Россия / Точка зрения 22 января 2016 г. 14:25

Нереализованные планы

Interfax-Russia.ru – Киргизия расторгла соглашения с Россией о совместном строительстве ГЭС. В Москве признали невозможность практической реализации проектов.

Соглашения между Киргизией и Россией о строительстве Верхне-Нарынского каскада ГЭС и ГЭС Камбар-Ата-1, где российская сторона была единственным инвестором, были подписаны в сентябре 2012 года.

Строительство Камбар-Атинской ГЭС-1 оценивалось в $2,5 млрд. Согласно предварительному технико-экономическому обоснованию (ТЭО) проекта, возведение станции общей установленной мощностью 875 МВт должно было занять 7 лет, при этом срок окупаемости проекта при тарифе 9,55 центов/кВт.ч оценили в 12,5 лет.

С российской стороны реализацией проекта должно было заняться ОАО "Интер РАО ЕЭС", с киргизской - ОАО "Электрические станции", и каждая уполномоченная организация получала по 50% капитала совместного предприятия ЗАО "Камбаратинская ГЭС-1". При этом по взаимному согласию сторон к проекту могли привлекать организации третьих государств.

Поиск финансирования (под 2,5% годовых в долларах США) возложили на "Интер РАО", за российской стороной за счет преобладания представителей РФ в совете директоров СП закрепили также стратегическое и оперативное управление проектом на период возврата привлеченных денег.

Электроэнергию Камбаратинской ГЭС-1 предполагалось использовать как для обеспечения спроса Киргизии, так и на экспорт. Для этого планировалось построить высоковольтные линии (ВЛ) 500 кВ в сопредельные с республикой страны. Кроме того, соглашение предусматривало строительство и эксплуатацию ВЛ 500 кВ "Датка - Кемин" (на территории Киргизии), а также ВЛ 500 кВ "Кемин - Алматы" (из Киргизии в Казахстан). Финансирование и строительство сетевого хозяйства собиралась обеспечить киргизская сторона.

В свою очередь Верхне-Нарынский каскад ГЭС должен был состоять из 4-х станций на территории Киргизии: Акбулунской, Нарынских ГЭС-1, ГЭС-2 и ГЭС-3. Общая установленная мощность каскада оценивалась в 191 МВт, электроэнергия предполагалось использовать для обеспечения предприятий горно-обогатительной отрасли и населения, а также для экспорта.

Предварительную стоимость этого проекта оценили в 25 млрд рублей. Срок окупаемости по пессимистическому сценарию - до 15 лет, ожидаемый срок сооружения каждой станции - 2,5-3 года (одновременное сооружение всех станций предполагали осуществить в течение 4-5 лет).

Со стороны Киргизии в проекте принимали участие опять же "Электрические станции", от лица РФ - ОАО "РусГидро". Схема реализации проекта та же - по 50% в СП (ЗАО "Верхне-Нарынские ГЭС"). При этом на период окупаемости проекта киргизская сторона должна была передать в доверительное управление российской стороне 25% своих акций в совместной компании. Кроме того, на этот же срок за российской стороной закреплялось стратегическое и оперативное управление проектом за счет преобладания представителей российской стороны в совете директоров СП.

Финансирование строительства планировалось осуществить за счет докапитализации "РусГидро" через допэмиссию компании для ее инвестпрограммы в целом. Также российская сторона обязывалась обеспечить привлечение заемных средств в размере оставшихся 50% стоимости проекта со ставкой LIBOR+1,5% годовых в долларах США.

В отношении обоих проектов для реализации соглашений средств федерального бюджета на 2013-2015 годы не предусматривалось.

"РусГидро" приступило к строительству первой гидростанции на реке Нарын в июне 2013 года, к 2019 году планировалось построить все 4 ГЭС. А начало строительства Камбар-Атинской ГЭС затянулось из-за возникших проблем с правоустанавливающими документами на землю. К тому же возникли проблемы с финансирование проектов.

О "паузе" в сотрудничестве в сфере энергетики Киргизия и Россия заговорили в декабре 2015 года. "Реализация проекта по строительству Камбар-Аты-1 так и не началась, стройка на Верхне-Нарынском каскаде почти не движется, есть проблемы выделения средств", - рассказал "Интерфаксу" источник в правительстве Киргизии. При этом, по его словам, киргизская сторона, хоть и с задержкой, постаралась решить большинство проблем, связанных с отводом прилегающих земель, и теперь ждет ответных шагов по решению финансовых вопросов со стороны России.

