Interfax-Russia.ru - В драматичной судьбе трехлетней Элизы Андре-Беленькой наметился новый поворот. По иску отца-француза после очередного похищения девочки в международный розыск объявили и ее саму, и ее русскую мать Ирину.
Эта история, похожая более на сценарий остросюжетного фильма, началась буквально с рождения ребенка. Елизавета Андре родилась в Москве 2 ноября 2005 года у россиянки Ирины Беленькой и гражданина Франции Жана-Мишеля Андре. Благодаря этому обстоятельству Элиза автоматически получила гражданство РФ. Спустя два года вся семья уехала на родину отца – во Францию. Вскоре после того, как девочка по воле обоих родителей получила французское гражданство, произошел первый акт семейной драмы – супруги решили развестись. Ирина сразу же увезла девочку в Россию.
Вернувшись в Москву, Ирина Беленькая добилась в российских судебных инстанциях опеки над дочерью. Параллельно Жан-Мишель Андре добился аналогичного решения во французском суде. Около года назад французские власти признали вывоз ребенка из Франции похищением и выдали ордер на арест матери ребенка.
Осенью прошлого года состоялся второй акт драмы – разгневанный отец приехал в Россию и попросту вывез дочь. Ирина тотчас заявила о похищении ребенка и также добилась ордера на арест своего бывшего супруга.
И тут мы подошли к третьему акту. В конце минувшей недели отец Элизы сообщил об очередном похищении дочери. В пятницу во французском городе Арле отца девочки Андре, якобы, избили двое мужчин, а Элизу забрала "женщина в черной одежде и парике". Отец-француз не сомневается, что девочку увезла ее русская мать. На сей раз Жану-Мишелю взялся помочь Интерпол, объявив и Элизу, и Ирину в международный розыск. В розыскном циркуляре на официальном сайте ведомства (www.interpol.int) приводятся приметы Элизы. В случае ареста матери девочки может грозить наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет.
Впрочем, Интерпол, как выяснилось, в данной ситуации отнюдь не всесилен, а эксперты очень сомневаются, что ребенок может вновь законным образом оказаться у отца. Как заявили журналистам во вторник в Национальном центральном бюро (НЦБ) Интерпола в РФ, Ирина Беленькая не может быть арестована на территории России, поскольку является российской гражданкой. "Поскольку И.Беленькая является гражданкой РФ, ее арест на территории России по запросу французской стороны не может быть осуществлен", - говорится в сообщении пресс-службы НЦБ Интерпола. В НЦБ отметили также, что "на данный момент официально подтвержденной информации о местонахождении И.Беленькой и ее дочери Элизы у российского бюро Интерпола не имеется".
Ситуация с многократными похищениями Элизы ее родителями запутана настолько, что российская дипломатия пока не может предпринять ничего конкретного для защиты ребенка. "Мы находимся в постоянном контакте с французской стороной. Но местонахождение ребенка по-прежнему не известно", - сказал "Интерфаксу" во вторник источник в МИД РФ. "В настоящее время все зависит от правоохранительных органов. Мы не можем ничего предпринять до тех пор, пока местонахождение ребенка будет установлено и прояснены все детали ситуации", - подчеркнул дипломат.
Накануне МИД России заявил, что готов защищать интересы всех граждан РФ, в том числе вероятно похищенной малолетней россиянки Элизы Беленькой, но подчеркивает, что такая защита должна осуществляться только в рамках правового поля. "МИД РФ готов защищать интересы всех граждан России. Но все должно происходить в правовом поле", - сказал "Интерфаксу" представитель департамента и печати российского внешнеполитического ведомства. Однако, по словам собеседника агентства, "для помощи россиянке и ее малолетней дочери нужно знать все детали ситуации, а они нам не известны".
Российские эксперты активно следят за ситуацией и считают, что Элиза в конечном счете должна остаться в России. "По Конституции РФ наши граждане, а Элиза Беленькая по рождению является гражданкой России, не выдаются иностранным государствам. То есть, если подтвердится, что девочка находится на территории РФ, она будет под защитой российских властей, и никто не вправе ограничивать ее передвижение", - заявил "Интерфаксу" 23 марта глава комиссии Общественной палаты РФ по контролю деятельности правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Анатолий Кучерена. Он подчеркнул, что важно, что "чтобы все вопросы решались в правовом русле, а самое главное – были соблюдены права ребенка".
Эксперт напомнил, что Конвенция о правах ребенка признает, что оба родителя имеют равные права на своего ребенка. "Все разговоры о похитителях, об избиении – это эмоции. Во всем должна разобраться французская юстиция – кто побил, кого побил и за что побил", - подчеркнул глава комиссии.
