Не затягивайте тяжбу

Interfax-Russia.ru - За волокиту при рассмотрении исков в судах россияне смогут получать денежную компенсацию в размере до 120 тысяч рублей. Правда, для этого снова придется посудиться.

Президент России Дмитрий Медведев подписал закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок". Этот закон Госдума РФ приняла 21 апреля 2010 года, а ровно через неделю его одобрил Совет Федерации.

Вместе с законом Медведев подписал целый пакет поправок, меняющих или уточняющих отдельные статьи в Бюджетном, Уголовно-процессуальном кодексах, Кодексе об административных правонарушениях, Арбитражном и Гражданском процессуальных кодексах, а также незначительно исправляющих вторую часть Налогового кодекса РФ. "Все эти законы приняты пакетом для того, чтобы закон о компенсации не остался на бумаге, а сразу начал работать", - говорится в комментарии к закону. Текст закона и расширенный комментарий к нему опубликовала 4 мая "Российская газета".

Принятые законы важны потому, что до них никаких компенсаций российским гражданам или организациям за судебную волокиту попросту не полагалось. Наши соотечественники уже давно жалуются в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) на то, что в России судебные процедуры порой длятся годами, бывали случаи, когда умирали истцы, ответчики, а суд все длился и длился... По данным "Российской газеты", за последние 12 лет в Страсбургском суде скопилось около 50 тыс. таких жалоб от россиян.

Заваленный жалобами из России ЕСПЧ, естественно, не раз просил российские власти избавить его от лишних забот и начать, наконец, обеспечивать пострадавших от волокиты граждан, а заодно бороться с укоренившейся неспешностью судебной системы. Дошло даже до того, что в конце 2009 года Европейский союз выделил России целых 3 млн евро на борьбу с судебной волокитой и неисполнением вердиктов.

Однако помимо денег требовался еще и закон, который обязывал бы судей выносить свои вердикты в "разумный срок" и обеспечивал бы компенсационный механизм в случае необоснованных проволочек, как того требовали европейцы. "Принятие закона обусловлено необходимостью выполнения требований Европейского суда по правам человека о создании эффективного средства правовой защиты в связи с выявленными системными нарушениями, выражающимися в несоблюдении разумных сроков судопроизводства и исполнения судебных актов", - отметили в пресс-службе Кремля. Важно подчеркнуть, что под сроком судопроизводства имеется в виду не только время рассмотрения дела в суде, но и длительность досудебного производства по уголовному делу.

Впрочем, надо признать, что подобных изменений в российском законодательстве требовал не только настойчивый Страсбургский суд. Еще в 2008 году Конституционный суд РФ предлагал создать компенсационный механизм защиты права граждан на судопроизводство в разумный срок.

Итак, отныне человек, "претерпевший неблагоприятные последствия" волокиты, сможет обратиться в суд с заявлением о присуждении ему компенсации. Вступивший в силу закон предполагает, что заявления о присуждении компенсации нужно подавать в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд – это зависит от того, в каком именно суде был нарушен срок. К сожалению, отмечают юристы, в принятом законе никак не обозначен размер "вознаграждения" за терпение. Дело в том, что суммы будут определять те же суды, а опираться им в общем-то не на что, кроме как на европейский опыт, а он таков: Страсбургский суд обычно штрафует волокитчиков на суммы от 500 до 3 тыс. евро, а в отдельных странах Старого света "штраф" за медлительность доходит до 5-6 тыс. евро. В Госдуме считают, что универсальные цифры назвать попросту невозможно, ведь суммы морального возмещения во многом зависят от сути спорного процесса: для одних волокита – это просто регулярные визиты в суд, а для других – несколько лишних месяцев, проведенных в СИЗО.

Юристов насторожили некоторые формулировки в законе, касающиеся определения сумм компенсаций за волокиту. "На размер компенсации будут влиять и совершенно неожиданные факторы. Так, при рассмотрении заявления о присуждении компенсации суд, среди многих прочих обстоятельств законопроект предлагает учитывать "поведение заявителя". Что под этим следует иметь в виду – не расшифровывается", - обратил внимание в своей статье "Волокита в судах: бег по замкнутому кругу" эксперт компании "КонсультантПлюс" Валентин Кислый.

Истцу согласно новому закону дается полгода на то, чтобы подать жалобу, говорят в комитете Госдумы по законодательству. "Если есть явное нарушение права конкретного гражданина, почему он должен обращаться в какие-то международные суды? Нужно сделать все процедуры, чтобы его право было восстановлено. И, соответственно, были выплачены деньги. Причем деньги будут выплачиваться вне зависимости от вины судьи, от вины следователя. Может, следователь не виноват. Может, он просто болел", - пояснил журналистам глава профильного думского комитета Павел Крашенинников.

Новый ФЗ устанавливает, что положенные по суду компенсации людям будут выплачиваться из федерального бюджета, а за затяжки с исполнением вердикта будут расплачиваться из федерального, регионального или местного бюджета. При этом ответственность за выделение средств на компенсации закон возлагает на Минфин РФ.

Вместе с тем, Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ дополняются положениями, определяющими единые критерии разумного срока рассмотрения соответствующих дел в судах с учетом практики ЕСПЧ, а также устанавливающими процедуру подачи и рассмотрения заявлений о присуждении компенсации.

Изменения в Кодексе об административных правонарушениях обусловлены внесением изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ в части, касающейся увеличения срока рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности и введения в процессуальное законодательство понятия "разумный срок судебного разбирательства".

Впрочем, остановимся на этом понятии подробнее. А что, собственно, считается "разумным сроком" судопроизводства? Что если судьи, рассматривая жалобы, не захотят подставлять коллег по "цеху" и начнут трактовать разумность сроков не в пользу истцов? Как гласит Гражданский кодекс РФ, процесс по гражданскому делу или по делу об административном нарушении может длиться не более двух месяцев, а переносы слушаний допускаются, только если в суд в назначенное время не явились свидетели или если не представлены нужные документы. Здесь все более или менее ясно. Что касается уголовных дел, то здесь тяжба может длиться годами – в российском уголовном законодательстве нет четкого определения "разумного срока" в течении которого дело должно быть рассмотрено судом по существу. По сути, отрезок времени, в течение которого закон разрешает и обязывает суды в рамках процессуального закона рассматривать дело, носит "плавающий" характер.

Очевидно, что в такой ситуации доказать, что процесс затягивается умышленно очень сложно, рассказал "Вестям" адвокат Александр Еким. Чаще всего волокита с связана с сугубо бюрократическими лабиринтами. "Бывает, что у судьи объективная картина уже сложилась, необходимое количество материалов для вынесения решения в деле есть, судья требует предоставить дополнительные какие-то документы, а их представить иногда бывает затруднительно. И в результате рассмотрение дела и вынесение решения затягивается", - объяснил адвокат.

Впрочем, как рассказал Interfax-Russia.ru еще один адвокат – Олег Максимов, нередко бывает и так, что судья, принимая решение отложить судебное заседание из-за неявки потерпевших или свидетелей, "в дальнейшем снижает свое внимание к делу и уже не особо заботится о том, чтобы обеспечить явку ключевых участников процесса, обычно перелагая эти обязанности на секретаря судебного заседания". Иногда судье просто не хватает опыта, чтобы разобраться в хитросплетениях сложного дела, и он делает все, чтобы дать себе на это время. А бывает и ровно наоборот – вынесенный наспех вердикт оспаривается, и дело возвращается в суд "на второй круг". В ряде случаев суд сталкивается с необходимостью назначить обвиняемому судебно-психиатрическую экспертизу, которая проходит до месяца, но может продлеваться до 90 дней.

Но не только судьи вольно или невольно тормозят процессы, отмечает Максимов. Эксперт, например, рассказал Interfax-Russia.ru, что к затягиванию разбирательств нередко приводят небрежность или неполнота предварительного следствия и даже "проколы" конвойной службы, которая отвечает за привод на процесс подсудимых. Одним словом, "подводных камней здесь столько, что это, скорее, напоминает целый риф".

В свою очередь, партнер адвокатского бюро "Корельский и партнеры" Константин Астафьев в интервью "Российской газете" подчеркнул, что новый закон прежде всего выгоден простым людям, "за спиной которых, в отличие от предприятий, как правило, нет юридической службы". "Нанять адвоката для решения подобных проблем может позволить себе далеко не каждый", - отметил в этой связи Астафьев.

А вот для бизнеса игра вряд ли будет стоит свеч, продолжил его коллега Андрей Корельский. "Максимум, на что можно рассчитывать – это на незначительные суммы или штрафы, которые для реального бизнеса не будут столь привлекательными, чтобы с такими заявлениями в суды обращаться", - считает управляющий бюро "Корельский и партнеры", добавив, что при рассмотрении уголовных дел, где волокита напрямую затрагивает права граждан, перспектива нового закона "прослеживается более очевидно".

Вместе с тем, Валентин Кислый из компании "КонсультантПлюс" делает в своей статье парадоксальный вывод – изменения законодательства, возможно, не только не устранят причины, замедляющие судопроизводство, но и еще сильнее "нагрузят" суды. "Суды просто не справляются с тем количеством дел, которые им приходится рассматривать. Увеличение сроков рассмотрения дел не ослабит нагрузку на судей. Скорее наоборот. Таким образом, можно ожидать в скором времени рост числа обращений за компенсациями. Но это опять же дополнительная нагрузка на суды! Замкнутый круг?..", - задался вопросом эксперт.

Надо отметить, что настороженность специалистов все-таки часто смешана и с позитивными оценками. В конце концов, ничего не добивается тот, кто ничего не делает, и, по крайней мере, уже можно говорить о настоящем прорыве в теоретической, законодательной плоскости. Какова же будет практическая сторона реализации нового закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", мы сможем увидеть уже в самом ближайшем будущем.

Обозреватель Сергей Нагорный