Interfax-Russia.ru – Победителям школьных олимпиад могут ужесточить правила поступления в вузы. Автора идеи поддержало Минобрнауки, а ректоры вузов высказались против.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) был введен в РФ в 2001 году, а уже через восемь лет он стал обязательным для всех выпускников школ. За это время многое изменилось в системе российского образования, а аббревиатуру ЕГЭ все чаще стали упоминать в связи с жульничеством на экзаменах. Хотя и о его плюсах не забывали. Например, благодаря появлению ЕГЭ школьник из любого региона РФ мог поступить в любой российский вуз. Кроме того, унификация экзамена сокращала возможность необъективной оценки знаний школьников. Однако определиться с тем, насколько хорош ЕГЭ, за все это время так и не смогли.
В начале декабря стало известно о том, что один из основоположников ЕГЭ ректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (ВШЭ) Ярослав Кузьминов обратился в Минобрнауки и Рособрнадзор с предложением ужесточить требования к поступлению в вузы победителей школьных олимпиад. Он убежден, что знания олимпиадников нуждаются в дополнительной проверке, потому что нередко через школьные олимпиады в вузы поступают "нужные люди", а не одаренные дети. Чтобы убедиться в знаниях победителей олимпиад, он предложил ввести для них дополнительную проверку в виде ЕГЭ по профильному предмету. И если абитуриент наберет менее 70 баллов, путь в университет на льготных условиях ему будет закрыт.
Как пояснил глава ВШЭ, он не является противником школьных олимпиад, однако считает, что эту систему необходимо сделать более прозрачной.
"Мы горячо "за" олимпиаду, мы стояли у их истоков (ректор ВШЭ совместно с ректором МГУ имени Ломоносова Виктором Садовничим - ИФ). Но это не мешает нам защищать ЕГЭ. Есть ощущение, что эти утраченные экзамены интересны не как способ найти талантливого человека, а как способ принять человека, не взирая на его знания", - сказал ректор.
Он также пояснил, что предложенный порог для поступления в вуз по результатам олимпиады, с одной стороны, позволит отсечь попытки руководства учебных заведений принять студентов по "серой" схеме. С другой стороны, такой ценз ЕГЭ не должен коснуться большого количества школьников.
"Это коснется, по нашей статистике, меньше 10% победителей олимпиад. То есть речь идет об очень небольшой группе людей", – подчеркнул глава ВШЭ.
Кроме того, отметил Кузьминов, школьные олимпиады необходимо делать более открытыми. Этому, например, может способствовать установка камер и проведение так называемых "предпрофильных олимпиад" (олимпиад по предметам, которые не проходят в школе, но при этом изучаются в вузе).
Однако ректоры некоторых вузов и Российский союз ректоров (РСР) выступили против подобных новаций. По их мнению, сравнивать ЕГЭ и олимпиады нелогично, поскольку эти испытания преследуют разные цели. Так, если ЕГЭ направлен на выявление знаний ученика по предмету, олимпиада выявляет школьников, способных мыслить нестандартно.
Так, заместитель генерального секретаря РСР Борис Деревягин считает, что подтверждать результаты олимпиад дополнительным экзаменом бессмысленно.
"Нельзя верифицировать результаты олимпиад по результатам ЕГЭ. ЕГЭ – это замер широты и умения применять стандартизированные знания и умения, олимпиады – нестандартные. Олимпиады нацелены на выявление людей, способных к нестандартному мышлению или к эффективному мышлению в нестандартных ситуациях. А методики по выявлению нестандартного мышления должны постоянно обновляться", – заявил Interfax-Russia.ru Борис Деревягин.
Он также напомнил, что результаты олимпиад позволяют поступить во все вузы, как и ЕГЭ. А нынешняя "тактика верификации олимпиад через ЕГЭ очень сильно напоминает борьбу монополистскими методами за талантливых региональных студентов центральными вузами в ситуации усиливающегося демографического кризиса".
"Сейчас региональные таланты могут не сдавать профильный ЕГЭ, став лауреатом олимпиад, и спокойно, не тратя дополнительных сил на сдачу ЕГЭ, поступать в региональный вуз. В ситуации же обязанности сдавать профильный ЕГЭ на высокобальном для регионального конкурса уровне, они, скорее всего, предпочтут со своими высокими баллами подавать документы в центральные вузы", – подчеркнул собеседник Interfax-Russia.ru, отметив, что итогом такой "политики" станет маленькое число студентов, поступающих в региональные вузы.
В то же время, предложение ректора ВШЭ можно рассматривать как способ очищения вузов от мошенников. Хотя, отмечает Борис Деревягин, лишь 2% студентов попадают в вуз через школьные олимпиады.
"И если и есть среди них кто-то, кто поступил нечестно, доля таковых ничтожно мала. Погрешность в результатах олимпиад (если она и есть), находится в пределах погрешности, что свидетельствует об устойчивости и эффективности сложившейся системы", – считает собеседник Interfax-Russia.ru.
В свою очередь, ректор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна Алексей Демидов считает, что в случае с абитуриентами творческих вузов предвзятое отношение на олимпиадах просто исключено.
"В отношении прозвучавших предположений о возможной коррупционной составляющей должен сказать, что я полностью исключаю даже гипотетическую составляющую предвзятости в условиях открытой конкуренции, когда творческие дети пишут натюрморт или рисунок с одной натуры в аудитории, видя работы друг друга. Кроме того, количество победителей и призеров (олимпиады - ИФ) ежегодно немного сокращается, поскольку у нас нет задачи увеличивать численность призеров: в прошлом году у нас было зачислено 139 дипломантов олимпиад РСОШ и Всероссийских олимпиад, а, например, в 2012 году - 141 из 1564 зачисленных", – рассказал он Interfax-Russia.ru.
Он напомнил, что из 54 олимпиад, попавших в перечень Минобрнауки, творческих конкурсов оказалось всего четыре.
"Их результаты никакими баллами ЕГЭ ни подтвердить, ни опровергнуть, поскольку нет тех школьных предметов, по которым можно было бы сдать по ЕГЭ и подтвердить высокую оценку и талант в рисунке, живописи или композиции. Что касается уже последующей судьбы ребят, то берусь утверждать, что победители и призеры олимпиад – это ярчайшие звездочки и таланты в обучении. В подавляющем большинстве они прекрасно учатся", – подчеркнул он.
Несмотря на такие оценки экспертов, Минобрнауки уже разослало в вузы письма с просьбой оценить предложение. Также министерство предлагает повысить минимальный балл по профильному предмету для олимпиадников до 75 баллов. Хотя, по данным исследования ВШЭ, которые приводит "Коммерсант", средний балл ЕГЭ студентов, поступивших в вузы в 2013 году, составил всего 67,2 балла.
Обозреватель Татьяна Кочеткова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"