Россия / Точка зрения 24 сентября 2010 г. 18:11

Москва с Тегераном не прощается

Interfax-Russia.ru – Россия продолжит военно-техническое сотрудничество с Ираном в областях, не попадающих под санкции, несмотря на отказ от поставок С-300.

Руководство запретило

Начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Николай Макаров заявил, что Россия не будет поставлять зенитные ракетные системы (ЗРС) С-300 Ирану по решению руководства страны.

"Принято решение не поставлять С-300 Ирану, они, безусловно, подпадают под санкции", - сказал Макаров журналистам, уточнив, что "было решение руководства остановить процесс поставки, мы его выполняем".

Однако замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) Константин Бирюлин подтвердил "Коммерсанту", что полностью от военно-технического сотрудничества с Ираном Россия не оказывается.

"В рамках ВТС с Ираном мы будем руководствоваться следующим подходом: если в соответствии с резолюцией выполнение того или иного контракта разрешается, мы, безусловно, будем его выполнять, если же запрещается, то однозначно не будем", - сказал он.

Напомним, что в июне этого года Совет безопасности (СБ) ООН принял четвертую по счету резолюцию с санкциями в отношении Ирана. В новой резолюции СБ ООН 1929 впервые ограничиваются поставки обычных вооружений Тегерану, включая ракеты и ракетные системы, танки, штурмовые вертолеты, боевые самолеты, корабли.

В свою очередь президент России Дмитрий Медведев подписал 22 сентября указ "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010года".

Указом, в частности, запрещается транзитное перемещение через территорию России, вывоз с территории России в Иран, а также передача Ирану любых боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет или ракетных систем, зенитных ракетных систем С-300, либо материальных средств, связанных со всем перечисленным, включая запасные части, сообщается на сайте Кремля. Этим же указом президент запретил въезд на территорию России и транзит через РФ тем иранцам, которые связаны с ядерной деятельностью страны.

По мнению руководителя аналитического департамента Центра политических технологий Татьяны Становой, указ президента, по сути, не столько юридическое, сколько политическое решение.

"Это четкий сигнал, что Россия намерена минимизировать диверсификацию своей внешней политики на иранском направлении",- пишет Становая в статье для сайта Политком.ru.

Эксперты считают, что запрет президента на поставку ракет может осложнить российско-иранские отношения, однако все зависит от реакции иранского руководства.

"Если руководство Ирана адекватно воспримет эти действия России, продиктованные санкциями ООН, то оно эту пилюлю проглотит, понимая всю сложность ситуации. В противном случае они будут обижаться, строить нам козни, но в результате в ответ Россия будет только еще более сближаться с Западом на антииранской платформе и давить на Иран", - заявил "Интерфаксу" директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Он также отметил, что решение правительства, безусловно, сближает Россию с Западом, но обольщаться по этому поводу не стоит. "Сейчас, в отличие от событий начала 90-х годов, иллюзий никто уже не испытывает. Тогда предпосылок для сотрудничества с Западом было в разы больше, чем сейчас. Однако Россия ничего, за исключением красивых обещаний, не получила", - сказал эксперт.

В свою очередь, ведущий аналитик коммуникационного холдинга "Минченко Консалтинг" Кирилл Петров считает, что запрет поставок С-300 в Иран можно расценивать как желание продолжить перезагрузку и не дать республиканцам лишний козырь в борьбе против ратификации нового договора по СНВ.

"Не думаю, что этот указ стал сюрпризом для иранской стороны. Скорее всего, Иран понимает, что запрет на поставку С-300 – это пункт, по которому Россия договаривается с США, так как ратификация договора по СНВ для нашей страны все-таки важнее отношений с Ираном",- сообщил аналитик Interfax-Russia.ru.

Поставляли или нет

В декабре 2007 года Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) распространила заявление, в котором говорилось, что поставки Ирану ракет С-300 вообще не обсуждаются. В сообщении подчеркивалось, что "между Россией и Ираном продолжается цивилизованное взаимодействие в сфере ВТС в полном соответствии с требованиями международных экспортных режимов и международными обязательствами".

Однако стороны подписали контракт о поставке российского оружия в Иран уже в конце 2007 года. По условиям договора Москва обязалась поставить Тегерану пять дивизионов зенитной ракетной системы (ЗРС) С-300ПМУ-1 на общую сумму около 800 млн долларов.

Однако вскоре Россия пересмотрела свои обещания. Эксперты считают, что приостановление контракта с Ираном "по техническим причинам" связано с "перезагрузкой" российско-американских отношений. Более того, в 2006 году Иран сорвал все договоренности с Россией об обогащении урана на территории третьих стран, что тоже могло повлиять на позицию российской стороны.

Вскоре министр обороны Ирана Мостафа Мохаммада Наджар заявил о поставках Тегерану российских зенитных ракетных систем. Российская сторона эту информацию опровергла.

В марте 2008 года ФСВТС России заявила, что российская сторона не отказывалась от договоренностей с Ираном о поставке ракет, но пока комплекс С-300 в Иран не поставлялся.

"Системы С-300 в рамках заключенного несколько лет назад контракта в Иран пока не поставлялись. При этом сам контракт постепенно выполняется", - заявил представитель ФСВТС. Дальнейшее выполнение контракта во многом будет зависеть от складывающейся международной обстановки и решения руководства страны", - сказал источник, подчеркнув, что Россия заинтересована в выполнении этого контракта, который оценивается в сотни миллионов долларов.

В МИДе также опровергли информацию о поставке российских ракет в Иран.

"Мы подтверждаем тот факт, что Россия не поставляет С-300 Ирану, как и всем странам Ближнего и Среднего Востока", - сказал "Интерфаксу" представитель департамента информации и печати МИД РФ. "Дальнейшие перспективы поставок вооружений Ирану, как и другим странам мира, а также сроки поставок обсуждаться нами не могут. Такая практика существует среди поставщиков", - отметил дипломат.

В сентябре 2009 года в СМИ появилась информация о том, что российская сторона меняет свою позицию по отношению к Ирану и даже может присоединиться к режиму введения санкций.

В конце октября 2009 года источники в оборонном комплексе сообщили, что сделка между Москвой и Тегераном существует, но она заморожена.

В свою очередь США и Израиль неоднократно просили Москву аннулировать договор с Ираном, так как, по их мнению, ракеты С-300 в руках Тегерана могут угрожать их безопасности. С подобной просьбой обратилась к России и Саудовская Аравия. Однако в отличие от США и Израиля эта страна предложила взамен иранского новый, более выгодный для России контракт.

Давление со стороны США является кнутом, а огромный военный пакет, подготовленный Саудовской Аравией, - это пряник, приготовленный для России, которая должна отказаться от поставки этих систем, отмечали эксперты.

К весне 2010 года эксперты уже почти не сомневались, что никаких поставок ракет в Иран не будет, так как СБ ООН на тот момент практически подготовил новый пакет санкций против Ирана, куда включил и зенитные ракетные системы С-300.

"Если Россия присоединяется к этим санкциям и за них голосует, то уже не имеет права поставлять С-300. Думаю, скорее всего, поставок не будет", - заявил директор Института востоковедения Российской академии наук Виталий Наумкин "Интерфаксу".

В итоге прогнозы экспертов оправдались, и в июне этого года СБ ООН принял четвертую по счету резолюцию с санкциями в отношении Ирана. Впервые в новой резолюции СБ ООН 1929 вводятся ограничения на поставки обычных вооружений Тегерану, включая ракеты и ракетные системы, танки, штурмовые вертолеты, боевые самолеты, корабли.

Российская сторона заявила, что ограничения в новой резолюции распространяются и на заключенный несколько лет назад контракт, предусматривающий поставки С-300 Тегерану.

Своими руками

После заявления российской стороны об отказе поставить ракеты Ирану бригадный генерал Мохаммад Хасан Мансурян заявил, что Иран попытается своими силами создать подобную систему.

"Мы приобрели эту систему для наших оперативных нужд, но они не поставили ее нам", - заявил иранский военачальник, которого цитирует иранский государственный телеканал "Пресс ТВ".

Он сообщил, что иранская сторона предпринимает попытки создать своими силами аналогичные системы, чтобы заменить ими С-300. "Хорошие новости на этот счет будут объявлены", - сказал Мансурян.

Он сообщил, что иранская сторона увеличила и улучшила системы ПВО,

охраняющие АЭС в Бушере. Генерал также отметил, что Иран полностью обеспечивает свои потребности в наземных радарах.

Между тем, эксперты уверены, что Ирану будет не так-то просто разработать собственную зенитную ракетную систему, сопоставимую по характеристикам с российскими ракетами С-300.

Газета "Нью-Йорк таймс" отмечает, что эти трудности в основном связаны с действующим международным запретом на экспорт в Иран новейших технологий.

Тем временем, мнения экспертов насчет запрета на поставку ракет Ирану расходятся. Некоторые из них считают, что разрыв контракта негативно скажется на российско-иранских отношениях, другие же наоборот отмечают, что такое положение вещей позволит России заключить более выгодные контракты на поставку ракет С-300, например, с Саудовской Аравией. Без расторжения российско-иранских договоренностей сделать это было невозможно из-за напряженных отношений Ирана со многими странами региона, в том числе и с Саудовской Аравией.

Более того, поставки ракет С-300 для Саудовской Аравии куда значительнее по объему, считают эксперты.

На данный момент известно лишь, что иранская сторона раскритиковала действия российского правительства по местному телевидению. Замглавы МИД РФ Алексей Бородавкин заявил в свою очередь, что Россия не намерена полностью сворачивать военно-техническое сотрудничество с Ираном.

Дипломат признал, что недавний указ президента РФ водит существенные ограничения на военно-техническое сотрудничество Москвы и Тегерана.

"Однако это совсем не означает, что запрет налагается на все формы и направления такого сотрудничества с Тегераном", - подчеркнул Бородавкин.

Обозреватель Анастасия Карпова