Interfax-Russia.ru – Защитники старины нередко выступают против застройщиков в Москве. Но сейчас кульминации достигла особая история – бульдозеры заурчали почти напротив Кремля.
"Злые ливни веков по Москве барабанят, но не трогают в замоскворецкой тиши Кадашевский тупик, Кадашевские бани, Кадашевскую глушь, Кадаши, Кадаши", - восхищался в 1984 году поэт Вадим Егоров.
Тогда столичный автор не мог и предположить, что через четверть века за Кадаши будет вестись нешуточная борьба. Причем угрожают архитектурной старине не образно-поэтические "злые ливни веков", а куда более конкретные и прозаичные ковши экскаваторов, которые с разрешения городских властей вгрызаются в стены, простоявшие тут несколько столетий. Вместе с тем, пока общественные организации стоят насмерть, чтобы не допустить сноса этих зданий, представители столичного руководства и некоторые эксперты выдвигают свою версию. Мол, в шуме вокруг Кадашей слышны явные ноты политических козней, а "утратившие композиционные и стилевые характеристики" строения XVII – XIX столетий уродуют современный мегаполис не меньше некоторых безвкусных торговых центров или пресловутых "хрущевок".
Спортивный клуб колбасной фабрики
Чтобы понять, чья аргументация сильнее, совершим небольшой экскурс в историю. Забегая немного вперед, отметим, что облик Кадашей менялся не единожды, особенно в XX веке, поэтому в настоящее время речь уже не идет о покушении на цельный архитектурный ансамбль, а об очередном этапе практически постоянных изменений в застройке в исторической части мегаполиса.
Кадаши (более точное название – Кадашевская слобода) представляют собой историческую местность, границы которой проходят по современным Кадашевской набережной, улицам Большой Ордынке и Якиманке. Это практически самый центр Москвы, отсюда хорошо видны кремлевские башни. Впервые эта слобода упоминалась как село Кадашево в духовной грамоте Ивана III в начале XVI века. Известно, что еще в конце XV века здесь стояла церковь Воскресения Христова, которая после нескольких перестроек сохранилась по сей день. При царе Алексее Михайловиче в середине XVII века Кадаши достигли своего расцвета. К этому периоду относится большая часть исторических зданий, которые здесь сохранились. Именно в этот период многочисленные деревянные храмы и постройки были переделаны в каменные. В XIX веке Кадашевская слобода мирно обрастала пристройками и время от времени реставрировалась.
С приходом советской власти у исторического комплекса начались тяжелые времена. Центр всего ансамбля – храм Воскресения Христова – продержался до 1934 года, после чего его закрыли и разместили в нем различные учреждения, в том числе спортивный клуб колбасной фабрики.
Генеральный план реконструкции Москвы, принятый в следующем году, оказался радикальным, по нему предполагалось проложить по Ордынке одну из трех главных магистралей столицы – от Останкина до Серпуховского шоссе. Ответственные за генплан столицы тогда решили, что весь район Ордынки – Пятницкой следовало перестроить в широкий парадный бульвар, обрамленный крупномасштабными кварталами-новостройками. Этот амбициозный проект, по сути, не оставлявший Кадашам никаких шансов на спасение, реализован не был.
Впрочем, генплан 1935 года все-таки оставил здесь заметные следы. Так, в Лаврушинском переулке в 1937 году возник многоэтажный Дом писателей, а в Старом Толмачевском – массивное здание Минатома.
В 1973 году городские власти объявили Кадаши охраняемой территорией. С того момента здесь допускалась только застройка "зданиями, архитектура и этажность которых определяются в композиционной увязке с существующей застройкой". Благодаря этому решению вплоть до конца 1990-х годов новое строительство в Кадашах практически не велось.
Однако в первое десятилетие XXI века в Кадашах снова началось "точечное" возведение зданий. По адресам 1-й Кадашевский переулок, 12; Старый Толмачевский, 4; Старомонетный, 18 появились высотные дома.
Роскошно, разноцветно
Общественность начала волноваться в середине "нулевых", когда только еще появился проект строительства в непосредственной близости от храма Воскресения Христова элитного жилого комплекса класса de luxe "Пять столиц". Согласно первоначальному проекту, комплекс должен был состоять из пяти монолитно-кирпичных жилых домов переменной этажности – от 3 до 6 этажей – и зданий, относящихся к инфраструктуре комплекса. Каждый из домов комплекса имел собственное название, соответствующее имени одной из мировых столиц – Лондон, Париж, Рим, Вена и Токио. Название каждого из пяти зданий определяло его архитектуру, внутреннюю отделку.
Общее количество квартир во всех зданиях превышало 90. Планировалось, что комплекс будет обладать наземной гостевой парковкой и одноуровневой подземной автостоянкой на 190 машиномест. На территории "Пяти столиц" предполагалось также выстроить развлекательный центр с рестораном, музыкальным салоном и зимним садом; спортивный комплекс, включающий тренажерный зал, бассейн на три дорожки по 25 м каждая, "лягушатник" для детей, сауну и СПА-центр. Застроить предполагалось 1,16 га, а общая площадь зданий должна составить 36 тыс. кв. метров.
Разумеется, учитывая площадь застройки, инвестор предполагал отправить под снос несколько старинных зданий, признанных "второстепенными элементами застройки, утратившими самостоятельную историко-культурную ценность". И первоначально добился этого. Отметим, что городские власти дали добро на строительство "Пяти столиц" в 2005 году, а на снос мешавших сооружений – годом позже.
Однако под напором прихожан храма Воскресенья Христова и некоторых общественных организаций осенью 2009 года Москомнаследие приостановило снос. А уже 21 апреля 2010 года на заседании Общественного градостроительного совета при столичной мэрии инвестор представил новую, "компромиссную" концепцию застройки. Общая площадь зданий сократилась почти в три раза – до 15 тыс.кв.м., а максимально допустимая высота уже не могла превышать трех этажей.
Согласно новому проекту, территория, являющаяся зоной охраны памятников истории и культуры, вообще не будет застроена, всего будет возведено восемь жилых домов, каждый из которых будет рассчитан на проживание одной семьи. По проекту это роскошные дома, выполненные в архитектурном стиле начала XIX века.
Примечательно, что, обсуждая проект, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин отметил, что от домов "веет пафосностью, не характерной для Замоскворечья", добавив, что над архитектурной стилистикой необходимо поработать и сделать дома немного проще. Но мэр Москвы Юрий Лужков предложил поддержать измененный архитектурный проект. "Это удачное сочетание всех требований и условий, которые необходимо учитывать при регенерации исторического и культурного центра столицы", - отметил градоначальник. Правда, он заметил, что у домов не должно быть унылого вида. "Думаю, что дома должны быть разноцветными, соответствующими архитектурному облику Москвы", - сказал Лужков.
Впрочем, как и следовало ожидать, такое предложение защитников Кадашей снова не удовлетворило, ведь сноса нескольких зданий никто так и не отменил. Да и архитектурное решение будущего жилого комплекса, по мнению ознакомившихся с макетами общественников, не выдерживала никакой критики.
Осада и агрессивные ковши
На днях ситуация в Кадашах подошла к своей кульминации. В слободе заурчали экскаваторы, и защитники исторического комплекса начали подтягиваться, чтобы держать осаду. По их мнению, новый проект "Пяти столиц" просто не мог быть утвержден за столь короткий срок, а значит инвестор решил незаконно воспользоваться разрешением на снос, которое было выдано еще в 2006 году – после согласования проекта, отмененного в 2009 году Москомнаследием.
Сначала на авансцене оказался Дом дьякона, выстроенный в Кадашах в начале XIX века и не признанный властями ценным в историческом плане. Впрочем, домом как таковым это здание уже не было – он давно разрушился, упала крыша, а строители приехали 27 мая для того, чтобы "добить" стены и расчистить площадку от мусора. С помощью экскаватора они начали сносить остатки стен. Обломки Дома дьякона попытались защитить общественные активисты, но их едва не выгребли из руин вместе со строительным мусором. "До конца июня действует решение об освобождении этой площадки, чем строители и занимаются", - так прокомментировал эту ситуацию главный архитектор столицы Кузьмин.
Организатор акции против сноса здания Артем Хромов сообщил "Интерфаксу", что Дом дьякона "обороняли" около трех десятков человек. Это участники общественных движений "Солидарность", "Архнадзор", "Комитет в защиту Москвы", "Моссовет", "Левый фронд", а также партий "Справедливая Россия" и "Яблоко".
Потерпев поражение, активисты решили не сдаваться и продолжить круглосуточное дежурство в Кадашах. И борьба продолжилась, но уже 7 июня. Сотрудники ЧОП и милиции вытеснили защитников исторических зданий с территории предполагаемого строительства. "Приехал ОМОН, милиция, ЧОП, они силой вытолкнули с территории представителей СМИ, активистов и депутатов", - доложил "Интерфаксу" с места событий активист Хромов. Впрочем, как выяснилось, территорию предполагаемого строительства "чоповцы" оцепили еще вечером в воскресенье, чтобы рабочие спокойно продолжали выполнять задание генподрядчика.
В ОМОН ГУВД по Москве между тем опровергли, что "омоновцы" участвовали в разгоне активистов, так как они "не вмешиваются в споры хозяйствующих субъектов", однако факт остается фактом – милиция и ЧОП защитников Кадашей оттеснили.
Тем временем, с однозначным заявлением насчет Кадашей выступил Юрий Лужков. По его убеждению, Москва не может попасть в разряд городов, в которых основное место занимают развалины. "Эти развалины домов, фабрики, пустырь в центре Москвы – это нормально?", - заявил мэр Москвы во вторник в прямом эфире программы "Лицом к городу" на телеканале ТВЦ. "Да, там есть церковь, которая является и признана историческим памятником, памятником культуры, религии. Когда речь идет по-настоящему об исторических объектах, там спора нет – это святое!" - заявил градоначальник.
По его словам, вокруг храма Вознесения Христова в Кадашах – развалины, существовавшие десятилетия, которые, по заключению ученых и специалистов, не представляют исторической и культурной ценности. "Это объекты, которые город имеет право убрать, чтобы воссоздать иную среду, но соответствующую облику Замоскворечья", - подчеркнул Лужков и заключил, что проект застройки Кадашей "не испортит город".
Пакт о неразрушении
Впрочем, в тот же день у защитников Кадашей появилась надежда, которую им подарили… в Генпрокуратуре РФ. "По предложению прокуратуры Москвы приостановлено действие ордера по сносу ряда зданий на улице Большая Ордынка и в Кадашевском тупике", - сообщила "Интерфаксу" официальный представитель Генеральной прокуратуры Марина Гриднева.
Она напомнила, что в настоящий момент по поручению Генпрокурора РФ Юрия Чайки столичная прокуратура проводит проверку законности сноса зданий в Кадашах.
Узнав такие новости, стороны приняли решение о временном "перемирии". "Нам удалось найти компромисс. Пакт о прекращении работ на 48 часов подписан руководителем фракции "Справедливая Россия" в Госдуме Николаем Левичевым и руководством компании "Моспромстрой", - сказал "Интерфаксу" Артем Хромов. Он надеется, что прокуратура "успеет за это время запретить строительство в Кадашах".
Во вторник защитники Кадашей получили ответ из столичной прокуратуры и очень обрадовались тому, что в этом послании было написано. "Нам поступили документы из прокуратуры, инвестор должен приостановить работы. Мы считаем это своей победой", - заявил Хромов. Он добавил, что в среду активисты соберутся, чтобы "обсудить, подвести итоги, возможно, принять дополнительные решения".
Что ж, пока итоги для защитников Кадашей вполне позитивные. Незадолго до выхода этой публикации генеральный директор компании – генподрядчика строительства в Кадашах ЗАО "Моспромстрой инжиниринг" Александр Фридман сообщил "Интерфаксу", что в связи с отзывом разрешения на строительные работы Москомнаследия, а также с обращением Генпрокуратуры к Объединению административно-технической инспекции (ОАТИ) действие ордера на строительные работы в Кадашах приостановлено.
Фридман заметил, что, учитывая бюрократическую волокиту, через 48 часов никакие строительные работы подрядчик начать не сможет в любом случае.
Между тем, экспертов, наблюдающих за ситуацией, стало настораживать то, какой резонанс приобрела эта история. Так, член Общественной палаты РФ, председатель Всероссийского общества охраны памятников Галина Маланичева искренне надеется, что Кадаши защищают те, кто в действительности печется о культурном наследии Москвы, а не о политических баллах. "Кто-то пытается политизировать эту проблему", - сказала Маланичева "Интерфаксу" во вторник. "Нельзя допускать, чтобы защита Кадашей стала голой политикой", - подчеркнула она.
Обозреватель Сергей Нагорный