Правда, президент Киргизии Алмазбек Атамбаев признал, что "в нынешней ситуации, когда экономика России не находится на подъеме, когда цены на нефть идут вниз", соглашения о строительстве в Киргизии ГЭС не могут быть реализованы по объективным причинам.

По его словам, в вопросе о дальнейшей реализации киргизско-российских проектов по строительству ГЭС "нет никакой политики, из-за состояния российской экономики нам не могут помочь реализовать проекты".

Он отметил, что "еще какое-то время мы будем смотреть, но надо принимать кардинальные решения, исходя из того, если наши российские друзья не смогут эти проекты реализовать".

Атамбаев заявил, что вероятнее всего Киргизии, предстоит искать нового инвестора для реализации проектов, так как республика взяла на себя обязательства в рамках CASA-1000 по экспорту электроэнергии и для этого нужны новые мощности, добавил президент.

Назвав "печальной новостью" невозможность совместной киргизско-российской реализации проектов по строительству ГЭС", президент Киргизии все же высказался, что и России станет легче без этих обязательств.

Со своей стороны пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил о том, что российско-киргизские проекты по строительству Верхнее-Нарынского каскада и Камбаратинской ГЭС продолжают обсуждаться, несмотря на имеющиеся трудности в экономике.

"Пока говорить о каких-то принятых решениях на этот счет было бы неверно", - сказал Песков, уточнив, что трудности связаны "с экономическими, бюджетными, финансовыми параметрами, динамику которых сейчас трудно предсказать".

Однако 31 декабря 2015 года правительство Киргизии приняло решение о денонсации соглашения с Россией о строительстве и эксплуатации ГЭС. В правительстве Киргизии одной из причин денонсации соглашений с РФ назвали отсутствие решений по финансированию проектов, а также предлагаемое российской стороной серьезное удорожание кредитных средств, которые могут быть привлечены для строительства ГЭС, из-за сложной экономической ситуации.

По мнению правительства, повышение ставки по привлекаемым кредитам делает строительство ГЭС нерентабельным, так как окупаемость проектов без повышения тарифа на электроэнергию может затянуться на несколько десятков лет.

20 января соглашения денонсировал парламент Киргизии. Представитель министерства экономики в ходе слушаний обратил внимание на то, что "в 2015 году российской стороной не были решены вопросы финансирования проекта строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС, а также не определены источники финансирования на 2016 год".

По его словам, это обстоятельство практически привело к срыву запланированного проекта пуска первого агрегата Нарынской ГЭС-1 в 2016 году. "Соответственно, при таких условиях полностью отодвигается срок строительства всех четырех станций на неопределенное время", - сообщил депутатам представитель министерства экономики.

Он также подчеркнул, что стоит вопрос о необходимости поиска новых инвесторов для строительства каскада гидроэлектростанций, поскольку реализация этого проекта имеет важное значение для обеспечения социально-экономического развития республики.

В Москве также признали невозможность практической реализации проектов ГЭС в Киргизии. "Замедление темпов экономического роста, отсутствие подтверждения спроса на электроэнергию будущих станций еще более усугубило ситуацию, и как результат - дальнейшая реализация этих проектов в настоящее время практически невозможна", - заявила в ходе брифинга официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

По ее словам, российская сторона с уважением принимает решения партнеров о денонсации соглашений при том понимании, что будут соблюдены имущественные и правовые процедуры и обеспечены материально-имущественные интересы сторон.

Захарова отметила, что эти проекты "следует прежде всего рассматривать как экономические, исходя из взаимной выгоды их практической реализации". "При подписании соглашений коммерческая эффективность оценивалась из существовавших на тот момент условий", - пояснила она.

22 января принятые парламентом законы о денонсации соглашений с Российской Федерацией о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС подписал президент Киргизии Алмазбек Атамбаев.

Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе главы государства, министерству иностранных дел Киргизии поручено в установленном порядке уведомить правительство РФ о денонсации указанных соглашений.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook