Interfax-Russia.ru - Ведущие российские политологи проанализировали сильные и слабые стороны современных властных структур в северокавказских республиках.
Центр политических технологий (ЦПТ) представил на круглом столе аналитический доклад "Федеральный центр и Северный Кавказ: новые политические решения и новые вызовы федеральной власти". Эксперты проанализировали и сравнили ситуацию в семи регионах Северного Кавказа: Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Дагестане, Чечне, Адыгее, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.
"Кавказ - это наша большая проблема, один из вызовов современности", - сказал во вступительном слове руководитель Центра политических технологий Игорь Бунин. Хотя руководство страны обращает пристальное внимание на процессы, происходящие в южных республиках, у центра нет единого подхода к решению проблем Кавказа, отметил он.
Эксперты сравнивали вышеназванные республики сразу по нескольким параметрам: политический лидер, его участие в консолидации элит, этническая составляющая, коррупция, парламентаризм, многопартийность, присутствие в регионах автономных локаций и отношения с центром.
Авторы доклада пришли к выводу, что сегодня северокавказские республики кардинально отличаются друг от друга: к примеру, если в Кабардино-Балкарии и Чечне идет процесс стабилизации, то в Дагестане - напротив, обострения обстановки.
Кадровая политика центра, как отметил генеральный директор Агентства региональных исследований Ростислав Туровский, привела к тому, что в этих регионах у власти находятся семь совершенно разных по социальному происхождению, политическому опыту и возрасту лидеров. Это, по мнению эксперта, приводит и к различиям в социально-экономическом развитии территорий.
Эксперты ЦПТ сетуют на то, что в руководстве республик Северного Кавказа имеется очевидный недостаток профессионалов в области экономики. Правда, отдельно докладчики подчеркивают высокую компетентность в этой сфере президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова.
Объяснить недостаток профессионалов нетрудно, говорят в ЦПТ - практически все республиканские руководители вынуждены формировать свои команды в условиях жесточайшего кадрового голода, зато при этом им удается сохранять этнический баланс власти. Авторы исследования отмечают, что это влечет за собой не только плюсы, но и вполне понятные минусы.
Еще одно общее проблемное место семи республик - отсутствие четкой социально-экономической стратегии развития. Это приводит к полной зависимости республик от бюджетных потоков из центра, при этом значительная часть регионального бизнеса все еще остается в тени. Более того, по словам Туровского, своими действиями некоторые региональные лидеры часто "блокируют приход инвесторов в республики". Как, например, это случилось в Дагестане, где вмешательство Муху Алиева оттолкнуло потенциальных инвесторов.
Между тем, очевидно, что на первый план сейчас выходит решение социально-экономических проблем. По мнению авторов доклада, именно бедность, отсутствие адекватной системы образования, и коррупция "питают возникновение радикальных исламских группировок". Проблема конфессионального противостояния между традиционным исламом и ваххабитами сегодня типична для Дагестана, она все еще затрагивает Чечню, Ингушетию, в гораздо меньшей степени - Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию и Северную Осетию.
Попытки силового урегулирования проблемы, по словам Ростислава Туровского, приводят к обратному эффекту - в республиках раскручивается маховик взаимного насилия. По мнению эксперта, жесткие действия силовых структур порой становятся дестабилизирующим фактором, как это видно на примере Дагестана. Если эту проблему удалось решить в Ингушетии и Чечне, опыт которых показывает, что грамотные действия властей могут кардинально изменить существующую ситуацию, то руководство Дагестана, пишут авторы исследования, "не проявляет сколько-нибудь заметной инициативы во взаимоотношениях с религиозными радикалами".
Вывод исследования политологов такой - в нынешних условиях крайне важно успешное решение кадровой проблемы в регионах. К власти должны прийти перспективные и молодые управленцы, разбирающиеся в современной экономике, считают авторы доклада. "Формирование профессиональной и ответственной власти в северокавказских республиках, поддержка этой власти с помощью социально-экономической политики и контроль над ее деятельностью становится сейчас важнейшей задачей федеральной власти", - резюмируют эксперты ЦПТ.
Редакция Interfax-Russia.ru