Interfax-Russia.ru – Российский самолет Ан-30Б, инспектировавший военные объекты в Чехии, совершил жесткую посадку в аэропорту Часлава. Жертв нет, но причины случившегося туманны.
Инцидент с самолетом Ан-30Б, на борту которого находилось более 20 военнослужащих, в том числе россияне, произошел незадолго до полудня (по среднеевропейскому времени) 23 мая на авиабазе Часлав, недалеко от Праги.
При заходе на посадку самолет съехал со взлетно-посадочной полосы, после чего загорелся. По сообщениям местных СМИ, у самолета надломилась стойка переднего шасси, что и привело к потере управления над ним. По данным чешских интернет-изданий, самолет выгорел полностью и восстановлению не подлежит. На фотографиях с места происшествия видно, как самолет после посадки и пожара переломился пополам.
К счастью, инцидент обошелся без жертв. Однако, по первым данным военного ведомства Чехии, ранения в результате возникшего пожара получили не менее шести человек. Эту информацию подтвердили в Минобороны РФ, уточнив, что один человек – российский военнослужащий – получил тяжелое ранение.
Чуть позже стало известно и о втором пострадавшем. Всего же в самолете летело 23 военнослужащих, из них 14 российских, остальные 9 относятся к контингенту НАТО.
"Двое российских военнослужащих получили тяжкие телесные повреждения в виде термических ожогов и были доставлены в лечебные учреждения", - уточнили в СКР.
Остальные пострадавшие получили многочисленные ушибы и ссадины – часть из них отвезли в пражские больницы, часть в больницы чешских городов Градец Кралове, Часлав и Колин.
При этом источник в российских силовых структурах уточнил, что пострадавшие будут проходить лечение на месте, отправлять на родину никого для этих целей не будут.
"Направлять специальный самолет в Чехию для эвакуации российских специалистов, получивших различные ранения и ожоги при жесткой посадке и последующем возгорании Ан-30 на авиабазе в Чаславе, не планируется. Все раненые направлены в местные лечебные учреждения, где им оказывается вся необходимая помощь", - сообщил собеседник агентства.
Он также отметил, что пока не планируется посылать в Чехию российских врачей для оказания помощи пострадавшим.
"Такой надобности сейчас нет. Вместе с тем, если в этом возникнет потребность, группа российских врачей будет отправлена в Прагу", - уточнил собеседник "Интерфакса".
Первые пострадавшие были выписаны из чешских больниц на следующий день, 24 мая.
"Двое российских специалистов после оказания им необходимой помощи уже выписаны из больницы, остальные пострадавшие продолжают лечение на месте", - сказал собеседник агентства из силовых структур.
Он пояснил, что нет надобности вывозить пострадавших для лечения в Россию. "Российские специалисты будут отправляться на родину по мере выписки из чешских больниц", - сообщил источник.
В свою очередь, военное следственное управление СК РФ по Западному военному округу возбудило по факту авиапроисшествия с самолетом Ан-30 в Чехии уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним). Согласно российскому законодательству, если в этом случае будут найдены виновные, им может грозить до семи лет лишения свободы.
"Расследование уголовного дела взято на особый контроль в Главном военном следственном управлении СКР", - говорится в сообщении СКР.
Некоторые СМИ сообщили о возможном радиационном заражении от упавшего самолета. Однако чешские военные заявили о том, что измеренный уровень ионизирующего излучения был очень низким и недостаточным для того, чтобы нанести ущерб здоровью.
Интересно, что сам использовали для вполне мирных целей. Потерпевший аварию Ан-30 (по кодификации НАТО Clank) был специально разработан и традиционно служил для воздушного наблюдения и аэрофотосъемки. Самолеты этой модификации помимо РФ используют на Украине, в Болгарии, Казахстане и других странах для выполнения наблюдательных полетов.
Как и во всех остальных случаях, воздушная инспекция над Чехией выполнялась в рамках международного договора "Открытое небо". Он был подписан в Хельсинки в 1992 году и является основой для проверки заявленных данных о вооружении и дислокации войск другой страны.
По информации чешских СМИ, в год республика может совершать до четырех инспекционных полетов над территориями чужих государств, однако она обязана столько же полетов принять и на своей территории. Маршруты таких полетов тщательно согласовывают обе стороны. Авиапроисшествие с Ан-30Б случилось в третий день пятидневной российской миссии в небе над Чехией.
Сама Чехия также проводила инспекции над российской территорией – в сотрудничестве с США. Для этих целей западные наблюдатели использовали самолеты Boeing ОС-135В. Они также не оснащены вооружением и снабжены специальной аэрофотоаппаратурой.
Особенностью Ан-30 и его модификаций является то, что большинство из них были разработаны в 1960-70 годах, причем некоторые эксплуатируются до сих пор.
Позже выяснилось, что самолет, потерпевший аварию в Чехии, был выпущен более 35 лет назад.
Как сообщили "Интерфаксу" на предприятии "Антонов" (Киев, Украина), загоревшийся в Чехии Ан-30 был построен в 1975 году в Киеве на мощностях КиГАЗ "Авиант" (сейчас это и есть серийный завод "Антонов").
Впрочем, в 2009 году самолет прошел плановый капитальный ремонт в соответствии с эксплуатационной документацией на авиаремонтном заводе в Иваново (РФ). После этого ресурс самолета был продлен до июня 2014 года, пояснил собеседник агентства.
По данным открытых источников, за историю эксплуатации самолета Ан-30 он трижды терпел катастрофы. Так в 1978 году под Семипалатинском погибли семь человек из 11, находившихся на борту. В 1985 году Ан-30 подбили в Афганистане. Погибли двое из семи человек, находившихся на борту. В марте 1992 года самолет разбился возле Нижнеянска, погибли 10 человек.
В последний раз одной из причин трагедии стали конструктивные особенности самолета.
Так, в отчете о катастрофе Ан-24 под Варандеем в 2005 году, опубликованном на сайте Межотраслевой авиационной ассоциации, говорится о деталях катастрофы 1992 года с Ан-30 (обе модели имели одинаковые системы управления).
"В качестве одного из факторов, обусловивших катастрофу (Ан-30 в 1992 году - ИФ), были отмечены неудовлетворительные характеристики устойчивости и управляемости самолета, заключающиеся в пропадании усилий на педалях при отклонении руля направления на углы более 10°", - отмечается в документе.
Впрочем, там поясняется, что такие недостатки отмечались еще на этапе летных испытаний Ан-30, и даже предусматривалась установка в систему управления "дополнительного загружателя" (устройства, подающего на рычаги управления усилия, позволяющие пилоту чувствовать поведение летательного аппарата), однако он внедрен не был.
Что же касается причины аварии в Чехии, то на одном из авиационных форумов эта тема вызвала жаркие споры. В частности, некоторые его участники, анализируя фотографии с места происшествия, предположили, что проблемы у самолета могли начаться еще в воздухе, и пилоты стремились как можно быстрее совершить посадку. В пользу этого, по их мнению, говорит то, что самолет значительно отклонился от оси взлетно-посадочной полосы и, по-видимому, просто перелетел ее.
Впрочем, опровергнуть или подтвердить эту версию могут лишь свидетельства тех, кто присутствовал в это время в самолете. К счастью, все они живы. К несчастью, им снова предстоит все это пережить, вспоминая детали злополучной посадки.
Обозреватель Алексей Дружников