Россия / Точка зрения 5 апреля 2011 г. 10:52

Особенности ближневосточных инвестиций

Interfax-Russia.ru – Народные волнения и общая политическая нестабильность на Ближнем Востоке не делают этот регион менее интересным для долговременных инвестиций. Особенно если это касается нефти.

Восток – дело тонкое

Как известно, на Востоке никто ничего быстро не делает, даже если вопрос касается серьезных денег и долговременных планов. Работающим в странах этого региона, в том числе в Ираке, зарубежным компаниям приходится учитывать в своих планах эту особенность ближневосточного менталитета.

Тем более что есть ради чего долго и терпеливо работать партнерами. Например, извлекаемые запасы нефти иракского месторождения "Западная Курна - 2" сегодня оцениваются в 12,9 млрд баррелей. Но и это далеко не окончательный "диагноз" - в ходе доразведки эти показатели могут стать еще больше. Например, еще совсем недавно, в 2009 году, ЛУКОЙЛ оценивал запасы "Западной Курны-2" всего в 6 млрд баррелей.

История освоения "Западной Курны - 2" продолжается уже не один год. Тендер на это месторождение ЛУКОЙЛ совместно с норвежской Statoil выиграл в 2009 году, а в конце января 2010 года был подписан контракт об оказании услуг по разработке и добыче нефти на этом месторождении. Размер вознаграждения инвесторов за каждый баррель нефти составит $1,15 при уровне добычи 1,8 млн баррелей в сутки. Срок действия контракта - 20 лет с возможностью продления на 5 лет. ЛУКОЙЛу в контракте принадлежит 56,25%, Statoil - 18,75%, иракской госкомпании - 25%.

Так что заинтересованность в скорейшем запуске проекта вполне обоснована и понятна. Тем более что компания планирует к 2017 году довести добычу на иракском месторождении до более чем 90 млн тонн нефти в год. При этом эти 90 млн тонн будут добываться из 500 скважин. Для сравнения – сейчас ЛУКОЙЛ для добычи аналогичного количества нефти в России использует около 26 тыс. скважин.

При этом пресловутая политическая ситуация в Ираке не является особым поводом для беспокойства, заявляют в российской компании. Основная проблема – те самые, традиционные далеко не только для нашей страны, бюрократические препоны.

Но поскольку данный проект для российской компании крайне важен и перспективен - даже на текущем уровне запасы иракского месторождения сопоставимы с запасами всех остальных месторождений ЛУКОЙЛа - то и усилия компанией прилагаются соответствующие.

Дорогу осилит идущий

Иногда для придания дополнительного импульса проекту нужно совсем немного. Не секрет, что прямые переговоры между первыми лицами зачастую позволяют быстро решить накопившиеся проблемы. Тем более на Востоке.

Очевидно, этот ресурс и был использован в ходе прошедшего 3-4 апреля рабочего визита президента ОАО "ЛУКОЙЛ" Вагита Алекперова в Ирак. В ходе поездки глава российской компании посетил месторождение "Западная Курна – 2" в провинции Басра. И встретился с генеральным директором Южной нефтяной компании, министром нефти Ирака и вице-премьером правительства Ирака Хуссейном Шахристани.

По итогам поездки Вагит Алекперов отметил, что в компании "удовлетворены тем, как развивается наш проект и тем уровнем взаимопонимания, который сложился между нами и нашими иракскими коллегами. Надеюсь, что и в дальнейшем мы будем уверенно продвигаться по пути его реализации, чтобы своевременно выполнить все взятые на себя обязательства". Что же скрывается на практике за дипломатичным и немного протокольным высказыванием главы ЛУКОЙЛА?

По данным компании, в настоящее время рабочая программа разработки месторождения "Западная Курна – 2" в целом выполняется в соответствии с установленным графиком. Уже проведено разминирование 29 кв. км. контрактной территории, начинаются работы по сейсморазведке 3D.

Кроме того, заключен ряд контрактов на проектирование разработки месторождения для этапа добычи ранней нефти, реализуются сервисные контракты на подготовку к бурению. Ну и, разумеется, проводится работа с местным населением.

Так что у ЛУКОЙЛа вполне есть реальный шанс уже в ближайшее время стать примером успешного инвестирования на фоне многочисленных ближневосточных революций.

Обозреватель Андрей Мельников