Россия / Точка зрения 6 августа 2010 г. 16:53

Невыездной хлеб

Interfax-Russia.ru – Правительство РФ в связи с засухой ввело временный запрет на экспорт отечественного зерна и муки. Для спасения регионов принят ряд других беспрецедентных мер.

Премьер-министр РФ Владимир Путин 5 августа подписал постановление "О введении временного запрета вывоза некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории РФ". Согласно документу, эмбарго будет действовать с 15 августа по 31 декабря 2010 года. Под него подпадают пшеница и меслин, ячмень, рожь, кукуруза, пшеничная или пшенично-ржаная мука. "В связи с аномально высокими температурами и засухой считаю целесообразным ввести временный запрет на экспорт с территории РФ зерновых и других сельхозтоваров, производных от зерна", - сказал Путин, объясняя свое решение.

Прогноз урожая в России из-за засухи упал с 97 млн тонн в начале года до 70 млн тонн в начале августа. Засуха с начала лета свирепствует сразу в 24 регионах страны. Пока самые ощутимые потери в Поволжье и в Центральной России. По последним данным, сельхозкультуры погибли на площади 10 млн гектаров, а это пятая часть от общей площади посевов в России.

Запас карман не тянет

На заседании президиума правительства, где было оглашено судьбоносное решение, глава правительства отметил, что "нам нужно не допустить роста внутренних цен в РФ, сохранить поголовье скота и сформировать резервы будущего года". "Как у нас в народе говорят: "запас карман не тянет", - сказал он. Премьер подчеркнул, что запрет на экспорт зерна и муки будет носить временный характер, и "о том, как мы будем вести себя после декабря текущего года, мы поговорим позднее по результатам уборочной кампании".

"Я прошу Минсельхоз и другие ведомства правительства РФ действовать в соответствии с подписанным сегодня постановлением правительства", - сказал он, обращаясь к министрам. Кроме того, правительство призвало ввести аналогичный запрет и партнеров по Таможенному союзу - Белоруссию и Казахстан.

Впрочем, это не единственная решительная мера поддержки отечественных житниц. Так, 5 августа стало известно о том, что пострадавшим от засухи сельхозпроизводителям государство выделит 35 млрд рублей, причем 10 млрд из них – это прямая безвозмездная помощь, а остальное – кредит на льготных условиях.

Накопленные в урожайные годы запасы – это более 20 млн тонн зерна – вероятно также пригодятся в нынешних тяжелых условиях. И здесь правительство также готово пойти на беспрецедентные меры – зерно из госрезерва будут распределять между регионами не на аукционах, а напрямую – по заявкам. "Конечно, государство было бы заинтересовано в продаже этих резервов с аукциона, но задача заключается в том, чтобы в данном случае не выручить побольше денег, а помочь тем сельхозпроизводителям, которые в этой помощи сегодня нуждаются, - подчеркнул в этой связи Путин. - Поэтому мы будем распределять это зерно без аукционов, по заявкам регионов".

Эффект домино

Между тем, решение России перекрыть экспорт зерна за рубеж мгновенно переполошило мировой рынок. Цены на пшеницу с поставкой в декабре на Чикагской товарной бирже взлетели в четверг на 6,5% - до $8,68 за бушель (почти $319 за тонну), что является самой высокой отметкой с августа 2008 года. С начала этой недели скачок стоимости составляет 25%. При этом котировки фьючерсов продолжают расти на опасениях, что вслед за Россией и другие страны введут запрет на экспорт зерна.

Это вполне вероятно. У других крупнейших производителей зерна также проблемы с урожаем. Засуха накрыла Казахстан, Украину и значительную часть Европейского союза, в то время как в Канаде урожай сократится из-за наводнений. Например, во Франции погибло 10% зерна, а в Германии – сразу 30%. Отчасти исправить ситуацию сможет Индия, где урожаи, наоборот, бьют рекорды, говорят аналитики рынка.

Тем не менее, в ряде стран опасаются жестокого продовольственного кризиса. Так, Ассоциация мельников Индонезии, крупнейшего в Азии импортера зерновых, предупреждает, что запрет на экспорт зерна из России может спровоцировать эффект домино на рынке сельхозпродукции. "Последует реакция домино, и мы ожидаем, что спрос на кукурузу также вырастет, подтолкнув вверх и цены, - полагает председатель индонезийской ассоциации Францискус Велиранг. - Чего мы опасаемся, так это продовольственного кризиса в четвертом квартале этого года или в первом квартале следующего".

Ситуация будет усугублена сокращением мирового урожая пшеницы в этом году на 4% относительно прошлогоднего уровня, в частности, из-за засухи в России, третьем по величине мировом экспортере пшеницы, где прогнозируется снижение урожая на 21%, полагают эксперты американской исследовательской компании Informa.

В то же время эксперты ждут нового скачка цен в ближайшие дни. Как прогнозирует управляющий директор сырьевого трейдера CWA Global Markets Pty Питер Макгуайр, пшеница может подорожать до $10 за бушель – цены, которой мир не видел с последнего глобального продовольственного кризиса в 2008 году.

Чем рискует Россия

Эксперты и игроки рынка неоднозначно оценивают решение правительства о запрете на экспорт зерна и муки. Дело в том, что Россия входит в пятерку крупнейших экспортеров зерна в мире. В сезон 2008-2009 наша страна поставила на внешние рынки свыше 23 млн тонн, заняв третье место после США и ЕС.

Специалисты полагают, что в перспективе наша страна может потерять рынки, на которых недавно закрепилась – это, прежде всего, Египет, Ливия, Иран и Сирия. Зерновые тендеры с этими странами отечественные компании завоевывали в долгой, серьезной борьбе. И теперь, как объяснил "Интерфаксу" президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, "от такого резкого решения может пострадать репутация России как надежного поставщика зерна". "Это контракты не просто с коммерсантами, это контракты со странами", - подчеркивает эксперт.

По мнению Злочевского, "перед введением таких мер нужен временной лаг для выполнения уже имеющихся обязательств". "Определенно, до 1 сентября экспортеры ничего лишнего не вывезли бы, с этой даты и можно было бы вводить запрет на два месяца, а дальше принимать решения в зависимости от того, как будет складываться ситуация", - заявил он.

Кроме того, неясно, что делать с зерном, которое остановилось буквально на полпути до зарубежного потребителя. "Зерно уже не сможет вернуться на российский рынок, так как механизма обратной отгрузки нет, вот и будет валяться на элеваторах, не приспособленных для длительного хранения", - негодует он. По его оценке, речь может идти о 400-500 тыс. тонн зерна и продуктов его переработки.

Как считает Злочевский, столь оперативное решение может обернуться и коллапсом для железной дороги, поскольку в настоящее время в направлении портов движется порядка 3 тыс. зерновозов. "Их придется возвращать", - заявил он. Придется менять курс и автомобильным фурам, нагруженным зерном – по скромным подсчетам только к южным портам "на колесах" везут около 200 тыс. тонн.

Между тем, на подъездах к Новороссийскому морскому торговому порту – главным экспортным воротам российского зерна – уже скопились пробки из груженых фур. "Пропускная способность зернового терминала не рассчитана на такие объемы. Усложняет ситуацию также то, что многие фуры прибыли из-за пределов края, рассчитывая продать зерно уже в порту, без предварительного заключения договоров", - заявили "Интерфаксу" в администрации Краснодарского края. По данным собеседника агентства, пробка больше чем из двух сотен грузовиков растянулась на 15 км.

Впрочем, сами перевозчики зерна просят не нагнетать панику. Как заявил "Интерфаксу" представитель ЗАО "Русагротранс" Александр Чернов, "зерно никуда не денется, те объемы, которые предназначались для внешнего рынка, перейдут на внутренние перевозки". По его словам, последнее время компания уже отмечает рост внутренних перевозок зерна, прежде всего, из регионов, где его избыток, туда, где посевы сгорели от засухи.

Да и насчет беспокойства о зарубежных потребителях специалисты призывают сильно не переживать. Как заявил "Интерфаксу" генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько, партнеры по торговле зерном с пониманием отнесутся к форс-мажорным обстоятельствам, сложившимся в связи с засухой и пожарами. "Без зерна они не останутся, зерна на мировом рынке достаточно, - сказал он. - В этом году хороший урожай в США, например".

В целом, считает Рылько, запрет на экспорт российского зерна и муки – "это адекватное, обоснованное", хотя и "болезненное для участников рынка решение". По словам эксперта, запрет позволит спокойно разобраться с тем, что происходит на внешнем и внутреннем рынках и главное охладит резко возросшие цены на зерно внутри страны. "До 31 декабря (срок окончания действия запрета – ИФ) это вполне реально сделать", - отметил он.

Вместе с тем, генеральный директор ООО "Росинтерагросервис" (один из ведущих экспортеров зерна) Андрей Самойленко соглашается, что запрет на экспорт зерновых может вызвать падение внутренних цен, но в таком случае, очевидно, пострадают российские производители зерна, ведь им придется продавать свой товар только внутри страны и по более низким ценам.

"Правительство поддержало дюжину спекулянтов, и ему наплевать на убытки миллионов крестьян", - сокрушается в этой связи в беседе с газетой "Ведомости" председатель совета директоров агрофирмы "Максима" (Ростовская область) Борис Янковский. В последние годы главными покупателями производимого в южных регионах зерна были экспортеры. Теперь они не будут закупать зерно, и "крестьяне понесут убытки в десятки миллионов рублей", объясняет Янковский.

Еще один неприятный момент, с которым может столкнуться Россия – это увеличение цен на хлеб. Правда, однозначно об этой угрозе пока говорить нельзя, осторожно говорят эксперты, ведь прогнозируемых объемов урожая при внутреннем потреблении в объеме 71-75 млн тонн и переходящих запасах теоретически хватит, чтобы покрыть все потребности государства. А значит, и объективных причин для повышения цен на хлеб в стране нет. Правда, спешить с оптимистическими выводами рано – жестокая засуха в Центральной России и в Поволжье продолжается, и потому ни один специалист пока не берется прогнозировать с точностью, как сильно в итоге ударят по кошелькам россиян последствия этого горячего лета.

Обозреватель Сергей Нагорный