, Италии, Австрии, Хорватии, Чехии, Словении, Словакии, Германии, Румынии, Финляндии и других стран Европы планировали уехать домой сразу же после завершения соревнований 17 апреля. "Однако аэропорты большинства стран Европы закрыты из-за огромного облака пепла. Теперь в ожидании улучшения ситуации в воздушном пространстве Европы ведущие биатлонисты мира изучают Камчатку. В воскресенье они побывали на экскурсиях, в понедельник отдыхали на термальных источниках в Малках, на вторник запланирована морская прогулка", - сказали в пресс-службе.

Пора не пора, лечу со двора

В понедельник вечером министры транспорта ЕС проведут видеоконференцию, на которой решат, как пережить континентальной транспортной системе затянувшийся форс-мажор.

Ущерб, который наносит авиакомпаниям вынужденный простой, оценивается уже в сотни миллионов долларов. По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), авиакомпании несут убытки не менее чем в $200 млн в сутки, а европейская экономика теряет из-за проблем с воздушным сообщением миллиарды долларов.

В опубликованном в понедельник пресс-релизе IATA призывает европейских лидеров объединиться и найти реальные пути решения проблемы. "Кризис длится уже достаточно долго, чтобы мы могли выразить свое недовольство тем, как правительства пытаются с ним справиться: без оценки риска, без консультаций, без координации и единого руководства, - заявил глава IATA Джованни Бизиньяни. - Невероятно, что транспортным министрам Европы понадобилось пять дней, чтобы организовать телеконференцию".

В воскресенье авиакомпании "Бритиш Эйруэйз", КЛМ, "Люфтганза" и "Эр Франс" провели тестовые полеты в создавшихся условиях. Первоначальные результаты осмотра двигателей самолетов указывают на то, что никакой угрозы концентрация вулканического пепла в воздухе континентальной Европы и Великобритании для них не представляет.

Хорошие новости уже позволили властям Чехии, Украины, Литвы и Эстонии полностью открыть свое воздушное пространство. По данным Би-Би-Си, возобновили работу все аэропорты Испании. Франция объявила об открытии сразу нескольких аэропортов на юге страны. Авиационная служба Германии в воскресенье также возобновила работу ряда аэропортов для осуществления рейсов в восточном направлении. Открыто шесть аэропортов: берлинские Тегель и Шенефельд, аэропорты в Эрфурте, Гамбурге, Лейпциге и Ганновере. Частично открыли воздушное пространство Болгария и Норвегия.

"Аэрофлот" днем в понедельник сообщил, что возобновляет регулярные полеты в аэропорты Милана, Венеции, Ниццы, Праги, Вены, а также, в случае необходимости, готов организовать дополнительные рейсы. В "Аэрофлоте" также не исключили, что в ближайшее время возобновятся рейсы и в другие города Центральной и Южной Европы.

Туманные перспективы

Впрочем, до полной нормализации обстановки в европейском небе, судя по всему, еще далеко. По последним данным метеослужб Исландии, облако пепла над Европой провисит еще 4-5 дней. Более того, как сообщает в понедельник министерство гражданской обороны Исландии, Эйяфьятлайокудль продолжает извергать пепел практически с прежней силой, а ветер продолжает гнать массу этого пепла в сторону континентальной Европы. Минтранс России осторожно прогнозирует, что полноценное авиасообщение начнется не раньше 22 апреля, а эксперты не исключают, что ситуация в ближайшие дни может измениться как в лучшую, так и в худшую сторону.

Ученые объясняют, масштабы отдаленных последствий катаклизма будут зависеть от того, как долго продлится пеплопад. Последний раз Эйяфьятлайокудль просыпался в 1821 году, и его извержение с регулярными мощными выбросами пепла длилось целых два года. Если учесть, что исландские вулканы редко просыпаются в одиночку, а вулканический пепел очень долго оседает (после особенно крупных извержений облака пепла полностью исчезают лишь после того, как дважды обогнут Землю), становится очевидным весь драматизм ситуации. Человек, создав авиацию, осуществил свою многовековую мечту – он научился летать далеко, быстро и комфортно, однако как только свое веское слово сказала природа, крылья пришлось в спешке складывать.

Обозреватель Максим Кирчатов

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще