Interfax-Russia.ru – Минобороны РФ готово оказать военную помощь Абхазии и Южной Осетии, причем с учетом накопленного опыта Россия возможную угрозу ликивидирует гораздо быстрее, чем в 2008 году.
Спустя два года после событий августа 2008 года стороны, участвовавшие в "пятидневной войне", не исключают нового конфликта. О том, что Тбилиси не отказывается от планов возвращения Абхазии и Южной Осетии в состав Грузии в канун второй годовщины начала вооруженного конфликта, дал понять президент Грузии Михаил Саакашвили.
"Несмотря на то, что два наших региона оккупированы, враг не смог добиться своей цели - свержения грузинского руководства, изменения политического курса Грузии",- сказал Саакашвили, имея в виду Абхазию и Южную Осетию. "Враг не смог сломать Грузию экономически, и она успешно развивается, - заявил президент Грузии. - Мы обязаны, несмотря на все кризисы, давление и угрозы, продолжить свой путь и добиваться успеха для окончательного и полного освобождения Грузии".
Со своей стороны и лидеры Абхазии и Южной Осетии неоднократно заявляли о том, что Грузия готовится к военному реваншу. "Нельзя исключать повторения событий августа 2008 года. Я говорю об этом, наблюдая за тем, как западные страны продолжают вооружать Грузию, - заявил в интервью "Интерфаксу" президент Абхазии Сергей Багапш. - Еще до событий двухлетней давности мы предупреждали международное сообщество о военных планах Грузии, но нас не слушали. И случилось то, что случилось".
По его словам, "сегодня ряд западных стран фактически потакает новой агрессии Грузии". "Вместе с тем благодаря России на сегодняшний день сложилась абсолютно другая ситуация по сравнению с августом 2008 года. И я уверен, что новые военные провокации не сойдут с рук нынешнему руководству Грузии", - считает Багапш.
В свою очередь лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты призвал международное сообщество ввести санкции в отношении поставок вооружений Грузии. "Сегодня руководство Грузии отвергает мирные инициативы Южной Осетии, Абхазии и России, отказываясь подписывать меморандум о неприменении силы", - подчеркнул он.
"Исходя из этого, можно сделать вывод, что Грузия с помощью ряда западных стран готовится к военному реваншу. Я хочу обратиться ко всем странам, ко всему международному сообществу с призывом прекратить вооружать Грузию и ввести санкции на поставку вооружений в Грузию", - заявил Кокойты.
О том, что "нынешнее грузинское руководство не отказалось от новых военных авантюр в отношении Абхазии и Южной Осетии и не оставляет попыток решить территориальный вопрос силовыми методами", заявлял "Интерфаксу-АВН" и высокопоставленный представитель Минобороны. "В этой связи российские военные базы, размещенные на территории Южной Осетии и Абхазии, находятся в готовности отразить возможную агрессию Грузии", - отмечал генерал.
Стоит напомнить, что в ходе операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года погибли 67 российских военнослужащих, 37 югоосетинских и один абхазский военный. Потери грузинской стороны составили 170 погибших и пропавших без вести военнослужащих.
Между тем, итоги операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года, несмотря на ее скоротечность, привели к ускорению радикальной реформы в российских Вооруженных силах. "После событий на Южном Кавказе в августе 2008 года мы существенно продвинулись в том, что касается Вооруженных сил: изменилась и военная доктрина, и материально-техническая составляющая, - не так давно заявил журналистам президент РФ Дмитрий Медведев. - Мы увеличили затраты на закупки современных вооружений по сравнению с первичными планами в полтора раза".
По его словам, если выделенные средства будут тратиться правильно, "то за 10 лет у нас будет принципиально новое техническое оснащение Вооруженных сил". "Мне за это решение не стыдно, в самый трудный период я это решение провел", - заявил президент.
Вместе с тем свои уроки из "пятидневной войны", начавшейся 8 августа 2008 года, извлекла и Грузия. За прошедшее с окончания конфликта время грузинская армия не только восстановила свою мощь, но и значительно увеличила ее по сравнению с августом 2008 года. Сегодня страна активно перевооружается, "обкатывает" своих военнослужащих в боях с талибами в Афганистане и "Аль-Каидой" в Ираке.
Президент Грузии Михаил Саакашвили не скрывает, что опыт, приобретенный грузинскими военными в Афганистане, необходим для решения проблем Грузии. По его словам, "Грузия в условиях многих вызовов не может отказаться от сильной армии".
"Нахождение наших военных в Афганистане - это возможность быть интегрированным с лучшими в мире армиями, изучить лучшее в мире оружие. Именно потому, что у нас есть проблемы с территориальной целостностью, нам необходим большой военный опыт, и Афганистан - уникальная военная школа в условиях настоящей войны", - недавно заявил Саакашвили на открытии училища кадетского корпуса в Кутаиси.
