Россия / Точка зрения 4 февраля 2009 г. 17:24

Мушкетеры и Мушкетеровичи

Interfax-Russia.ru - Старые добрые Д'Артаньян, Атос, Портос и Арамис возвращаются на широкий экран в прежнем составе, но уже с детьми, и это, пожалуй, это самое громкое российское кино-возвращение последних лет.

"Один за всех и все за одного!". На днях российские кинотеатры вновь наполнит это знаменитое восклицание великолепной четверки актеров - Михаила Боярского, Вениамина Смехова, Валентина Смирнитского и Игоря Старыгина. Новая лента Георгия Юнгвальда-Хилькевича "Сокровища кардинала Мазарини, или Возвращение мушкетеров" выходит на широкий экран 5 февраля.

Прежде чем рассказать о сюжете и других подробностях сиквела главной отечественной куртуазной киноленты прошлого века, обратим внимание на команду создателей фильма. Как говорится в официальном релизе продюсерской компании New One Production, в этом плане фильм "по праву можно занести в Книгу рекордов Гиннеса: впервые в истории кинематографа спустя 30 лет с момента выхода такого признанного "кинобестселлера", как "Д'Артаньян и три мушкетера", на одной площадке вновь собрался тот же звездный состав, включая режиссера и композитора". Действительно, музыкальное сопровождение Максима Дунаевского стало украшением новой картины про мушкетеров. Да и трюки в фильме по определению не хуже, чем раньше, ведь их постановкой занимался чемпион СССР по фехтованию Владимир Баллон.

Несмотря на то, что от замысла писателя Александра Дюма на сей раз остались только имена, соблюдению исторических деталей уделено огромное внимание. Так, костюмы героев были сшиты точно по средневековым аналогам. Тщательно отбиралась и география съемок. Основными местами съемок стали Одесса с ее пригородами, Белгород-Днестровский, Львов, Санкт-Петербург и Москва. Также для фильма было выстроено много масштабных декораций: крепость, постоялый двор, здания порта и т.д. Примечательно, что при всей масштабности замысла бюджет картины относительно скромный - всего $5 млн.

Впрочем, как говорят продюсеры ленты, если бы режиссеру понадобилось больше средств, их обязательно бы нашли - настолько заманчивой была идея создания продолжения хорошего кино, на котором выросло несколько поколений. "Когда ко мне пришел мой партнер по бизнесу с идеей поучаствовать в проекте - сиквеле про мушкетеров, у меня затрепетала душа, я этот фильм так любил, вырос на этом фильме, пересматривал его раз сто, наверное. Это было что-то недосягаемое, легендарное, мифическое. Потом, когда мы встречались с актерами, и все собрались - Атос, Портос, Арамис и Д'Артаньян, я понял, что они все такие же, как тогда, и в жизни, как в кино. Это было шоком, конечно. Старости нет, ее придумали люди, чтобы оправдать лень", - восхищенно рассказывает генеральный продюсер фильма Олег Чамин.

Несмотря на то, что "старости нет", в "Возвращении мушкетеров" четко прослеживается преемственность поколений, такая же, по сути, какую мы не так давно могли видеть в "Иронии судьбы-2". Мушкетерскую славу в фильме Юнгвальда-Хилькевича в достойной мере разделяют молодые актеры - Антон Макарский (Анри - сын Арамиса), Лянка Грыу (Жаклин - дочь Д'Артаньяна), Ирина Пегова (Анжелика - дочь Портоса) и Данила Дунаев (Рауль - сын Атоса). Именно им предстоит спасти Францию и честь королевы Анны Австрийской (чью роль исполняет Алиса Фрейндлих).

Картина начинается с печальных событий - классическая четверка во главе с маршалом Франции Д'Артаньяном гибнет при трагических обстоятельствах, кардинал Мазарини внезапно исчезает вместе с ларцом с сокровищами королевской короны. Исчезла также главная реликвия - магическое кольцо Тамплиеров, которое позволяет своему обладателю жить вечно. "Молодежь" пытается найти все потерянное, восстановить справедливость, но на каком-то этапе заходит в тупик. Вот тут-то и "отпрашиваются" с небес на один денек на помощь своим обаятельным отпрыскам Д'Артаньян, Атос, Портос и Арамис. Возвращаются они не только вполне осязаемыми и бодрыми, да еще и наделенными суперсилами, например, ясновидением или умением ходить сквозь стены. Воистину, столь фантастическое возвращение сулит массу приключений всем - и героям-отцам, и героям-детям, и, конечно, зрителям.

Как объяснил в одном из интервью сам режиссер фильма, "воскрешение" славной четверки нужно воспринимать глубже, нежели режиссерский ход, придуманный для притягивания сюжета за уши. "Эта картина о том, что между родителями и детьми существует очень крепкая, божественная связь, и именно это понял Д'Артаньян, самый страстный из всех них, поэтому он и обращается в фильме к Богу с молитвой за детей", - сказал Юнгвальд-Хилькевич. Схожую точку зрения выражает и Михаил Боярский. "Шляпы, перья, шпаги - все это завораживает и нас, и молодежь. Но главное - это передача характера, чувств, эмоций, позиции детям, это и является сутью фильма", - говорит актер.

Между тем, говорить однозначно о целесообразности возвращения Д'Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса до премьеры рановато. Говоря о сиквелах в целом, нужно отметить, что занятие это для любого режиссера рискованное и порой неблагодарное, ибо массовый зритель всегда принимает первый фильм, оригинал за некий образец, "переплюнуть" который, по его мнению, уже невозможно. К тому же, что греха таить, когда кто-то в искусстве решает вдруг "тряхнуть стариной", злые языки начинают упрекать творцов в желании нажиться на уже раскрученном бренде.

Впрочем, эксперты советуют не делать спешных выводов. "Каждый сиквел имеет свою историю успеха. В случае с "Возвращением мушкетеров" абсолютно точно можно сказать, что речь здесь идет именно о возрождении традиции, легенды, на которой выросло не одно поколение. Это законченный, качественный кинопродукт с прекрасными песнями, диалогами, шутками", - так прокомментировал Interfax-Russia.ru новый фильм руководитель подразделения коммуникационной группы "Planeta Inform" Андрей Шишканов.

По его мнению, молодая аудитория, которая не застала пик славы "знаменитой четверки", все равно останется довольна захватывающим сюжетом картины и, возможно, разглядит своих героев. "Появление в фильме молодых актеров однозначно дает легенде о мушкетерах вторую жизнь. Кроме того, как показали предпоказы, молодая публика хорошо реагирует на то, что происходит на экране", - продолжает Шишканов.

"Мушкетеры "прорвутся", - не сомневается и режиссер фильма. Что ж, пожалуй, нельзя с этим не согласиться, хотя думается, что великому Дюма, зарабатывавшему, кстати, в свое время неплохие деньги на саге о Д'Артаньяне и компании, наверное, не пришло бы в голову оживлять своих героев и наделять их сверхъестественными способностями на радость публике и себе. Возможно, посмотрев "Сокровища кардинала Мазарини, или Возвращение мушкетеров", вы убедитесь, что иногда красота искусства требует не только жертв, но и эффектных воскрешений.

Обозреватель Сергей Нагорный