Россия / Точка зрения 24 сентября 2018 г. 15:40

Хронология катастрофы

Interfax-Russia.ru – Минобороны РФ настаивает на ответственности Израиля за гибель российского Ил-20 у берегов Сирии.

Хронология катастрофы
© РИА Новости. Минобороны РФ

Обстоятельства крушения

Минобороны РФ представило поминутную хронологию катастрофы Ил-20 в Сирии и полностью возложило вину за крушение российского самолета на ВВС Израиля.

По данным российского военного ведомства, вечером 17 сентября российский разведывательный самолет Ил-20 с 20:31 выполнял специальную задачу по отслеживанию обстановки в Идлибской зоне деэскалации. На его борту находились 15 российских военнослужащих.

В этот же период времени группа из четырех истребителей F-16 вылетела c территории Израиля для нанесения внезапного удара по промышленным объектам в Сирии. Истребители, пролетев над нейтральными водами Средиземного моря, заняли район патрулирования в 90 км западнее города Латакия.

В 21:39 представитель командования ВВС Израиля в воинском звании полковника оповестила по каналу деконфликтинга командование российской группировки войск в Сирии о предстоящем ударе по объектам. Речь шла о том, что в ближайшие минуты Израиль нанесет удар по объектам, которые находятся на севере Сирии.

Через одну минуту четыре израильских самолета нанесли удары управляемыми авиабомбами по промышленным объектам в провинции Латакия (западная провинция Сирии).

"Таким образом, оповещение российской группировки о проведении своей операции израильская сторона в нарушение имеющихся договоренностей сделала не заблаговременно, а одновременно с началом ударов", - заявил официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков.

По его словам, подобные действия являются прямым нарушением российско-израильских договоренностей 2015 года по предотвращению инцидентов между российскими и израильскими вооруженными силами на сирийском направлении.

В это время командир Ил-20, находившегося на севере Сирии, получил указания уходить из района выполнения задачи южнее и возвращаться на базу. Однако из-за озвученной израильским офицером информации относительно района нанесения ударов истребителями, а также отсутствия указаний на местонахождение израильских F-16 российский самолет не смог выйти в безопасный район.

С 21:51 сирийские средства противовоздушной обороны приступили к отражению израильской атаки и начали пуски зенитных ракет. После удара израильские самолеты вновь заняли зону дежурства в воздухе в 70 км западнее побережья Сирии, поставив радиоэлектронные помехи и, вероятно, готовясь к нанесению повторного удара.

В 21:59 один из израильских самолетов начал маневр в направлении побережья Сирии, сближаясь с Ил-20, совершившим заход на посадку. Это было воспринято расчетами сирийских ПВО за новую атаку израильской авиации.

"Израильский пилот не мог не понимать, что эффективная отражающая поверхность самолета Ил-20 значительно превышает аналогичную поверхность F-16 и именно российский самолет окажется предпочтительной целью для зенитной ракеты. Знали израильтяне и о том, что в вооруженных силах России и Сирии используются разные системы опознавания "свой – чужой" и сирийские радиолокационные станции могут опознать Ил-20 как групповую цель израильских истребителей", - отметил Конашенков.

В этот период самолет Ил-20, совершавший разворот для захода на посадку на аэродром Хмеймим, оказался на направлении огня сирийских средств ПВО по израильским самолетам. При этом, подчеркнул представитель Минобороны, наблюдая российский Ил-20, израильские истребители прикрылись им от зенитных ракет, продолжая маневрировать в данном районе.

В 22:03 сирийская зенитная ракета поразила более крупную и ближнюю цель – самолет Ил-20. Командир экипажа доложил о пожаре на борту и начале экстренного снижения.

В 22:07 отметка российского разведывательного самолета Ил-20 исчезла с экранов радиолокационных средств. Вместе с тем, обратили внимание в российском военном ведомстве, израильские самолеты не ушли в свое воздушное пространство, а остались в этом же районе и продолжили дежурство в воздухе до 22:40.

В 22:29 дежурный офицер командования российской группировки в Сирии довел до израильского офицера на командном пункте ВВС информацию о том, что российский самолет Ил-20 терпит бедствие: "Требуем увести ваши средства из данного района, так как мы задействуем спасательные средства". Израильский офицер в звании лейтенанта ответил: "Информацию принял, доведу до командования".