Схожее мнение о вероятной выдаче Элизы и ее матери Франции в интервью "Интерфаксу" выразил и известный правозащитник, глава общественной организации "Право ребенка" Борис Альтшулер. "Ни о какой экстрадиции не может быть и речи. Для этого должно быть специальное решение российского суда, а его нет", - сказал Альтшулер. По его словам, максимум, что могут сделать российские правоохранительные органы – проинформировать правоохранительные органы Франции, от которых пришел запрос, что ребенок жив и здоров. Эксперт полагает, что гипотетически ребенка могут передать отцу, живущему во Франции, только в том случае, если мать трехлетней Элизы лишат родительских прав. "Но, видимо, это не тот случай", - сказал правозащитник.
Немаловажно и то, что, по мнению Альтшулера, без решения российского суда правоохранительные органы РФ не имеют права предпринимать в отношении ребенка никаких действий. "Имеют ли российские правоохранительные органы право предпринимать какие-либо действия по возвращению ребенка отцу? Не имеют. На ребенка имеют право и отец, и мать. Если мать не лишена родительских прав и ребенок находится с ней, то заниматься внутрисемейными разборками по изъятию ребенка у матери и передаче отцу не имеет права никто без специального решения суда. Никакого решения суда в России об ограничении прав матери не было", - заявил собеседник агентства и добавил, что решение французского суда об ограничении родительских прав матери силы в России не имеет.
Между тем, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин считает, что, прежде чем решать судьбу Элизы Беленькой, необходимо провести… психиатрическую экспертизу родителей. "Можно только посочувствовать этой девочке – у нее с детства начались такие ужасные проблемы. Судя по тому, как действовали эти люди (родители), не исключено, что, по меньшей мере, у одного из них, а может и у обоих, не все в порядке с головой. Поэтому я бы предложил провести психическое освидетельствование и того, и другого родителя", - заявил Лукин в интервью "Интерфаксу" в понедельник. По мнению Лукина, в данном случае "грубо нарушили законы сразу двух стран оба родителя: и отец, который занимался здесь какой-то подпольной, партизанской деятельностью, и мать, которая делала примерно то же самое в другой стране".
Как считает российский омбудсмен, возможен даже такой вариант решения проблемы, при котором родительских прав лишат обоих родителей. "Первый вариант – это отобрать девочку у обоих родителей, ибо они по большому счету это заслуживают. Или выяснить, с кем из родителей ей будет жить лучше", - отметил Лукин. По его словам, при этом надо учитывать, как психическое здоровье родителей, так и другие факторы, в частности, материальное положение каждого из них, а также способность воспитывать ребенка.
Вообще, интернационализация проблемы похищений детей требует принятия международного закона, регулирующего семейные отношения. Такое мнение на днях выразил глава думского комитета по законодательству, председатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников. "Последний случай с похищением ребенка во Франции показал, что назрела необходимость выработки и принятия международно-правового акта, который регулировал бы гражданские и семейные отношения между странами", - заявил он "Интерфаксу". "Со стиранием границ семейные конфликты теперь происходят не только внутри одного государства, но и между гражданами зарубежных стран. Потому подобные спорные вопросы следует решать на основе международно-правовых актов", - сказал парламентарий.
Добавим, что в последние годы международные семейные "разборки", заложниками которых становятся несовершеннолетние, происходят все чаще. Сюжеты у таких историй часто различаются лишь именами героев. Из наиболее громких дел, взбудораживших Россию и все ту же Францию, можно отметить дело россиянки Натальи Захаровой, которая в 1998 году была разлучена с трехлетней дочерью Машей после развода с гражданином Франции Патриком Уари. Актриса Наталья Захарова вышла замуж за француза в 1994 году, а в 1996 году супруги развелись. По решению суда, маленькая Мария оставалась с матерью, а отец получал возможность посещать ребенка и забирать его на время к себе.
В конце 1998 года французский суд пересмотрел свое первоначальное решение и поместил ребенка сначала в приют, а через год – в приемную французскую семью. Матери разрешили видеть дочь не более двух раз в месяц. Более того, в июле 2004 года Версальский апелляционный суд принял неожиданное решение о лишении Захаровой родительских прав на основании рапорта психолога, работавшего в приюте. Прошло немного времени, и суд принял новое неожиданное решение – передать Патрику Уари единоличные права на воспитание дочери. В итоге ребенок при очевидной помощи изобретательной французской фемиды вернулся к отцу. Все дальнейшие попытки россиянки "отвоевать" дочь через самые различные инстанции до сих пор не увенчались успехом.
Как сложится дальнейшая судьба Элизы Андре-Беленькой, станет ясно только после ее обнаружения. По данным, полученным "Интерфаксом" в правоохранительных органах, девочка, скорее всего, находится с матерью на территории России. "Трехлетняя Элиза, по неофициальной информации, находится в России, однако из-за отсутствия в действиях ее матери состава преступления, а также большой загруженности органов милиции, их розыск может затянуться", - заявил "Интерфаксу" незадолго до выхода этой публикации информированный источник в МВД. Впрочем, сейчас никто не может дать гарантию, что отец девочки не начнет искать дочь самостоятельно и не увезет ее из России во второй раз.
Обозреватель Сергей Нагорный