Не забывает Грузия и активно вооружаться. "Поставки оружия в Грузию идут полным ходом. Потенциал (военный - "ИФ") Грузии сегодня значительно выше, чем в августе 2008 года", - не так давно рассказал журналистам начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров.
Москва неоднократно заявляла о том, что международное сообщество должно воздержаться от поставок оружия Грузии. По словам замглавы МИД РФ Григория Карасина, ряд покровителей Тбилиси по-прежнему пытается под различными предлогами перевооружить Грузию, привлечь ее к разного рода международным операциям. "Поэтому мы продолжаем настаивать на введении широкого международного эмбарго на поставки в Грузию, прежде всего, наступательных вооружений и военной техники. Такая мера в значительной степени снизила бы угрозу рецидивов грузинской агрессии", - заявлял Карасин в интервью, опубликованном на сайте министерства.
Тему поставок вооружений Грузии российская сторона неоднократно затрагивала и на встречах с западными партнерами. "Мы говорим, что нас это беспокоит и мешает нашему сотрудничеству с теми же израильтянами, американцами и всеми остальными, кто так или иначе вооружает нынешний грузинский режим", - сказал министр обороны Анатолий Сердюков в беседе с российскими журналистами в Вашингтоне. При этом он отметил, что российская сторона будет предпринимать все усилия, чтобы минимизировать последствия поставок вооружений Грузии.
Вместе с тем министр подчеркнул, что размещенные в Абхазии и Южной Осетии российские военные базы в состоянии предотвратить любую возможную угрозу со стороны Грузии. "Мы постоянно проводим анализ возможного развития ситуации в этом регионе. Те силы и подразделения, которые находятся на двух военных базах, достаточны для того, чтобы отреагировать на любое развитие обстановки", - сказал Сердюков.
При этом, по его словам, усиливать группировки российских войск в Абхазии и Южной Осетии не планируется. "В этом нет необходимости", - отметил министр. "При любом развитии событий мы понимаем, как себя вести", - заверил он. "Я вас уверяю, что для отражения возможной грузинской агрессии, подобной той, которая была против Южной Осетии в 2008 году, нам потребуется не пять дней, а гораздо меньше", - подчеркнул глава Минобороны РФ.
Между тем, по мнению российских политологов, двухлетний период после грузино-югоосетинского конфликта показал невозможность возобновления военных действий. "Прошедшие два года показали, что конфликтная ситуация заморожена, поскольку присутствие в Абхазии и Южной Осетии российских войск и прецедент августа 2008 года не позволяют Грузии предпринимать новые военные авантюры", - заявил, в частности, "Интерфаксу" первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
При этом он считает, что данный конфликт нельзя урегулировать не только в краткосрочной, но и в среднесрочной перспективе. "Конфликт подморожен, но возможности для договоренностей в обозримом будущем нет, так как стороны занимают диаметрально противоположные позиции. В целом на данный момент урегулирование удерживается на силовом факторе, поскольку, если предположить, что грузинские войска войдут в Южную Осетию, то они будут отбиты, и никаких шансов у Тбилиси нет", - сказал Макаркин.
По мнению эксперта, не следует и переоценивать активность Запада в поддержке режима Михаила Саакашвили по вопросам статуса Абхазии и Южной Осетии. "Те же американцы сейчас к Саакашвили стали относиться несколько иначе. Вашингтон продолжает стратегически поддерживать Тбилиси, но старается как-то сдерживать грузинское руководство в рамках. США и Запад не хотят портить отношения с Россией из-за грузинского лидера", - отмечает политолог.
В целом, по мнению эксперта, нынешняя ситуация в регионе оптимальна для Москвы. "Сохранение статус-кво, когда там не стреляют, а грузинская армия не имеет возможности для новых авантюр, Россию вполне устраивает. Главное, сохранить стабильность теми средствами, которые есть, а также наличие "де-факто" молчаливого признания этого положения со стороны международного сообщества, которое не угрожает России никакими санкциями и ведет себя достаточно сдержанно", - заявил Макаркин.
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко также полагает, что возобновление вооруженного конфликта невозможно. "Войны не будет по целому ряду причин. Во-первых, эта война России не нужна. При всей эксцентричности этого конфликта он является частным случаем мировой политики, который кардинально не отразился на поведении основных игроков", - заявил Малашенко "Интерфаксу".
По мнению политолога, одним из важных выводов для мирового сообщества по конфликту на Южном Кавказе является способность Москвы действовать. "Россия показала, что способна не только что-то декларировать, но действовать. Приватно, да и не только приватно, уже все дают понять, что прекрасно понимают отсутствие обратного пути. И Грузия хоть 50 лет будет такой, как сейчас на собственных картах, все равно потеряла Абхазию с Южной Осетией, где теперь российские военные базы. И это победа России", - считает Малашенко.
Обозреватель Анастасия Николаева