В 22:40 истребители F-16 ушли из данной зоны. После чего только в 22:53, то есть через 50 минут после поражения ракетой российского Ил-20, оперативный дежурный командного центра ВВС Израиля в звании полковника вышла на связь и сообщила: "Ваша информация о бедствии Ил-20 принята. Мы очистили зону. Если необходима помощь, мы готовы помочь".

Минобороны РФ утверждает, что имеет подтверждающую аудиозапись разговоров.

По мнению Конашенкова, действия израильских летчиков-истребителей говорят или об их непрофессионализме, или, как минимум, о преступной халатности.

"Считаем, что вина за трагедию с российским самолетом Ил-20 целиком лежит именно на военно-воздушных силах Израиля и тех, кто принимал решение о такого рода деятельности", - заявил представитель Минобороны РФ.

Он также отметил, что действия истребителей ВВС Израиля осуществлялись в районе трасс захода на посадку на аэродром Хмеймим не только военных, но и гражданских пассажирских самолетов.

"Тем самым израильскими истребителями была создана прямая угроза любым пассажирским и транспортным самолетам, которые могли там оказаться в это время и стать жертвами авантюризма израильских военных", – подчеркнул Конашенков.

Представитель российского военного ведомства добавил, что РФ ни разу не нарушила договоренности с Израилем и не применяла развернутые в Сирии средства ПВО, даже несмотря на потенциальную угрозу для российских военных, которую создавал Израиль в ходе авиаударов.

"В контексте конструктивного российско-израильского сотрудничества на сирийском направлении нам трудно понять, чем вызваны описанные действия Тель-Авива. Это крайне неблагодарный ответ на все то, что было сделано Российской Федерацией для государства Израиль и израильтян в последнее время", - сказал Конашенков.

Он напомнил, что благодаря действиям России после шестилетнего перерыва организовано патрулирование миротворческим контингентом ООН района разделения на Голанских высотах, что позволило полностью исключить обстрелы израильской территории. Также были проведены консультации с Ираном, по итогам которых все проиранские формирования с тяжелым вооружением были отведены от Голанских высот на безопасное для Израиля расстояние - более чем на 140 километров на восток Сирии.

Кроме того, по просьбе Израиля Россия неоднократно снимала опасения по поводу возможной передачи "чувствительных" образцов военной продукции в Сирию.

"На этом фоне враждебные действия израильских ВВС, совершенные в отношении российского самолета Ил-20, выходят за рамки цивилизованного построения отношений", - подытожил Конашенков, добавив, что представленные объективные данные событий 17 сентября говорят о том, что военное руководство Израиля "либо не ценит уровень отношений с Россией, либо не контролирует отдельные командования и командиров, понимавших, что их действия ведут к трагедии".

Закрыть небо

В Госдуме предлагают "закрыть небо" для ВВС Израиля в местах нахождения российских военных в Сирии. Как пояснил "Интерфаксу" зампред комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин, "закрытое небо" означает полный запрет для авиации на вхождение в определенную зону, которая заранее объявлена закрытой.

"Если они заходят без разрешения в эту зону - уничтожаются", - сказал депутат.

Он отметил, что армия Израиля выполняет задачи в Сирии незаконно, они "незваные гости", и закрытие неба в районах, где выполняют свои задачи российские военные, соответствует международным правилам и нормам.

"Если хотят (выполнять задачи в Сирии - ИФ), то спрашивают разрешения, говорят задачи, которые будут выполнять и выполняют эти задачи, если их будут допускать. А так, нет никакой необходимости их допускать, потому что они сегодня напрямую грубо нарушили все договоренности между Россией и Израилем, это говорит о том, что командование вооруженных сил Израиля, в частности ВВС Израиля, пренебрегает международными нормами, я уже не говорю о джентльменских соглашениях, которые существуют между военнослужащими", - сказал Швыткин.

Депутат подчеркнул, что не видит в данной ситуации других ответных мер, а на такие ситуации нельзя смотреть "сквозь пальцы".

"Сигналы предупреждения сегодня не действуют на Израиль, нужны более жесткие меры", - сказал парламентарий.

Со своей стороны глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий обратил внимание на то, что Минобороны РФ представил весомые доказательства вины израильских военных в гибели российского самолета-разведчика Ил-20 над Сирией, и Тель-Авиву следовало бы как минимум извиниться за случившееся.

В беседе с "Интерфаксом" Слуцкий предположиk, что действия израильских военных, спровоцировавшие гибель Ил-20, будут иметь политические последствия.

"Отношения (РФ и Израиля) просядут", - считает глава международного комитета.

По его мнению, "на некоторое время" это неизбежно, а дальше все зависит от "поведения Израиля".

В свою очередь бывший заместитель главкома ВВС РФ депутат Госдумы генерал-полковник Николай Антошкин предлагает подумать об усилении военных мер безопасности для предотвращения опасных инцидентов в небе над Сирией.

"Там нужно сопряжение систем опознавания наших в Сирии, чтобы такого (как трагедия с российским ИЛ-20) не было", - сказал "Интерфаксу" Антошкин. Речь идет о сопряжении систем опознавания "свой-чужой", пояснил он.

Бывший военный летчик согласился с тем, что система опознавания - это государственная тайна, и потому, конечно, речь можно вести лишь о "сопряжении" таких систем. По его мнению, это позволит наладить более четкое взаимодействие и с сирийцами и с израильтянами.

Антошкин полагает, что Минобороны представит свои предложения по усилению безопасности российских военнослужащих, участвующих в борьбе с терроризмом в Сирии.

Вместе с тем военный эксперт, генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов считает, что адекватным ответом на инцидент с Ил-20 могла бы стать отправка в Сирию С-300. В свое время Россия не поставила С-300 Сирии по просьбе Израиля, однако в Москве заявляли, что могут вернуться к этому вопросу.

"Надо поставить в Сирию С-300. Это оборонительные системы. Они будут сдерживающим фактором: не залетай, не совершай акт агрессии - никто по тебе не будет стрелять", - сообщил "Интерфаксу" Ивашов, в прошлом - начальник главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ.

По его мнению, системы С-300 в Сирии ограничат действия военной авиации Израиля и других стран.

"Надо прикрыть небо Сирии. В Сирии есть ракетоопасные и самолетоопасные направления. Эти направления наши специалисты вместе с сирийцами могли бы отработать: куда поставить комплексы С-300, где разместить станции радиоэлектронного подавления", - сказал Ивашов.

При этом, по его словам, поставлять надо не только С-300, но и комплексы "Панцирь-С".

"Я говорю о комплексах, работающих на разных высотах и дальностях", - отметил Ивашов, добавив, что на подготовку сирийцев для эксплуатации систем С-300, потребуется три месяца.

"Я бы пересмотрел весь пакет соглашений с Израилем, включая соглашение об обмене разведывательными данными", - также отметил Ивашов.

Между тем в Израиле по-прежнему отрицают вину своих ВВС и полностью возлагают ответственность за инцидент на Дамаск. В Армии обороны Израиля отмечают, что сирийские системы ПРО вели неточный огонь в этом районе, когда израильские самолеты уже покинули зону поражения.

"Истребители Израиля не прятались за российским самолетом и находились в израильском воздушном пространстве во время крушения самолета", - говорится в заявлении, распространенном пресс-службой Армии обороны Израиля.

Израиль также выступает за продолжение координации действий с Россией в регионе. При этом в документе подчеркивается, что "безопасность российских военнослужащих, которые находятся в Сирии, - приоритет при одобрении каких-либо действий высокопоставленными израильскими военными".

"Армия обороны Израиля будет принимать всевозможные усилия для того, чтобы выполнить эту задачу (обеспечение безопасности российских военных - ИФ)", - сказано в документе.

Вместе с тем в израильской армии подчеркивают, что будут и дальше бороться с военным присутствием Ирана в Сирии, несмотря на трагедию с российским Ил-20.

Об этом в эфире израильского радио Reshet Bet заявил и министр обороны Израиля Авигдор Либерман: "Мы довольно четко дали понять, что не допустим превращения Сирии в передовую иранскую базу против Израиля. Мы продолжим действовать, чтобы предотвратить это. У нас есть необходимые средства и возможности".

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"