Россия / Точка зрения 25 января 2012 г. 17:21

Миссия выполнима

Interfax-Russia.ru – Грузовой корабль "Прогресс" успешно вывел микроспутник "Чибис-М" на заданную орбиту. В ближайшем будущем ученые планируют в семь раз сократить время полета грузовика к МКС.

После неудачного запуска космического грузовика "Прогресс М-12М", обломки которого упали на территорию Горного Алтая через 5 минут после старта, судьба остальных кораблей этого класса находилась под угрозой. Расследование причин аварии и последовавшая за ним тщательная проверка всех двигателей на ракетах-носителях "Союз" привели к переносам сроков пуска очередного (четвертого за 2011 год) грузового корабля, продлили срок пребывания космонавтов на орбите и заставили ученых и людей, интересующихся космонавтикой, затаив дыхание следить за запуском нового грузового корабля.

30 октября ракета-носитель "Союз-У" с грузовым кораблем "Прогресс М-13М" стартовала с космодрома Байконур. Помимо топлива, воды и продуктов питания грузовик должен был доставить на борт МКС научную аппаратуру и другое необходимое оборудование, в том числе и новый научный микроспутник "Чибис-М", предназначенный для комплексного исследования грозовых разрядов в атмосфере.

Свое название микроспутник получил от специальной платформы "Чибис", разработанной в Институте космических исследований РАН (ИКИ РАН). Помимо ее сборки сотрудники предприятия провели цикл испытаний платформы, чтобы быть уверенными, что в космосе все пройдет без накладок.

Благодаря выходу "Чибиса-М" на орбиту научное явление, в данном случае гроза, впервые в мировой практике будет изучено с помощью малобюджетного по космическим меркам спутника, а не посредством дорогостоящего космического аппарата.

"Это первый академический спутник. В сумме расходы всех участников проекта составили примерно 50-55 миллионов рублей", – заявил директор ИКИ РАН академик Лев Зеленый.

В разработке спутника участвовали ученые из разных стран – совместно с ИКИ РАН над разработкой научной аппаратуры трудились сотрудники Института ядерной физики МГУ и чешские исследователи. Кроме того, в аппарате установлены украинские и венгерские приборы.

Итогом их совместной работы стал 40-килограммовый аппарат, несущий 12 кг разнообразной аппаратуры на борту. Кроме рентгеновского гамма-детектора его оснастили ультрафиолетовым детектором, радиочастотным анализатором, цифровой фотокамерой оптического диапазона и комплектом плазменно-волновых приборов. Таким образом, впервые на одном спутнике будет установлен целый комплекс приборов, "перекрывающих" диапазон от гамма- до радиоизлучения, то есть грозовые явления будут изучать в разных спектрах электромагнитных излучений одновременно. На практике это поможет исследователям "увидеть" максимальное число процессов, которые происходят при грозовом разряде.

Прежде чем взять на борт контейнер с микроспутником, грузовой корабль "Прогресс М-13М" существенно доработали.

"Ракетно-космической корпорацией "Энергия" было выпущено специальное техническое решение о доработке корабля, включавшее около полусотни пунктов", – рассказал агентству "Интерфакс-АВН" помощник директора Института космических исследований Вячеслав Родин. В космическом грузовике изменили программно-математическое обеспечение, а чтобы вывести спутник на расчетную орбиту, в баки "Прогресса" дополнительно залили около 50 кг топлива.

По планам ученых, "Прогресс М-12М" должен был отстыковаться от МКС и на сутки отправиться в автономный полет. Выйдя на орбиту высотой около 500 км, корабль "отстреливал" спутник "Чибис-М" и начинал снижение.

23 января космонавты подготовили "Прогресс" к завершению миссии – они демонтировали стыковочный механизм, а на его место установили контейнер со спутником. Дальше все прошло по плану: после отстыковки на корабле дважды включились двигатели, которые вывели его на расчетную орбиту, и 25 января в 3:19 мск спутник отделился от грузового корабля.

Впервые за 34-летнюю историю полетов "Прогресса" корабль использовали в качестве буксира, который сначала доставил груз на МКС, а после отстыковки вывел на заданную орбиту микроспутник. Руководитель полетов сегмента МКС, представитель корпорации "Энергия" Владимир Соловьев пояснил журналистам, что раньше "Прогрессы" использовались для запуска различных малых аппаратов и капсул, но при этом грузовики оставались на высоте орбиты МКС – примерно 350-400 км.

"Сегодня специально была сформирована орбита, нужная для экспериментов с помощью "Чибиса-М". Для этого на "Прогрессе" оставили необходимое количество топлива", – сообщил представитель корпорации Энергия".

25 января очередной космический грузовик "Прогресс М-13М" завершил свою миссию, в расчетное время сошел с орбиты и был затоплен на кладбище космических кораблей в Тихом океане. А новый космический грузовик "Прогресс М-14М" направится к МКС уже на следующий день и, по расчетам ученых, достигнет станции 28 января.

Тем временем спутник "Чибис-М" передал на Землю первый сигнал, и ученые смогли убедиться, что все приборы работают штатно.

"Станция под Красноярском приняла сигнал с космического аппарата и служебную телеметрическую информацию. Это означает, что все системы микроспутника работают нормально", – сообщил представитель Института космических исследований РАН Станислав Климов.

Успешно завершив вывод спутника, ракетно-космическая корпорация "Энергия" занялась новым проектом – в планах ученых уже в 2012 году доставлять грузы на МКС в семь раз быстрее обычного.

"Хотим в следующем году (в 2012 году – "ИФ-АВН") проработать возможность доставки экипажа к станции не за двое суток, а за сутки", – сообщил руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин.

Единственный минус идеи заключается в том, что из-за "экспресс-доставки" грузов у космонавтов, которые находятся внутри грузовика, рабочий день увеличится до 14 и более часов. И если сейчас между стартом и стыковкой с МКС проходит несколько дней, то в новой программе эти весьма трудоемкие процессы будут разделены несколькими часами.

"Обычно "Прогресс" летит к МКС двое или трое суток. Но специалисты хотят попробовать отработать быструю стыковку корабля со станцией – через восемь часов после запуска", – сообщил агентству "Интерфакс-АВН" источник в ракетно-космической отрасли.

Предполагают, что стыковка в ускоренном режиме будет отработана на грузовом корабле "Прогресс М-15М", запуск которого намечен на 25 апреля 2012 года. И если эксперимент завершится успехом, космонавтам больше не придется по несколько дней дожидаться прибытия космического грузовика.

Обозреватель Татьяна Кочеткова