Interfax-Russia.ru – Минвостокразвития предлагает снизить налоги на весь период инвестпроектов в Арктике, при этом льготы будут предоставляться только новым проектам.
В конце прошлого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минвостокразвития, Минэнерго, Минфину подготовить и внести в правительство предложения по созданию системы преференций для новых проектов, реализуемых в Арктической зоне РФ. В первую очередь речь шла о льготах для производителей СПГ-оборудования.
В апреле аналогичное поручение правительству дал президент России Владимир Путин.
"Правительству России вместе с экспертами, представителями бизнеса дано поручение разработать проект специального федерального закона об особой системе преференций для инвесторов Арктической зоны", – заявил глава государства на пленарном заседании Международного арктического форума.
Причем, он попросил провести эту работу оперативно "с тем, чтобы закон был принят Государственной Думой РФ уже в осеннюю сессию".
Путин предложил для привлечения инвестиций в Арктическую зону использовать механизм, уже апробированный в рамках программы развития дальневосточных регионов России. Речь идет, прежде всего, о льготных ставках на прибыль, понижающих коэффициентах по налогу на добычу полезных ископаемых и заявительном порядке возмещения налога на добавленную стоимость, об упрощенном порядке предоставления земельных участков и "неизменности условий реализации инвестиционных проектов".
"При этом, конечно, с учетом особенностей Арктики преференции для инвесторов должны быть и будут здесь, как говорится, еще более продвинутыми, более устойчивыми", - заявил президент России.
Незадолго до этого глава государства как раз расширил полномочия министерства по развитию Дальнего Востока таким образом, что теперь в сферу его ответственности входит и Арктика.
При этом, как напомнил глава Минвостокразвития Александр Козлов, министерство и ранее курировало целый блок вопросов, касающихся арктических территорий дальневосточных регионов, включая Якутию, Чукотский автономный округ и развитие Северного морского пути.
В частности, Минвостокразвития курирует два крупных проекта в Арктике – освоение одного из крупнейших в мире месторождений меди "Песчанка" Баимской рудной зоны в Чукотском автономном округе и создание морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в бухте Бечевинская Камчатского края для перегрузки СПГ, который будет экспортироваться с завода "Ямал СПГ" и в будущем "Арктик СПГ 2" в страны Азиатско-Тихоокеанского региона по Северному морскому пути.
"Мы накопили достаточный опыт, проделана большая работа по разработке специальных преференциальных режимов и мер поддержки, прежде всего, в социальной сфере, налажена работа институтов развития. Работа предстоит большая, вопросы перед нами стоят непростые, будем реализовывать", – заявил Козлов.
В свою очередь вице-премьер, полномочный представитель президента России в ДФО Юрий Трутнев сообщал, что курировать тему Арктики в Минвостокразвития будет замминистра Александр Крутиков.
По мнению Трутнева, расширение полномочий министерства в сторону Арктики позволит эффективно реализовывать проекты, связанные с созданием и развитием инфраструктур в макрорегионе. Сам он возглавил госкомиссию по Арктике.
Между тем, как уточнял полпред в ДФО в интервью "Интерфаксу", преференциальная модель для Арктики не может быть "калькой" с Дальнего Востока из-за разницы регионов.
"Но обязательно в числе предложений должны быть механизмы "дедушкиной оговорки", то есть гарантии инвестору на длительный срок. Он должен на годы вперед знать свой налоговый режим, рассчитывая сроки окупаемости. Кроме того, он должен понимать схему завоза материалов для строительства, логистику вывоза готовой продукций. Транспортное обеспечение тоже "болевая точка" для арктической земли", – отмечал Трутнев.
Минвостокразвития предложило два варианта налоговых льгот для резидентов Арктической зоны.
Первый вариант предусматривает, что налог на прибыль организации, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество и земельный налог устанавливаются в размере 0% в течение 10 лет для проектов до 100 млрд рублей и 15 лет – для проектов от 100 млрд рублей и выше. Ставка страховых взносов – 7,6% вместо 30% в течение тех же сроков, что и предыдущие налоговые льготы.
Второй вариант предусматривает значительное снижение налогов, но их установление на весь срок реализации инвестиционного проекта, а именно: налог на прибыль – 7% вместо 20% (речь идет только о сохранении 7% региональной части налога); налог на добычу полезных ископаемых – льготный коэффициент 0,3; страховые взносы – также 7,6%, налог на имущество организации и земельный налог – 0%.
По словам вице-премьера Юрия Трутнева, члены Государственной комиссии по Арктике склонялись ко второму варианту.
"Сегодня компании говорят, что второй вариант даже несколько лучше. Думаю, что он лучше и для РФ, и для регионов, потому что дает возможность получать средства в бюджет уже с самого начала реализации инвестиционных проектов. Члены комиссии высказались за второй вариант, я тоже его поддерживаю, но мы еще подумаем и посчитаем, – сказал Трутнев.
Он также сообщил, что получатели преференций будут подразделяться на 4 группы: добыча углеводородного сырья на шельфе, на континентальной части, производство СПГ и прочие проекты, не вошедшие в эти три группы.
"Для каждой из этих групп будут разработаны свои преференции. Причем по первым трем, поскольку у нас там количество субъектов ограничено, постараемся учесть предложения компаний, вместе с ними их создадим", – пообещал вице-премьер.
Итоговый вариант, предлагаемый правительству, министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики вынесло на общественное обсуждение.
При этом замглавы ведомства Александр Крутиков, курирующий Арктику, в интервью "Интерфаксу" уточнил, что льготы будут предоставляться только новым проектам.
По его словам, определению базовой конструкции налоговых льгот для Арктики предшествовал тщательный анализ финансовых моделей разных проектов, которые уже реализуются в Арктике, и тех, которые только планируются.
"Мы смотрели проекты "НОВАТЭКа", "Роснефти", проекты, связанные с добычей угля, с химическими производствами. Благо, инвесторы пошли нам навстречу и предоставили такую возможность. Кстати, из изучаемых проектов не оказалось ни одного, который был бы прибыльным, реализуйся он в Арктике без преференций в обычных налоговых условиях. Были даже проекты, в которых стоимость доставки грузов строительных материалов выше, чем сами строительные материалы", – отметил он.
Крутиков также рассказал, что в результате выяснилось, что "минимальные ставки налогов на весь срок реализации проекта формируют наибольший экономический эффект".
"В результате анализа мы увидели, что схема, когда в Арктике применяются минимальные ставки налогов на весь срок реализации проекта, формирует наибольший экономический эффект. Только при таком варианте, например, бОльшая часть шельфовых проектов становится эффективной", – пояснил замглавы Минвостокразвития.
По оценке министерства, инвестиции в уже текущие, реальные, известные проекты, которые можно запустить до 2030 года, оцениваются примерно в 5-6 трлн рублей.
Вместе с тем в ведомстве уверены, что предложенная система преференций изменит уровень активности в Арктике, и когда она заработает, число новых инвестпроектов в регионе вырастет.
"Потенциально можем довести инвестиции до 8-9 трлн рублей. И это будет настоящий рывок в развитии Арктики, это будет очень хороший результат", – считает Крутиков.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax–Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"