Interfax-Russia.ru – Вопреки традиции, в конкурсе "Учитель года России-2012" победили двое участников: учитель русского языка и литературы Вита Кириченко и учитель МХК Александр Демахин.
Накануне Дня учителя в Липецке завершился XXIII Всероссийский конкурс "Учитель года России-2012". Вопреки традициям в этом году победителей оказалось двое – по итогам соревнований одинаковое количество баллов набрали учитель русского языка и литературы центра образования N1479 Москвы Вита Кириченко и учитель МХК Сергиево-Посадской гимназии Александр Демахин. Долгожданных хрустальных пеликанов они получили из рук президента РФ Владимира Путина. И если раньше на встречу с главой государства приезжали только пятеро лауреатов конкурса, то в этом году за неожиданным финалом наблюдали все 77 участников.
Несмотря на популярность подобных конкурсов на Западе, в России до начала 90-х не было аналогичных премий. Исправить ситуацию решили еще в далеком 1989 году, когда "Учительская газета" предложила своим читателям подумать о проведении конкурса для российских преподавателей. На разработку идеи ушел год – первый конкурс "Учитель года России" прошел в мае 1990 года в Москве. Чтобы добраться до финала, участникам предстояло пройти три этапа, в ходе которых они должны были продемонстрировать не только знание предмета, но и умение находить общий язык с детьми. Финалистам предстояло провести открытый урок у московских школьников. Причем, тему им сообщили за два часа до начала состязаний.
Первое место тогда завоевал преподаватель русского языка и литературы Поповской средней школы (Тульская область) Александр Сутормин, которому президент СССР Михаил Горбачев вручил фигурку первого хрустального пеликана.
Символом конкурса пеликана выбрали не случайно – за эту птицу проголосовало большинство читателей "Учительской газеты". К тому же организаторы помнили, что изображение пеликана было отпечатано на пуговицах учеников Пушкинского лицея, и у многих это изображение ассоциировалось с образованием. Хрустальным же его решено было сделать по аналогии с американской премией "Хрустальное яблоко" (Crystal apple awards).
За время вручения премии не обошлось и без курьезов: так в 1991 году на соревнование не приехали новосибирские учителя. В то время все большую популярность набирали всевозможные конкурсы красоты, и преподаватели решили, что в числе прочих испытаний им придется пережить дефиле. Они объявили организаторам конкурса об отказе от участия, объяснив это отсутствием модных купальников.
Спустя шесть лет, в 1997 году, премию "Учитель года России" впервые посетили зарубежные гости – тогда из США приехали обладатель премии "Национальный учитель США-1997" Шэрон Дрэйпер и координатор премии Джон Куэм. Их поразила сложность российских испытаний, ведь чтобы получить звание учителя года за океаном, было достаточно очного собеседования финалистов с жюри.
С каждым годом конкурс становился все более популярен. Так, заявки на участие в конкурсе "Учитель года России-1990" подали 99 учителей, а в 2012 году количество желающих участвовать в конкурсе достигло миллиона человек. Причем, больше половины из них – учителя русского языка и литературы, иностранного языка, математики, истории и обществознания.
Как и прежде конкурс проводят в несколько этапов: в ходе первого учителя из разных субъектов Федерации соревнуются между собой. В 2012 году из региональных победителей жюри выбрало лишь 15 участников, которые прошли во второй этап конкурса. На третьем этапе отсеялось еще десять человек, и в финал вышли пятеро учителей.
"Нынешний конкурс во многом будет отличаться от предыдущих. Раньше на первом этапе определяли лишь 15 финалистов, которые продолжали борьбу за пять призовых мест и главный приз - "Большого хрустального пеликана" - в Москве. В этом году и отборочный, и завершающий этапы пройдут в одном месте, в Липецке. А в столицу отправится запечатанный конверт с именем победителя, которое огласят на торжественной церемонии награждения", - рассказал начальник управления образования и науки Липецкой области Юрий Таран, отметив, что конкурс решили провести на родине победителя прошлогоднего конкурса – учителя биологии Алексея Овчинникова, который преподает в селе Баловнево Липецкой области.
По его словам, впервые в истории конкурса его участникам была предоставлена возможность пообщаться и провести мастер-классы для коллег.
"Мы запланировали несколько поездок представителей элиты российской педагогики в школы городов и районных центров области. Уверен, что эти встречи будут полезны и для них, и, конечно, для учителей из глубинки", – отметил начальник управления. Кстати, девизом нынешнего конкурса стал замысловатый призыв "Учить учиться".
Одним из заданий участников второго тура стал конкурс "Открытая дискуссия", в ходе которого жюри оценивало их умение общаться с коллегами и знание проблем современного российского образования. На испытание отвели 50 минут.
С помощью жребия участников разделили на три группы по пять человек – каждой достался свой вопрос. Так, первая группа рассуждала о пользе интернета в образовании. Например, по мнению учителя русского языка и литературы из Ставрополя Натальи Малаховой, важно, чтобы учителя и ученики общались в сети на нормированном русском языке.
"Мы показываем ребятам, что с помощью интернета можно учиться. Например, мы в нашей школе проводили образовательный квест "Помнят улицы твои" - сначала ребята разрабатывали реальный маршрут на улицах города, потом создавали Google-карты с отметками исторических, литературных достопримечательностей", – рассказала она.
Одним из немногих против активного "погружения" в онлайн пространство выступил учитель физики и физической культуры из Тюмени Дмитрий Коляденко, заметив, что, чем больше времени учитель проведет в интернете, тем меньше его останется на учеников.
"Если мы, учителя, будем больше времени проводить в интернете, наш пример не будет стимулировать ребят к активности в реальной жизни. Надо ходить с учениками на выставки, на концерты, в поход", – пояснил он жюри.
Второй темой стала проблема профориентации в школе – процесс самоопределения ребенка, сложность выбора профессии. По мнению учителя русского языка и литературы из Москвы Виты Кириченко, олимпиады помогают школьникам оценить свои силы и определиться с предпочтениями в профессиях.
"Что касается самой системы профориентации, хорошо, что появились профориентационные пробы – это не имитация знакомства с профессией, а возможность "потрогать" ее своими руками", – отметила педагог.
Третьей темой стала импровизация на уроке – конкурсанты рассуждали, насколько полезна импровизация, и так ли легко превратиться из выпускника педагогического вуза в талантливого учителя, способного на экспромт.
Учитель МХК из Московской области Александр Демахин отметил, что импровизация и "отсебятина" – это разные вещи и путать их не стоит.
"Импровизация – это не "отсебятина", а включенность в ситуацию здесь и сейчас", – считает преподаватель.
В свою очередь учитель математики из Санкт-Петербурга Вадим Соломин сказал, что перефразировал бы тему так: "Успешный учитель – это талантливый технолог и, скорее всего, грамотный импровизатор".
Жюри, оценив ответы 15 конкурсантов, выбрало из них пятерых победителей, которые получили маленьких хрустальных пеликанов и перешли в финал конкурса. Кстати, последним испытанием по традиции стал "круглый стол" во главе с министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым.
Обозреватель Татьяна Кочеткова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".