Interfax-Russia.ru – "Трансаэро" подготовило план запуска новой авиакомпании на базе бывшего второго авиаперевозчика РФ, предполагающий конвертацию его долгов в акции кредиторов.
В прошлом году второй по величине российский авиаперевозчик "Трансаэро" оказался не в состоянии обслуживать свои долги, достигшие вместе с лизинговыми обязательствами около 250 млрд рублей. На правительственном совещании было принято решение о начале процедуры банкротства компании, а позднее у "Трансаэро" был отозван сертификат эксплуатанта, в связи с чем она прекратила выполнять рейсы.
Позже Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти по заявлению Сбербанка России 16 декабря 2015 года на полгода ввел в отношении компании процедуру наблюдения. Все последующие иски о несостоятельности авиаперевозчика принимаются судом как ходатайства о вступлении в дело.
Несмотря на заявление главы Росавиации Александра Нерадько о том, что аннулированный сертификат не подлежит восстановлению, "Трансаэро" еще в прошлом году обжаловала в суде отзыв сертификата эксплуатанта. А летом этого года руководство авиакомпании озвучило информацию о возможности скорого восстановления работы перевозчика.
Правда, в Минтрансе заявили о нереалистичности этих планов. "Представляете, какие у них ("Трансаэро" - ИФ) долги? Как они будут с этими долгами разбираться?" – отмечал в связи с этим заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов.
Маловероятным воссоздание авиакомпании назвал и председатель правления АО "Международный аэропорт "Внуково" (в этом аэропорту базировалось "Трансаэро") Виталий Ванцев.
"Я думаю, здесь идет некая подмена понятий. Я думаю, что речь не о возобновлении работы компании "Трансаэро" - я думаю, речь идет о создании на той базе материально-технических средств, которая осталась от "Трансаэро", какого-то нового перевозчика. Потому что я не вижу возможностей воссоздать "Трансаэро" вновь: слишком большие долги у этого юридического лица", - заявил он в интервью телеканалу "Россия 24".
Тем не менее, руководство "Трансаэро" совместно с консультантами подготовило "действенный и функциональный" план запуска на его базе новой авиакомпании. Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе авиакомпании, план по запуску новой авиакомпании на базе бывшего второго авиаперевозчика РФ "Трансаэро" предполагает конвертацию его долгов в акции кредиторов.
"По "плану А" кредиторы компании конвертируют свои долги в увеличение акционерного капитала "Трансаэро" и становятся его совладельцам. "Хвост" из небольших долгов выкупается либо крупными кредиторами, либо сторонним инвестором. Таким образом, число будущих акционеров "Трансаэро" будет ограничено крупнейшими банками, а также менеджментом компании. Банки получат возможность участия в проекте с ориентировочной стоимостью $500 млн - $1 млрд к 2018-2019 году", - рассказал собеседник агентства.
По его словам, на сегодня общая сумма заявленных требований кредиторов "Трансаэро" превышает 251,8 млрд рублей. Так, основной долг - 249 млрд рублей - составляют требования третьей очереди (требования первой и второй очередей - около 15 млн рублей). Основные кредиторы - это банки и лизингодатели, например, долг "Трансаэро" перед "ВЭБ-Лизингом" составляет 42 млрд рублей, перед Газпромбанком - 13,6 млрд рублей, перед дочерними структурами "ВТБ" - 19,3 млрд рублей, перед самим "ВТБ" - более 9,4 млрд рублей, перед лизинговой "дочкой" Сбербанка - 9,2 млрд рублец, перед Новикомбанком - 8,7 млрд рублей и т.д. При этом многие требования еще не включены в реестр, поэтому говорить о финальном списке пока рано.
Представитель "Трансаэро" предположил, что при положительном решении кредиторов новая авиакомпания может начать работу уже в следующем году, причем, не исключено, что и под старым брендом.
Предполагается, что на первом этапе новая "Трансаэро" не будет базироваться в Московском авиаузле, чтобы "избежать лобовой конкуренции с крупнейшими авиакомпаниями". В качестве вариантов рассматриваются Санкт-Петербург и южные города РФ (Сочи, Краснодар или Симферополь).
К 2018 году парк авиакомпании может состоять из 30 самолетов: 15 B737-800 и 10 B737-MAX, а также 5 самолетов Sukhoi Superjet 100 "для обслуживания региональных ниш", рассказал "Интерфаксу" представитель "Трансаэро". Основу штатного расписания, по его словам, может составить бывший персонал компании.
"Инвестиции в новую авиакомпанию могут составить до $75 млн до 2018 года включительно. Выход на безубыточность ожидается к концу 2018 года. К 2020 году объем выручки может составить 36 млрд рублей. К 2020 году RASK (доход на выполненный кресло-километр) составит 3,8 рублей/км, пассажиропоток - 4,1 млн человек при 75% загрузке рейсов, что обеспечит 12,7 часов в день чистого налета. С учетом ввода B737MAX в 2018 году согласно бизнес модели EBITDAR компании составит 18,4% и EBIT - 4,4%", - отметили в пресс-службе "Трансаэро".
Между тем мажоритарные акционеры компании - супруги Ольга и Александр Плешаковы - не участвуют в новом проекте, добавил собеседник агентства.
Впрочем, топ-менеджмент и собственники "Трансаэро" пока еще не обсуждали с кредиторами возможность запуска на базе банкротящегося перевозчика новой компании.
"Если вы обратите внимание, раза 3-4 за год уже "штуки" делали, "подскакивали" акции, манипуляции делались. Потом информация опровергалась. Я думаю, что это просто какие-то разборки, связанные с ценными бумаги", - сообщил "Интерфаку" топ-менеджер одного из банков, входящих в число крупнейших кредиторов "Трансаэро".
В свою очередь источник в другом банке-кредиторе высказал мнение, что восстановление деятельности компании или создание нового участника рынка на базе "Трансаэро" невозможно. "Нет уже ни самолетов, ни сотрудников", - сказал финансист.
Действительно, в целом, после прекращения операционной деятельности компания сократила персонал в 45 раз - с 10 тыс. 637 до 239 человек. Впоследствии большая часть экс-сотрудников "Трансаэро" нашли себе работу в группе "Аэрофлот", ФГБУ "СЛО "Россия", "Газпром авиа", "Уральские авиалинии".
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook