Россия / Точка зрения 25 августа 2017 г. 17:28

Ничего не включено

Interfax-Russia.ru – Туроператор Ted Travel прекращает деятельность. 800 российских туристов, не успев распаковать чемоданы, вынуждены вернуться из Турции домой.

Ничего не включено
© РИА Новости. Владимир Вяткин

24 августа туроператор Ted Travel, который специализировался на турецком направлении, прекратил деятельность. Владелец бренда – ООО "ТЕРРА" – заявил, что не может больше исполнять обязательства перед туристами и турагентствами.

"Прекращение деятельности связано с сильным падением спроса на туристский продукт по основному туристскому направлению деятельности компании на фоне объявленной сложной эпидемиологической обстановки в Республике Турция", – говорится на сайте Ted Travel. Под "сложной обстановкой" компания, очевидно, подразумевает вспышку вируса Коксаки у залива Анталья.

Клиентам, у которых сорвался отпуск на море, предлагают возместить ущерб через страховые компании "Инвестстрах" и "Якорь". На форс-мажорные обстоятельства "ТЕРРА" предусмотрено 50 млн рублей. Страховки действуют до 15 января 2018 года.

Правда, есть один нюанс. Офисы страховщиков расположены в Москве, а около 800 россиян, воспользовавшихся услугами туроператора-банкрота, уже находятся Турции и ждут развития событий.

Накануне, 23 августа, Ростуризм сообщал, что у клиентов Ted Travel начались проблемы с заселением в турецкие отели. Люди, обеспокоенные таким поворотом событий, звонили на "горячую линию" ведомства.

Руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов отреагировал на обращения и провел рабочую встречу с туроператором. Представители Ted Travel утверждали, что проблемы с размещением туристов связаны с принимающей стороной в Турции и в скором времени решатся. Однако теперь на повестке уже другой вопрос: как и когда люди смогут вернуться домой?

"Вывоз начнется 26 августа. Первые 680 человек должны быть возвращены в течение четырех дней, остальные могут находиться в Турции до 12 сентября включительно. Те туристы, которые захотят остаться дольше, могут это сделать, но мы предложим нашим гражданам возможность вернуться раньше", – сообщил журналистам глава Ростуризма Олег Сафонов.

Глава ассоциации "Турпомощь" Александр Осауленко отметил, что большая часть российских граждан прибудет на родину на рейсах авиакомпании "Якутия". Остальным с перелетом помогут другие туроператоры.

Тем не менее, посольство России в Анкаре считает, что ситуация остается сложной. "С полудня текущего дня началось выселение ростуристов из ряда отелей, где они находились на отдыхе. На телефоны экстренной связи Генконсульства и посольства по этому поводу поступают десятки жалоб и претензий. Генконсульство в Анталье по взаимодействии с посольством России в Анкаре находится в постоянном контакте с местными властями, туроператорами и руководством гостиниц с тем, чтобы смягчить остроту ситуации, оказать пострадавшим посильное содействие и помощь", – заявило ведомство днем 25 августа.

По информации Ассоциации туроператоров России (АТОР), туристам, ожидающим возврата домой, пришлось самостоятельно оплатить пребывание в турецких отелях. Кроме того, на сайте объединения выдвигают иную версию банкротства Ted Travel.

"Знакомые с ситуацией источники на рынке рассказали "Вестнику АТОР", что проблемы Ted Travel связаны с коммерческими взаимоотношениями оператора и его принимающей компании в Турции. У Ted Travel образовался большой долг перед турецкой Jazz Travel. Компания не получала деньги от оператора и селила туристов под "честное слово". Сейчас Jazz Travel стало понятно, что денег не будет. Поэтому начались выселения клиентов Ted Travel из отелей, – пишет ресурс.

Ранее источник в туротрасли рассказал порталу "Интерфакс-Туризм", что долг туроператора перед Jazz Travel составляет не менее 1 млн долларов. Возможно, причина долга в недальновидной политике Ted Travel, вышедшего на рынок только в прошлом году.

"Новый игрок сразу заявил цены значительно ниже, чем у других туроператоров. То, что другие участники рынка называли демпингом, в компании объясняли знакомствами и гибкостью. Многие туристы выбирали туры Ted Travel именно по причине низкой цены", – комментирует АТОР.

Клиенты Ted Travel переписываются на странице туроператора в социальной сети. Некоторые из них только собирались лететь на отдых. Всего в России может быть до 2800 человек, которые приобрели турпакеты у Ted Travel и еще не успели вылететь к морю. Людей волнует, вернут ли им потраченные впустую деньги.

"Страховые выплатят. Только размер компенсации - 50 млн рублей. Из них и выплатят. Естественно, размер требований о возмещении ущерба будет больше. Поэтому каждый получит какой-то процент, который будет зависеть от общей суммы ущерба. Мы тоже должны были лететь 2 сентября", – делится своим мнением пользователь Вконтакте Антон Верегин.

Его опасения разделяют в АТОР. По их подсчетам, не вылетевшим туристам в общей сложности должны выплатить 56 млн рублей. А это на 5 млн больше размера фингарантий и фонда персональной ответственности Ted Travel.

Впрочем, в Ростуризме и Ассоциации "Турпомощь" считают, что денег хватит.

Проблемы с Ted Travel возникали у его клиентов и раньше. Об этом в середине августа сообщил телеканал "Звезда". Туроператор позиционировал отель Asel Hotel как четырехзвездочный, но на деле сервис оставлял желать лучшего.

"Во-первых, у нас не было гида за весь отдых. Мы оказались в чужой стране, абсолютно одни, и туроператор не выдал нам гида, как и всем остальным. У нас не было связи с внешним миром. Во-вторых, уборка номеров отсутствовала. Кондиционер протекал, мы обращались за помощью, но просьбу проигнорировали. Все приходилось чинить самим", – рассказал один из отдыхавших. Люди также жаловались на тараканов и мух, холодильники с плесенью и т.д.

Этим летом о своей несостоятельности заявил и другой туроператор – "Аэлита Трэвел", который специализировался на детском туризме. В частности, он предлагал отдых в болгарском лагере "Олимпиум". Программой "Олимпиум" управляла болгарская "Ленд Логистик". Когда руководитель последней скончался, "Аэлита Трэвел" сообщила о приостановлении своей деятельности.

"На нем замыкались все финансы, в том числе необходимые для ежедневной поставки свежих продуктов для детей. "Аэлита Трэвел" обратилась в правоохранительные органы Болгарии, но процесс взыскания денежных средств с "недобросовестного иностранного оператора видится непростым и небыстрым". Кого "Аэлита" называет недобросовестным оператором, непонятно, но, так или иначе, на функционирование лагеря нужны деньги, которых, видимо, нет", – писала электронная газета Российского союза туриндустрии (РСТ) RATA-news.

Тогда все 500 российских детей, находившиеся в болгарском лагере в переломный момент, смогли завершить свой отдых и вернуться домой.

Однако, по оценкам экспертов, еще около 875 туристов не смогут воспользоваться путевками, приобретенными у закрывшегося туроператора. В конце августа "Аэлита Трэвел" предложила клиентам ждать добровольной выплаты или обращаться в суд.

Обозреватель Ксения Бриллиантова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook