Точка зрения 3 июня 2010 г. 17:08

Налог отменят – бензин подорожает

Interfax-Russia.ru – Российских автомобилистов через год могут освободить от уплаты транспортного налога, что приведет к неизбежному росту цен на бензин.

В настоящее время в России транспортный налог зависит только от мощности двигателя автомобиля. Налог необходимо заплатить один раз в год, причем независимо от того, пользуется ли владелец транспортным средством, или оно за год ни разу не выезжало из гаража.

Накипело

Идею отмены транспортного налога обсуждают уже не первый год. Еще в 2005 году отменить налог предлагало Движение автомобилистов России, в феврале прошлого года - волгоградские законодатели, в 2010 году - фракция ЛДПР в Государственной думе.

Апеллируя к несправедливости существующей системы начисления транспортного налога, инициаторы изменений предлагали заменить его налогом на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ). Проще говоря, заложить налог на дороги в цену бензина, продаваемого на автозаправках. В США, например, транспортный налог много лет собирается именно по такой схеме.

Плюсы предлагаемых изменений очевидны. Во-первых, налог будет поступать тому субъекту, на территории которого машина эксплуатируется, а не тому, на территории которого она зарегистрирована. Кроме того, за дороги будут платить именно те, кто ими пользуется, а не те, на кого зарегистрированы машины. Кроме того, такая система налогообложения будет стимулировать россиян на покупку более экономичных автомобилей, потребляющих меньше топлива. Также предлагаемая система повысит собираемость транспортного налога, который необходимо будет платить не сразу, а по мере использования бензина, к тому же она будет более справедливой, чем ныне действующая: платить будут больше те, что больше ездит.

Правительственное предложение

На федеральном уровне предлагаемые инициативы не были одобрены. Между тем в конце минувшей недели на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи вице-премьер Сергей Иванов заявил, что правительство РФ рассматривает вопрос отмены транспортного налога с 2011 года одновременно с повышением акцизов на нефтепродукты. Средства от повышения акцизов планируется направить на пополнение Дорожного фонда.

"Правительством предусмотрены целевые поступления от повышения акцизов на нефтепродукты, что является мировой практикой, а также введение платы за проезд по автодорогам для автотранспортных средств весом более 12 тонн", - сказал Иванов, комментируя меры, направленные на компенсацию выпадающих доходов от возможной отмены транспортного налога.

Возможность отмены транспортного налога подтвердили и в Минфине. "Действительно, вопрос рассматривается. Есть соответствующее поручение правительства РФ по итогам заседания 20 мая, где обсуждался вопрос создания Дорожного фонда, и в качестве одного из источников пополнения фонда предлагалось за счет увеличения акцизов на горюче-смазочные материалы отменить транспортный налог", - рассказал агентству "Интерфакс-АФИ" начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина РФ Алексей Сорокин.

Он обратил внимание на то, что противники транспортного налога говорят, в частности, о его несправедливости, так как размер налога зависит от мощности автомобиля, в то время как большую мощность имеют и недорогие старые машины, а также о трудности его администрирования. В связи с этим есть предложения заменить налог на что-то более простое - либо включить его в стоимость бензина, либо повысить акциз, что также в итоге приведет к повышению стоимости бензина, сказал эксперт.

По словам Сорокина, на проработку вопроса Минфину дан месяц. В настоящее время министерство рассчитывает, какие потери понесет бюджет в связи с отменой транспортного налога, рассчитывает насколько необходимо повысить акцизы для компенсации этих потерь, а также то, как отмена транспортного налога отразится на рядовых автовладельцах.

Начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина РФ уверен, что акциз проще администрировать, чем транспортный налог, так как количество его плательщиков меньше - "если транспортный налог платят миллионы, то акциз берется с тех, кто перерабатывает".

Вопрос цены

Вместе с тем, считает представитель Минфина, отмена транспортного налога – это дискуссионный вопрос. "Вопрос, в частности, в том, сколько это будет стоить для потребителя, потому что если транспортный налог у нас маневренный в отношении ставок и льгот, то в отношении акцизов на ГСМ - если повысят, то уже никто льгот не получит", - сказал Сорокин.

При этом, по его словам, по предварительным расчетам акциз на ГСМ может быть увеличен в среднем в два раза. Сорокин признает, что "здесь есть социальный фактор", поскольку конечный потребитель при покупке бензина не сможет получить какую-либо льготу.

Впрочем, в России бензин и без акциза дорожает. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, автотопливо дорожает уже 17 неделю подряд. В частности, с 18 по 24 мая потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России выросли на 0,3%, а с начала года топливо подорожало на 1,8%.

В свою очередь Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ранее неоднократно заявляла о недопустимости необоснованного завышения оптовых цен на топливо и неоднократно штрафовала крупные нефтяные компании. По данным ФАС, в настоящее время цены на бензин в России завышены на 15-20%.

И, по мнению руководителя нижегородского управления ФАС Михаила Теодоровича, рынок встает на сторону антимонопольных органов в споре между ФАС и нефтетрейдерами. Так, по его словам, после того, как в 2009 году ФАС РФ и ее региональные управления возбудили в отношении нефтетрейдеров дела по фактам установления монопольно высокой цены на бензин, ситуация на розничном рынке автомобильного топлива заметно улучшилась.

Между тем ни у кого не вызывает сомнений то, что в случае отмены транспортного налога при одновременном повышении акциза на бензин стоимость топлива вырастет. Вопрос лишь в том, насколько вырастет.

"Важно, чтобы при включении налога в стоимость топлива рост цен был бы адекватным", - заявил Interfax-Russia.ru лидер движения автомобилистов России "Свобода выбора" Лысаков.

По его мнению, включение транспортного налога в цену бензина должно увеличивать стоимость бензина на фиксированную ставку, но не в коем случае ни на ставку, рассчитываемую в процентном соотношении к стоимости топлива. "По нашим подсчетам это не более полутора рублей, - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru. – И пусть эта фиксированная стоимость будет ежегодно пересматриваться и утверждаться государством".

Кроме того, считает Лысаков, в чеках за бензин сумма акциза должна идти отдельной строкой, чтобы автовладелец точно знал, сколько он заплатил за ремонт дорог.

В тоже время по оценкам Федерации автовладельцев России (ФАР), которые были сделаны еще в 2007 году, ликвидация транспортного налога и повышение акциза приведет к удорожанию литра бензина в рознице в среднем на 51 копейку.

"Это одна из немногих инициатив (правительства), которую мы одобряем", - заявил в интервью "Финмаркету" председатель Московского отделения ФАР Сергей Канаев, отметив, что в большинстве развитых стран дорожное строительство именно так и финансируется. По его мнению, новая система будет более справедливой, поскольку будет построена по принципу "больше ездишь - больше платишь". Кроме того, считает представитель ФАР, произойдет перераспределение средств в пользу регионов, поскольку будет действовать принцип "где ездишь - там и платишь". При этом собираемость "будет однозначно 100%".

Вместе с тем, по мнению лидера Движения автомобилистов России, депутата Госдумы РФ Виктора Похмелкина, отмена транспортного налога в том виде, в каком сейчас предлагает это сделать российское правительство, не принесет облегчения автомобилистам. "Действительно, мы выступали за отмену транспортного налога, - рассказал Interfax-Russia.ru Похмелкин. – Но речь никогда не шла об увеличении акцизов на ГСМ". Они и без того необоснованно высоки, считает депутат, а их дальнейшее увеличение сделает цену на бензин слишком высокой для рядовых автолюбителей.

"Если и вести речь об отмене транспортного налога, то только добавляя фиксированную стоимость к цене бензина", - считает лидер движения автомобилистов. В случае же увеличения акцизов на ГСМ, уверен эксперт, бензин резко подорожает, и автомобилистам придется платить намного больше, чем сейчас.

Главное – отказ от системы

Между тем, по мнению лидера движения автомобилистов России "Свобода выбора" Вячеслава Лысакова, главное сейчас - это отказ от действующей нелогичной системы транспортных налогов. "Сейчас объем налога привязан к мощности двигателя, - напоминает Лысаков. - И это при том, что мощность двигателя на износ дорожного покрытия никак не влияет". По его мнению, куда логичнее было бы привязать ставки налога, к примеру, к весу и размеру автомобиля. Ведь в таком случае можно вывести прямую связь между весом, габаритами автомобиля и износом дорожного полотна.

Также можно привязывать налог к годовому пробегу машины. "В некоторых странах ориентируются на пробег, - пояснил Лысаков. - Только пробег машин определяют не с помощью спидометра, а с помощью спутниковых навигационных систем. Но до этого нам все же еще далеко".

В качестве еще одного удачного примера сбора транспортного налога собеседник Interfax-Russia.ru привел ситуацию в Англии, где налог привязан к объему двигателя. Однако для России этот вариант, по его мнению, где к качеству топлива не предъявляют повышенных требований, также не подходит. "Там очень высокие требования к экологичности топлива, поэтому вполне логично, что за трехлитровые двигатели, которые выбрасывают в два раза больше токсичных веществ, чем 1,5 литровые, приходится платить больше", - рассказал Лысаков.

В свою очередь министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина заявила, что из-за возможного увеличения акцизов на нефтепродукты цены на бензин резко не вырастут. "Действительно, акциз на нефтепродукты лучше, чем транспортный налог (для наполнения дорожного фонда - ИФ)", - сказала министр, подчеркнув, что "нам важно не допустить резкого роста цен на бензин".

Также по ее словам, министерство не будет делать ставку только на акцизы и будет изыскивать другие источники пополнения Дорожного фонда. В частности, рассказала министр, возможно Дорожный фонд будет пополняться, например, за счет сдачи в аренду неэффективно используемой придорожной инфраструктуры. "Также будем смотреть на источники общего покрытия, не привязанные к транспорту", - добавила Набиуллина.

Между тем в Совете Федерации нет единого мнения в отношении необходимости отмены транспортного налога. Так, например, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев считает, что транспортный налог необходимо привязать к бензину, а не к пробегу автомобиля. "Для России это более приемлемый способ. При нем в стоимость бензина просто закладывается дорожный акциз, то есть косвенный транспортный налог. Такой метод легче для расчетов", - цитирует сенатора пресс-служба Совета Федерации.

В свою очередь первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по промышленной политике Сергей Шатиров уверен, что нет необходимости менять систему взимания транспортного налога: "Нужно оставить все как есть и не баламутить людей". По его мнению, предложение взимать транспортный налог через бензин вообще абсурдно. "У нас даже нет организации, которая занимается проверкой качества бензина, поэтому высчитывать через него налог просто нереально", - уверен сенатор.

Возрождение Дорожного фонда

Впрочем, в чем единодушны все эксперты, так это в том, что необходимо возрождать Дорожный фонд, упраздненный около десяти лет назад. Восстановить Дорожный фонд президент РФ Дмитрий Медведев предложил еще в конце прошлого года. "Я хотел бы, чтобы мы вернулись к этой идее и по-серьезному ее продумали, включая и возможность привязки этой идеи к конкретным источникам финансирования, таким, как акцизы на бензин и транспортный налог", - заявил глава государства. Он также предложил продумать, как повысить эффективность и прозрачность администрирования и управления в данной сфере.

О создании бюджетного фонда по строительству и ремонту дорог 20 мая на совещании, посвященном вопросу строительству автодорог в РФ, заявил и премьер-министр РФ Владимир Путин. По его словам, в этом фонде будут "аккумулированы минимальные требования для поддержания дорожной сети".

Как в свою очередь рассказала журналистам глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина, бюджетный фонд по строительству и ремонту дорог будут формировать в 2011 году как фонд в составе бюджета.

По ее словам, предыдущий Дорожный фонд ликвидировали по двум причинам. Во-первых, доходы в него были связаны с оборотным налогом, "который подорвал экономическую активность". Во-вторых, были вопросы к "прозрачности расходования средств из Дорожного фонда".

Тем не менее, по словам министра, после ликвидации Дорожного фонда исчез механизм стабильного, долгосрочного финансирования строительства дорог. "Строительство дорог нуждается в таких механизмах, поэтому выделение такого фонда - а это бюджетный фонд по типу инвестиционного фонда - способ "окрашивания" доходов, которые будут идти на расходы только инфраструктурного характера, для того, чтобы дать минимальные гарантии по обеспечению финансирования проектов строительства дорог", - заявила Набиуллина.

По ее словам, у нового бюджетного дорожного фонда, также как и у инвестиционного фонда, будет возможность переноса на следующий год финансовых средств. "Процедура фонда позволяет деньги накапливать и переносить из года в год. Это позволит ритмично финансировать дорожное строительство и не нарушать естественный цикл, который есть в строительстве дорог", - пояснила она.

Как сообщил журналистам вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, фонд будет пополняться за счет бюджетных средств, "плюс какие-то новые налоги и сборы, которые мы постепенно введем, поэтапно в течение нескольких лет".

К дополнительным источникам дохода для пополнения Дорожного фонда Кудрин отнес повышение акциза на бензин, плату с крупнотоннажных автомобилей, следующих по федеральным дорогам. "Возможно, будут другие источники названы, которые увеличат доход федерального бюджета, и они также увеличат возможности этого фонда", - сказал министр.

Он также отметил, что субъекты РФ получат возможность создавать аналогичные Дорожные фонды, "не выделяя их (фонды - ИФ) из бюджета, не создавая какую-то отдельную администрацию, не окрашивая налоги".

Как пояснил Кудрин, ранее дорожные фонды формировались за счет определенных налогов и зависели от собираемости этих налогов. Сейчас ситуация в корне меняется, новый Дорожный фонд будет действовать в рамках федерального бюджета, что позволит не зависеть от времени сбора конкретных налогов.

Возможно, возрождение Дорожного фонда действительно спасет от одной из главных российских бед. Главное, как утверждают эксперты, чтобы процессы на как наполнения, так и расходования средства фонда были прозрачными для рядовых автолюбителей.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще