Interfax-Russia.ru – Российские нефтяные компании снова объявлены виновниками роста цен на нефтепродукты. Но виноваты они оказались по-разному.
Цены на нефтепродукты в России в целом и на бензин в частности остаются одним из основных камней преткновения между государством и вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК).
Всю прошлую неделю СМИ и эксперты обсуждали очередное послание Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к восьми крупным российским нефтяным компаниям с уже ставшим привычным в последнее время требованием привести оптовые цены на нефтепродукты в соответствие с рыночной конъюнктурой.
На все про все глава ФАС Игорь Артемьев выделил нефтяникам месяц. Иначе их, разумеется, ждут новые антимонопольные дела и неизбежные штрафы.
Список адресатов ФАСовского сообщения, опубликованного для СМИ и общественности на сайте федеральной службы, не вызывает удивления и вполне предсказуем: Роснефть, Лукойл, Газпромнефть, ТНК-BP, Сургутнефтегаз, Татнефть, "Альянс", "Башнефть".
Тем не менее, любопытно и познавательно оказалось посмотреть на подлинник письма, полученного нефтяными компаниями. В целом, суть его не отличается от официального сообщения на сайте – в настоящее время на российском оптовом рынке нефтепродуктов ничто не препятствует ВИНКам снижать оптовые цены по всей номенклатуре нефтепродуктов, что должно привести и к снижению потребительских цен.
Интересным оказался ряд нюансов, не вошедших в официальное сообщение ФАС. Во-первых, антимонопольная служба выделила лишь три компании, которые оказались виноватее других в росте цен на бензин.
"В июне текущего года по отношению к началу мая мировая котировка на бензин марки Premium снизилась на 17,4%, расчетный net-back на 22%. При этом цена внутреннего рынка изменилась: на Аи-92 снизилась менее чем на 2%, на Аи-95 выросла на 1,6% (при этом на НПЗ группы лиц ОАО "ТНК-BP Холдинг", ОАО "Сургутнефтегаз" и ОАО "НК "Башнефть" зафиксирован устойчивый рост цен)", - отмечается в письме.
Отдельно ФАС останавливается на ценах на авиационное топливо в Московском авиаузле (МАУ), что особенно актуально в летний период отпусков. Вывод ФАС неутешителен – падение индекса цен на авиационное топливо "в июне по отношению к маю составило более 14%, в то временем как цены НПЗ – основных поставщиков МАУ, снизились менее чем на 7%, а цены сбытовых компаний, входящих в ВИНК и осуществляющих поставку авиатоплива на Московский авиаузел, увеличились от 2 до 7% (кроме ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро", по которому снижение цены составило 7%)".
На сайте антимонопольной службы справочно указано, что ФАС России уже рассматривает дела в отношении трех крупнейших вертикально интегрированных нефтяных компаний – Лукойла, Роснефти и Газпромнефти. Хотя в самом письме именно об этих трех компаниях как раз ничего и не сказано.
Обозреватель Вадим Серегин