Interfax-Russia.ru – Туроператор Ted Travel прекращает деятельность. 800 российских туристов, не успев распаковать чемоданы, вынуждены вернуться из Турции домой.
24 августа туроператор Ted Travel, который специализировался на турецком направлении, прекратил деятельность. Владелец бренда – ООО "ТЕРРА" – заявил, что не может больше исполнять обязательства перед туристами и турагентствами.
"Прекращение деятельности связано с сильным падением спроса на туристский продукт по основному туристскому направлению деятельности компании на фоне объявленной сложной эпидемиологической обстановки в Республике Турция", – говорится на сайте Ted Travel. Под "сложной обстановкой" компания, очевидно, подразумевает вспышку вируса Коксаки у залива Анталья.
Клиентам, у которых сорвался отпуск на море, предлагают возместить ущерб через страховые компании "Инвестстрах" и "Якорь". На форс-мажорные обстоятельства "ТЕРРА" предусмотрено 50 млн рублей. Страховки действуют до 15 января 2018 года.
Правда, есть один нюанс. Офисы страховщиков расположены в Москве, а около 800 россиян, воспользовавшихся услугами туроператора-банкрота, уже находятся Турции и ждут развития событий.
Накануне, 23 августа, Ростуризм сообщал, что у клиентов Ted Travel начались проблемы с заселением в турецкие отели. Люди, обеспокоенные таким поворотом событий, звонили на "горячую линию" ведомства.
Руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов отреагировал на обращения и провел рабочую встречу с туроператором. Представители Ted Travel утверждали, что проблемы с размещением туристов связаны с принимающей стороной в Турции и в скором времени решатся. Однако теперь на повестке уже другой вопрос: как и когда люди смогут вернуться домой?
"Вывоз начнется 26 августа. Первые 680 человек должны быть возвращены в течение четырех дней, остальные могут находиться в Турции до 12 сентября включительно. Те туристы, которые захотят остаться дольше, могут это сделать, но мы предложим нашим гражданам возможность вернуться раньше", – сообщил журналистам глава Ростуризма Олег Сафонов.
Глава ассоциации "Турпомощь" Александр Осауленко отметил, что большая часть российских граждан прибудет на родину на рейсах авиакомпании "Якутия". Остальным с перелетом помогут другие туроператоры.
Тем не менее, посольство России в Анкаре считает, что ситуация остается сложной. "С полудня текущего дня началось выселение ростуристов из ряда отелей, где они находились на отдыхе. На телефоны экстренной связи Генконсульства и посольства по этому поводу поступают десятки жалоб и претензий. Генконсульство в Анталье по взаимодействии с посольством России в Анкаре находится в постоянном контакте с местными властями, туроператорами и руководством гостиниц с тем, чтобы смягчить остроту ситуации, оказать пострадавшим посильное содействие и помощь", – заявило ведомство днем 25 августа.
По информации Ассоциации туроператоров России (АТОР), туристам, ожидающим возврата домой, пришлось самостоятельно оплатить пребывание в турецких отелях. Кроме того, на сайте объединения выдвигают иную версию банкротства Ted Travel.
"Знакомые с ситуацией источники на рынке рассказали "Вестнику АТОР", что проблемы Ted Travel связаны с коммерческими взаимоотношениями оператора и его принимающей компании в Турции. У Ted Travel образовался большой долг перед турецкой Jazz Travel. Компания не получала деньги от оператора и селила туристов под "честное слово". Сейчас Jazz Travel стало понятно, что денег не будет. Поэтому начались выселения клиентов Ted Travel из отелей, – пишет ресурс.
Ранее источник в туротрасли рассказал порталу "Интерфакс-Туризм", что долг туроператора перед Jazz Travel составляет не менее 1 млн долларов. Возможно, причина долга в недальновидной политике Ted Travel, вышедшего на рынок только в прошлом году.
"Новый игрок сразу заявил цены значительно ниже, чем у других туроператоров. То, что другие участники рынка называли демпингом, в компании объясняли знакомствами и гибкостью. Многие туристы выбирали туры Ted Travel именно по причине низкой цены", – комментирует АТОР.
Клиенты Ted Travel переписываются на странице туроператора в социальной сети. Некоторые из них только собирались лететь на отдых. Всего в России может быть до 2800 человек, которые приобрели турпакеты у Ted Travel и еще не успели вылететь к морю. Людей волнует, вернут ли им потраченные впустую деньги.
"Страховые выплатят. Только размер компенсации - 50 млн рублей. Из них и выплатят. Естественно, размер требований о возмещении ущерба будет больше. Поэтому каждый получит какой-то процент, который будет зависеть от общей суммы ущерба. Мы тоже должны были лететь 2 сентября", – делится своим мнением пользователь Вконтакте Антон Верегин.
Его опасения разделяют в АТОР. По их подсчетам, не вылетевшим туристам в общей сложности должны выплатить 56 млн рублей. А это на 5 млн больше размера фингарантий и фонда персональной ответственности Ted Travel.
Впрочем, в Ростуризме и Ассоциации "Турпомощь" считают, что денег хватит.
Проблемы с Ted Travel возникали у его клиентов и раньше. Об этом в середине августа сообщил телеканал "Звезда". Туроператор позиционировал отель Asel Hotel как четырехзвездочный, но на деле сервис оставлял желать лучшего.
"Во-первых, у нас не было гида за весь отдых. Мы оказались в чужой стране, абсолютно одни, и туроператор не выдал нам гида, как и всем остальным. У нас не было связи с внешним миром. Во-вторых, уборка номеров отсутствовала. Кондиционер протекал, мы обращались за помощью, но просьбу проигнорировали. Все приходилось чинить самим", – рассказал один из отдыхавших. Люди также жаловались на тараканов и мух, холодильники с плесенью и т.д.
Этим летом о своей несостоятельности заявил и другой туроператор – "Аэлита Трэвел", который специализировался на детском туризме. В частности, он предлагал отдых в болгарском лагере "Олимпиум". Программой "Олимпиум" управляла болгарская "Ленд Логистик". Когда руководитель последней скончался, "Аэлита Трэвел" сообщила о приостановлении своей деятельности.
"На нем замыкались все финансы, в том числе необходимые для ежедневной поставки свежих продуктов для детей. "Аэлита Трэвел" обратилась в правоохранительные органы Болгарии, но процесс взыскания денежных средств с "недобросовестного иностранного оператора видится непростым и небыстрым". Кого "Аэлита" называет недобросовестным оператором, непонятно, но, так или иначе, на функционирование лагеря нужны деньги, которых, видимо, нет", – писала электронная газета Российского союза туриндустрии (РСТ) RATA-news.
Тогда все 500 российских детей, находившиеся в болгарском лагере в переломный момент, смогли завершить свой отдых и вернуться домой.
Однако, по оценкам экспертов, еще около 875 туристов не смогут воспользоваться путевками, приобретенными у закрывшегося туроператора. В конце августа "Аэлита Трэвел" предложила клиентам ждать добровольной выплаты или обращаться в суд.
Обозреватель Ксения Бриллиантова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook