Точка зрения
13 октября 2011 г. 16:32

Нигерийский сценарий

Interfax-Russia.ru – Пятый день находятся в плену у нигерийских пиратов российские моряки с германского танкера-химовоза Cape Bird, при этом требования пиратов до сих пор не ясны.

Танкер Cape Bird под флагом Маршалловых островов пираты захватили у побережья Нигерии еще 8 октября, однако, как сообщило Международное морское бюро (International Maritime Bureau, IMB), о происшествии стало известно лишь три дня спустя.

По информации российского профессионального союза моряков, захват судна произошел в Атлантическом океане в 70 морских милях от Лагоса (Нигерия). В составе экипажа - трое моряков из Новороссийска и, помимо граждан России, есть граждане Грузии, Украины и Латвии.

Владелец судна – немецкая компания Columbia Deutschland. Менеджером судна является немецкая компания Columbia Shipmanagement, постоянно нанимающая для работы на танкере Cape Bird граждан стран СНГ. Как рассказывал журналистам представитель Columbia Shipmanagement, после того, как стало известно о захвате судна, в компании была создана специальная комиссия, которая ведет переговоры по освобождению судна и моряков.

Судоходная компания уже известила семьи моряков об инциденте. Начались и переговоры об условиях освобождения судна и членов экипажа. Как сообщил агентству "Интерфакс-Юг" директор новороссийского кадрового агентства Columbia Сергей Панюшкин, представители компании-судовладельца уже вылетели из Гамбурга в Нигерию, где они будут проводить переговоры об условиях освобождения судна и членов экипажа.

"Есть различные прогнозы сроков разрешения ситуации, от трех до семи дней. Работа ведется, и мы ожидаем, что со дня на день моряки будут освобождены", - сказал директор агентства.

По его словам, компания-судовладелец ежедневно, раз в день, связывается с капитаном судна.

"С экипажем танкера Cape Bird связь поддерживается ежедневно. "Нам известно, что в настоящий момент судно дрейфует в районе Гвинейского залива, угрозы жизни морякам нет", - сообщил Панюшкин.

Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич также подтвердил, что все члены экипажа, в том числе россияне, с судна, захваченного пиратами недалеко от Нигерии танкера, живы и здоровы.

Вместе с тем, по его словам, до сих пор нет четкой ясности о требованиях пиратов. "Наше посольство в Нигерии постоянно находится в контакте с нигерийскими властями в целях полного прояснения ситуации и принятия надлежащих мер для скорейшего освобождения судна и экипажа", - сказал Лукашевич на брифинге в Москве.

Между тем, по сообщению ряда СМИ, пираты согласны обменять членов экипажа на топливо, которое перевозил танкер.

В принципе, такое поведение, как утверждают эксперты, вполне характерно для нигерийских пиратов, которые в отличие от сомалийских редко захватывают заложников и чаще всего довольствуются грабежом судов.

"Пираты Западной Африки не имеют возможности уводить в прибрежные бухты захваченные суда и держать их там до получения миллионных выкупов, так как в отличие от Сомали, какое-то подобие власти и закона в странах Гвинейского залива все-таки имеется", - отмечает главный редактор "Морского бюллетеня" Михаил Войтенко.

По его словам, обычно эти истории заканчиваются в течении 1-3 суток, как правило, благополучно. "Пираты отпускают захваченное судно почти сразу, основательно его ограбив и захватив с собой нескольких заложников из экипажа. Как правило, нам не сообщают, как именно, на каких условиях и за какой выкуп (если он вообще имеет место) пираты отпускают захваченных заложников", - уточняет эксперт.

Именно по такому сценарию развивался предыдущий захват судна нигерийскими пиратами. 23 сентября пираты отпустили захваченный ими 14 сентября испанский танкер Mattheos I с экипажем из 23 человек, в составе которого было два украинца. Никаких выкупов не было, просто пираты выкачали часть груза, нефтепродуктов, этим все и ограничилось. Скорее всего, предполагает Войтенко, пираты вчистую ограбили экипаж и забрали все ценное с судна. Танкер был захвачен на рейде Котону, Бенин, а отпущен в нигерийских водах, из чего можно сделать вывод о национальности пиратов.

Впрочем, в последнее время район Лагоса, где произошел захват немецкого судна с российскими моряками, становится традиционным местом рейда пиратов. Плавание у берегов Нигерии становится все опаснее. По данным Центра информирования о пиратстве IMB, за первое полугодие 2011 года власти Нигерии официально сообщили о трех абордажах, двух случаях обстрела судов и одной неудачной попытке нападения.

Однако, утверждают в IMB, в действительности нигерийские территориальные воды куда как более опасны, нежели может представиться по официальным сводкам. Организации известно как минимум об 11 инцидентах, о которых не сообщали судовладельцы и капитаны.

Так как основная часть нападений происходит в национальных водах, они не учитываются как "пиратские нападения" по международному праву. К тому же, принимая во внимание то, что военный корабль в данном регионе не может защитить судно от пиратов, судовладельцы предпочитают не посылать сигнал бедствия в случае атак.

В общей сложности по Индонезии, Малайзии, Сингапурскому проливу и Южно-Китайскому морю за первые два квартала 2010 года было зарегистрировано 50 случаев нападений пиратов. Вооруженные морские разбойники угнали 3 буксира, а 41 судно взяли на абордаж.

В целом же в первом полугодии 2011 года число нападений морских пиратов на суда торгового флота выросло на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 266 инцидентов. Большинство атак традиционно приходятся на восточную и северную часть Аденского залива, а с мая пираты стали проявлять активность в южной части Красного моря.

По оценкам британского Королевского института международных отношений, морское пиратство обходится мировой экономике в $7-12 млрд в год. Эта сумма складывается из ущерба, нанесенного экономике, выплат выкупов и применения мер безопасности в опасных районах.

Согласно исследованиям, в настоящее время наибольший ущерб наносят мировой экономике пираты, действующие у побережья Сомали. Другими опасными с точки зрения морского пиратства названы прибрежные воды Нигерии, Гвинейский залив и Малаккский пролив.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще