Россия / Точка зрения 23 апреля 2015 г. 13:48

К пенсии разрешили копить

Interfax-Russia.ru – В дискуссии о судьбе накопительной части, которая длилась несколько месяцев, поставлена точка. Правительство РФ сохранит обязательную накопительную часть пенсии.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании правительства 23 апреля объявил о решении сохранить обязательную накопительную компоненту пенсии.

"Такое решение поддерживается большинством экспертов и самое главное - гражданами нашей страны", - сказал Дмитрий Медведев. Премьер подчеркнул, что правительство страны должно развивать предсказуемую пенсионную систему, заниматься ее совершенствованием и оптимизацией ряда пенсионных механизмов.

Медведев поручил Минфину и Минэкономразвития скорректировать предложение по балансировке бюджета с учетом принятого решения, а контроль над выполнением этого задания возложил на первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова.

Также премьер поручил подготовить предложения по более эффективному использованию финансового ресурса накопительной части пенсии как источника экономического роста в стране, источника длинных денег.

"Имею в виду использование его не только и не столько для погашения дефицита бюджета, но и на поддержку инвестиций, на развитие экономики, особенно в условиях закрытых для нас рынков иностранной финансовой ликвидности", - пояснил премьер.

Понятие накопительного и страхового элементов пенсии в России ввели еще в 2002 году. Спустя десять лет, на пенсию вышли первые участники накопительной системы, и результаты оказались не самыми позитивными. Тогда, по данным Пенсионного фонда России (ПФР), в среднем накопительная часть составила всего 460 рублей, а доходность при управлении накопительным элементом часто оказывалась ниже инфляции. В связи с этим правительство России в 2012 году провело очередную пенсионную реформу, чтобы исправить ошибки десятилетней давности.

Новая реформа предоставила участникам накопительной системы пенсии право выбора: отдавать на накопительную часть, как и прежде, 6%, или перенести 4% в страховую часть, оставив в накопительной только 2%. У тех, кто воздержался от выбора, накопительная часть пенсии автоматически сокращалась до 2%. А для того, что чтобы в накопительную часть пенсии продолжали поступать все 6%, необходимо выбрать некоммерческий пенсионный фонд (НПФ), частную управляющую компанию или Внешэкономбанк (ВЭБ). С 1 января 2015 года вступили в силу новые правила начисления пенсии: ввели балльную систему расчета страховой части и увеличили минимальный стаж трудовой деятельности с 5 до 15 лет.

В конце 2013 года правительство Российской Федерации объявило о так называемой "заморозке" пенсионных накоплений граждан, которая должна была продлиться год. Но летом 2014 года появились тревожные слухи о том, что правительство России рассматривает предложение о продлении моратория еще на один год. Позднее слухи подтвердились, и правительство РФ, невзирая на протесты Минфина и Минэкономразвития, заявило о продлении "заморозки" на 2015 год.

Кроме того, руководство страны решило обсудить вопрос об отмене накопительной пенсионной системы в целом, поскольку она не доказала свою эффективность.

Летом 2014 года начались бурные дискуссии на тему отмены накопительной части пенсий, и между членами правительства РФ возникли разногласия. Так, финансово-экономический блок и Центральный банк России (ЦБ РФ) выступили за сохранение накопительной части, а социальный блок требовал ее перевода в добровольное пенсионное страхование.

По словам зампреда правительства РФ Ольги Голодец, накопительные пенсии должны были стать по-настоящему добровольными. Голодец заявляла, что у каждого человека должны быть персональные договоры с НПФ, "чтобы НПФ отвечали перед людьми по полному кругу обязательств, а не по номиналу, как это существует сегодня".

В свою очередь, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявлял, что отмена накопительного элемента пенсий было бы "контрпродуктивным" решением, поскольку обязательная накопительная система является важным элементом финансовой инфраструктуры государства.

"Это механизм, производящий длинные деньги. (…) На балансах НПФ большой объем облигаций, финансовых инструментов, связанных с развитием промышленности, это мощный экономический ресурс, и нужно его развивать, а не прекращать", - отмечал Улюкаев.

По мнению заместителя министра финансов России Алексея Моисеева, отмена передачи в НПФ пенсионных накоплений могла стоить экономике 0,3 процентного пункта роста. "Рынок облигаций без развития НПФ развиваться не будет, не будут развиваться длинные источники финансирования, отличные от прямых или косвенных бюджетных источников", - отметил он.

Первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов также считал, что накопительный элемент важно сохранить как минимум на несколько десятков лет. "Если будет принято иное решение, то это будет большой проблемой для всего финансового рынка Российской Федерации и для нашей промышленности", - заявлял Швецов.

Российские банки поддерживали сохранение накопительной части пенсий. Председатель совета директоров МДМ банка Олег Вьюгин отмечал, что ни одна развитая страна не отказывается от накопительной системы. По его мнению, отмена накопительной части пенсии могла привести к уничтожению всей системы, и вернуться вновь к ее созданию можно было бы не раньше чем через 10 лет, а сделать это было бы сложнее.

Ожидалось, что решение о судьбе накопительной пенсии будет принято еще в марте на совещании у премьер-министра страны Дмитрий Медведева. Конкретное решение правительство тогда принять не смогло, но Сбербанк России тогда особо подготовился к данному совещанию и даже выпустил обзор "Сохранить накопительную пенсионную систему". В нем аналитики банка отмечали, что бремя постоянного повышения пенсий станет непосильным для распределительной системы уже к 2020-2025 годам, развитие накопительной системы может помочь снять остроту проблемы, поэтому отменять ее нецелесообразно.

В обзоре говорилось, что, по прогнозу Росстата, число пенсионеров по возрасту вырастет с 33,9 млн человек на начало 2014 года до 36,8 млн на начало 2018 года (+2,9 млн за 4 года). Только этот фактор увеличивает пенсионные выплаты на 0,6% ВВП. А население в трудоспособном возрасте за тот же период времени сократится с 85,2 млн человек до 82,4 млн (-2,8 млн человек по "среднему варианту" прогноза), что предполагает снижение поступлений в ПФР. То есть суммарный эффект от ухудшающейся демографической картины ближайших лет - около 1% ВВП для расширения потребности финансирования ПФР.

Кроме того, в обзоре аналитики Сбербанка отмечали, что ПФР самостоятельно не справляется со своими обязательствами: половина выплачиваемых пенсий уже финансируется за счет трансферта федерального бюджета. Например, выплаты пенсий составили 7,4% ВВП в 2013 году, а величина трансферта из федерального бюджета - 4,3% ВВП.

Расчеты Сбербанка показывали, что при индексации пенсий на величину инфляции величина трансферта должна увеличиться до 7,5-8,3% ВВП уже к 2018 году (с учетом демографического фактора), что неподъемно для текущего состояния бюджета.

Аналитики Сбербанка России отмечали, что если накопительный компонент будет демонтирован, рынки потеряют ресурс от обязательных накоплений в 3 трлн рублей (как и перспективу ежегодного притока средств в размере более 250 млрд рублей в год). Если же накопительный компонент будет развиваться, то длинные пенсионные деньги понизят долгосрочные ставки для размещения государственных и корпоративных облигаций, не оказав значительного влияния на краткосрочные ставки. А это - идеальное сочетание для стимулирования инвестиций и снижения стоимости обслуживания долга при ограниченном влиянии на текущую инфляцию и курс рубля.

Между тем, окончательное решение о судьбе накопительного элемента пенсии наконец-то принято, и все опасения экспертов по поводу его отмены остались позади.

Обозреватель Елена Рожкова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"