Россия / Точка зрения 13 сентября 2010 г. 17:46

Грузия vs России: новый раунд

Interfax-Russia.ru – Международный суд в Гааге приступил к новым слушаниям по иску Грузии к России о геноциде грузин. Россия оспаривает наличие у Гаагского суда юрисдикции на рассмотрение иска.

В Международный суд ООН в Гааге с заявлением о возбуждении разбирательства против России Грузия обратилась еще 12 августа 2008 года – сразу после окончания военного конфликта на Кавказе. Документ назывался "Этническая чистка грузин в 1992-2008 годах". Тбилиси обвинил Москву в нарушении положений Международной конвенции 1965 года о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Конвенция предусматривает обязательную юрисдикцию международного суда, и в отступление от общего правила разбирательство не требует согласия государства-ответчика.

Данный иск Грузия подала в связи с событиями 2008 года вокруг Абхазии и Южной Осетии и на более ранних этапах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. В своем иске Грузия утверждает, что Россия осуществляла, поощряла и поддерживала расовую дискриминацию этнических грузин, способствуя их массовому выдворению с территории республик.

"Грузия считает, что Россия самостоятельно или через якобы контролируемые ею органы Абхазии и Южной Осетии, начиная с 90-х годов, проводит политику дискриминации грузин, проживающих в этих республиках. Это, как следует из грузинского иска, выражается, прежде всего, в выдавливании грузинского населения, а военная операция России в Осетии и Грузии преподносится как апогей такой политики, направленной на достижение моноэтнического характера двух новых государств", - рассказывал официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.

14 августа 2008 года Грузия внесла в Гаагский суд дополнительное заявление - предписание так называемых временных мер. Это своего рода временный судебный запрет, пока суд не вынесет окончательное решение по спору. Международный суд может применить временные меры защиты по просьбе одной из сторон или по своей собственной инициативе, если он считает, что права, составляющие предмет решения, которое он должен вынести, находятся под непосредственной угрозой.

До рассмотрения спора по существу Тбилиси призвал суд в качестве временных мер обязать Россию обеспечить права граждан Грузии в Южной Осетии и Абхазии. Грузия, в частности, призвала "защищать ее граждан от насильственных актов дискриминации российских вооруженных сил, действующих в сотрудничестве с сепаратистскими боевиками и иностранными наемниками на ее территории", отмечалось в сообщении службы новостей ООН.

Первые слушания по грузинскому иску Международный суд ООН в Гааге провел в сентябре 2008 года. Делегации Грузии и России в ходе двух раундов судебных прений представили суду аргументы по поводу запроса о временных мерах. Представителями России в том процессе были директор правового департамента МИД Роман Колодкин и посол Российской Федерации в Нидерландах Кирилл Геворгян.

В интервью "Независимой газете" Геворгян привел некоторые примеры того, как происходили слушания. "Например, грузинская сторона вывесила карту Южной Осетии, на которой нанесены деревни, большинство жителей которых грузины. На второй карте показано, что грузин в этих деревнях больше нет. Она относится к периоду после 7 августа, когда начался конфликт. Это представлено в качестве примера этнической чистки", - отметил посол.

"Мы в ответ представили эту же карту, на которой было показано, что это район боевых действий, которые были начаты Грузией, и что еще до конфликта грузинские власти эвакуировали население. Это было еще в первых числах августа. Все это зафиксировано в том числе международными организациями", - рассказывал дипломат.

Россия настаивала на том, чтобы Международный суд ООН отклонил иск Грузии о якобы имевших место нарушениях со стороны Москвы в Абхазии и Южной Осетии. Так, российские представители передали в суд материалы, свидетельствующие, что в течение всего упомянутого периода ни Грузия, ни другие государства и организации ни разу не поднимали вопроса о нарушениях Россией конвенций применительно к Южной Осетии и Абхазии.

Кроме того, по мнению российской стороны, конвенция требует, чтобы до обращения в Международный суд стороны предприняли попытки устранить разногласия путем переговоров, однако в данном случае этого не было. "Если в Южной Осетии и Абхазии и были нарушения конвенции, их нельзя связать с Россией, поскольку она не осуществляет контроль над руководством этих территорий", - заявил в ходе слушаний представитель Москвы, директор правового департамента российского МИД Роман Колодкин.

Также внимание суда было обращено на некоторые явные подтасовки фактов, заявлено, что вина за трагические события лежит, прежде всего, на Тбилиси.

По итогам слушаний Международный суд ООН рекомендовал Москве и Тбилиси воздержаться от любых актов расовой дискриминации в Южной Осетии и Абхазии, а также на других территориях Грузии, на которых присутствует российская армия. "Обе стороны в Южной Осетии и Абхазии и в сопредельных регионах Грузии должны воздерживаться от любых актов расовой дискриминации против конкретных людей, групп людей и организаций", - говорилось в постановлении, оглашенном председательствующим судьей Розалин Хиггинс.

В Тбилиси посчитали вынесенное Международным судом предварительное решение по иску Грузии к России победой. "Сегодня Гаагским судом было принято решение, по которому все требования Грузии в государственном иске против России были полностью удовлетворены. В частности, от России потребовано воздержаться от этнической дискриминации грузин, финансирования и поддержки сепаратистских режимов, осуществляющих этническую чистку", - заявил министр юстиции Грузии Ника Гварамия.

По его словам, "Гаагский суд отметил, что в сфере ответственности России находятся действия сепаратистов, нарушающих права человека". "Суд также поручил России обеспечить свободное передвижение граждан и права на их собственность в тех регионах, которые находятся под ее контролем, а это фактически означает обеспечение безопасного процесса возвращения беженцев", - сказал Гварамия.

Однако Москва напомнила грузинской стороне, что постановление Международного суда касается и Тбилиси. "Судьи не нашли оснований как для временных мер, требуемых Грузией, так и для того чтобы они были адресованы только России. Суд адресовал меры обеим сторонам", - говорилось в заявлении МИД России, размещенном на сайте ведомства.

Там подчеркивалось, что эти меры "носят общий характер и указывают сторонам на необходимость соблюдения обязательств по упомянутой Конвенции". В МИД РФ заявили, что Россия намерена и впредь добросовестно выполнять Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, "тем более что необходимость ее строгого соблюдения для нас самоочевидна". "Ожидаем, что и грузинская сторона будет строго соблюдать положения этой Конвенции", - говорилось в заявлении.

При этом Россия посчитала, что Международный суд ООН, рассматривающий запрос Грузии против России, не обладает юрисдикцией по данному делу. "С учетом того, что решение суда по юрисдикции в контексте временных мер носит предварительный характер, мы намерены продолжить доказывать, что суд не обладает юрисдикцией по данному делу, на следующей стадии разбирательства", - говорилось в сообщении МИД. Дело в том, что по итогам слушаний Международному суду также предстояло решить, может ли он рассматривать иск Грузии против России. "Такое решение суд выносит на основе заявлений обеих сторон. В данном случае Грузия должна попытаться доказать суду, что это дело находится в его юрисдикции, в то время как Россия будет пытаться убедить суд в обратном", - пояснял представитель суда Борис Хайм в интервью газете "Московский комсомолец".

По его словам, "наличие полномочий для начала разбирательства можно доказать существованием трехстороннего соглашения между Грузией, Россией и судом". "Например, сейчас Грузия заявляет, что подобное соглашение существует, и называется оно "Конвенция об искоренении расовой дискриминации". Если положения этого документа будут нарушены одной из сторон, другая сторона имеет право призвать нарушителя к ответственности в суде", - сказал он, добавив, что Грузия уверяет, что у суда есть все полномочия для проведения разбирательства.

"Россия, естественно, пытается доказать, что эта конвенция не относится к текущему делу, а значит, суд не обладает юрисдикцией начать рассмотрение иска Грузии в полном объеме. Другими словами - для начала полномасштабного рассмотрения иска Грузии к России обе стороны должны согласиться, что эта конвенция относится конкретно к этому делу", - отмечал Хайм.

Если же стороны не придут к общему мнению, пояснил представитель Международного суда, данный вопрос будет решать суд самостоятельно, и обе стороны должны будут ему подчиниться. По его словам, в случае начала разбирательства рассмотрение дела займет не менее полугода, а может продлиться и несколько лет.

Между тем решение о юрисдикции Международного суда ООН по рассмотрению иска Грузии к России принято не было. Как пояснила председатель Международного суда ООН Розалин Хиггинс, была лишь достигнута договоренность о том, что в сентябре 2009 года Грузия представит свои дополнительные факты, на которые Россия ответит в июле 2010 года. "Если же случится так, что Грузия представит дополнительные факты в своей петиции, а Россия откажется на это отвечать, суд примет окончательное решение по своей юрисдикции, поэтому это все зависит от российской стороны", - сказала Хиггинс.

Вместе с тем Россия по-прежнему оспаривает наличие у Гаагского суда юрисдикции на рассмотрение грузинского иска. "1 декабря (2009 года – ИФ) в Международный Суд ООН в Гааге представлены возражения России против юрисдикции суда в отношении дела, в рамках которого Грузия обвиняет Россию в нарушениях Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года", - говорилось в сообщении МИД РФ.

"Суть поданных Россией в Международный Суд возражений состоит в том, чтобы обосновать беспочвенность грузинских обвинений в адрес нашей страны и показать, что у Международного Суда отсутствует юрисдикция рассматривать грузинский иск", - отмечалось в документе. Основные аргументы: отсутствие на момент подачи иска спора по Конвенции о расовой дискриминации, а также неисчерпанные досудебные средства урегулирования спора.

Именно эти возражения и стали предметом начавшихся в 13 августа в Гааге слушаний. Открытые слушания Международный суд ООН проведет с 13 по 17 сентября. Слушания пройдут во Дворце мира и будут касаться "единственно предварительных возражений к компетенции суда, выдвинутых Российской Федерацией", говорится в пресс-релизе, опубликованном на веб-сайте суда.

Слушания подразумевают проведение двух раундов: 13 и 15 сентября свою позицию представят представители российской стороны, а 14 и 17 сентября - представители грузинской. Интересы Тбилиси будут защищать иностранные адвокаты - Джеймс Кроуфорд, Филипп Сандс, Пол Райхлер и Пайа Ахаван. Вместе с тем ранее председатель парламента Грузии Давид Бакрадзе в беседе с журналистами выразил надежду, что международные суды при вынесении решений по искам Грузии против России будут руководствоваться не политической целесообразностью, а исходя из фактов. Между тем спикер Совета Федерации Сергей Миронов считает бесперспективной попытку действующих грузинских властей переложить вину на Россию за события августа 2008 года. "Попытки действующего грузинского руководства переложить на Россию вину за августовскую трагедию есть попытка обелить в глазах международной общественности собственную безответную политику, и такого рода попытки бесперспективны", - сказал Миронов в интервью "Интерфаксу".

По его словам, эта политика грузинских властей потерпела крах, и виновата в этом не Россия, а сами грузинские власти: "Вот чьи дела должны были бы стать предметом судебного рассмотрения, и такой суд непременно произойдет - если не суд традиционный, то суд истории, суд самого грузинского народа обязательно случится".

Обозреватель Анастасия Николаева