Россия / Точка зрения 31 июля 2015 г. 15:57

Остаться при своих

Interfax-Russia.ru – Франция может вернуть России около 1,2 млрд евро за неисполнение контракта по "Мистралям", сообщают СМИ. В Кремле пока информацию не комментируют.

"Рособоронэкспорт" и французская компания DCNS подписали контракт на строительство двух десантных вертолетоносных кораблей-доков проекта "Мистраль" в июне 2011 года. Кормовые части вертолетоносцев были построены на Балтийском заводе (входит в состав "Объединенной судостроительной корпорации") в Санкт-Петербурге. Стыковка с головными частями и окончательная достройка выполнялись на верфи компании STX France в Сен-Назере. Первый вертолетоносец "Владивосток" Россия должна была получить в середине ноября 2014 года. Передача ДВКД-2 "Севастополь" планировалась на осень 2015 года.

Вертолетоносцы типа "Мистраль", сделанные во Франции для России, готовы к работе и даже прошли испытания в открытом море. Так, десантный вертолетоносный корабль-док (ДВКД) "Севастополь" в июле совершил двухдневный испытательный выход в Бискайский залив, сообщил "Интерфаксу-АВН" военно-дипломатический источник.

Раньше в испытательных выходах вертолетоносцев "Владивосток" и "Севастополь" участвовали российские моряки, но, похоже, им не придется вновь выйти на палубу этих кораблей. В Россию корабли не приедут, их экипажи расформировали. Члены команд продолжат службу на кораблях Тихоокеанского флота, сообщили в главном штабе ВМФ.

А ведь меньше года назад – осенью 2014 года – моряки обоих кораблей прибыли на верфь в Сен-Назер уверенными, что получат современный корабль. Однако дата передачи "Владивостока" все время откладывалась, Париж постоянно переносил ее на неопределенный срок из-за ситуации на Украине. В итоге стало понятно, что Франция отказывается выполнять договорные обязательства и передавать эти корабли, но и крупную неустойку платить не хочет.

После череды намеков, молчания и томлений президент Франции Франсуа Олланд 28 июля заявил журналистам, что решение по "Мистралям" на подходе, передало агентство Bloomberg.

Без "Мистралей", но с деньгами

Официальной информации о сумме, которую Париж вернет Москве, пока нет. По данным газеты "Коммерсант", расторжение контракта на два вертолетоносца обойдется Франции почти в 1,2 млрд евро.

"Франция вернет России почти 1,2 млрд евро", - пишет издание со ссылкой на источники в сфере военно-технического сотрудничества.

По словам собеседников газеты, окончательное соглашение о разрыве контракта было достигнуто на переговорах вице-премьера Дмитрия Рогозина и генерального секретаря по обороне и национальной безопасности Франции Луи Готье, которые активно велись с весны 2015 года.

Главным камнем преткновения в ходе переговоров стала сумма неустойки за невыполнение французами контракта. В частности, сообщает газета, на момент начала переговоров Франция была готова возместить "расходы и убытки" в размере 784,6 млн евро.

Между тем, Россия свои потери оценивала в большую сумму. Помимо выданного аванса в размере 892,9 млн евро туда РФ хотела возместить также средства, потраченные на обучение 400 моряков, строительство инфраструктуры для базирования вертолетоносцев во Владивостоке и работы по созданию четырех опытных образцов палубных вертолетов Ка-52К. Все вместе составило 1,163 млрд евро – именно эту сумму России полностью возместят, отметила газета.

"К ней же добавятся риски и расходы, связанные с демонтажем и разгрузкой с кораблей российского оборудования, поставленного на них в ходе строительства", - добавили источники.

Речь идет о системе управления и связи. Кормовые части, произведенные на Балтзаводе, останутся на вертолетоносцах, уточнила газета.

После поступления средств на расчетные счета Москва официально даст Парижу разрешение на реэкспорт кораблей. По информации издания, все эти вопросы могут быть официально закрыты уже в первой декаде августа. После этого ожидаются заявления лидеров двух стран.

Кремль пока не прокомментировал эту информацию.

"Насколько я знаю, были заявления помощника президента (по вопросам ВТС Владимира - ИФ) Кожина. Мне по этой теме пока нечего добавить", - сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков журналистам.

Россия не пострадает

В свою очередь, Россия не сильно нуждается в "Мистралях", неоднократно уверял глава администрации президента РФ Сергей Иванов. В стране намерены построить большие десантные корабли, не уступающие "Мистралям", рассказал журналистам главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков.

"Этот корабль будет построен в соответствии с планами кораблестроительной программы", - сказал Чирков, отвечая на вопрос, когда новые десантные корабли поступят на вооружение ВМФ РФ.

Он отметил, что корабль будет способен нести на борту 16 вертолетов, 450 десантников, 80 единиц техники, до четырех десантно-высадочных средств.

Соответствующая программа уже разработана, рассказал "Интерфаксу-АВН" бывший начальник кораблестроительного факультета Военно-морской академии, советник гендиректора ФГУП "Крыловский государственный научный центр" Валерий Половинкин.

"Сейчас разработана программа постройки десантных кораблей, которые по десантной вместимости, сбалансированности вооружения превосходят "Мистрали", - сказал Половинкин.

В середине июня сообщалось, что универсальный десантный корабль (УДК) проекта "Прибой", который может стать альтернативой французским вертолетоносцам "Мистраль", был представлен в виде макета в рамках форума "Армия-2015" в подмосковной Кубинке.

"Это наш ответ "Мистралю", - заявил тогда "Интерфаксу-АВН" представитель Главкомата ВМФ.

Он пояснил, что характеристики, заложенные в проекте, позволяют рассчитывать, что корабли проекта "Прибой" смогут успешно решать задачи по приему, перевозке и высадке морского десанта.

По его словам, в проекте УДК, который разрабатывает Невское проектно-конструкторское бюро, не будут повторяться технические наработки и системы, которые уже имеются на французском корабле.

"Рассчитываем, что для нужд ВМФ будет построено не менее четырех таких кораблей", - сказал он, подчеркнув, что разработка проекта может быть закончена в конце следующего года.

Кроме того, востребованными в России будут и палубные вертолеты Ка-52К, изначально предназначенные для "Мистралей", заявил журналистам генеральный директор холдинга "Вертолеты России" Александр Михеев.

"У нас есть не только "Мистрали" - носители вертолетной техники, которые присутствуют на морских театрах. Конечно, они (вертолеты Ка-52К, - "ИФ") представляют интерес, в том числе, для базирования на других кораблях, а также для берегового базирования", - сказал он.

Судьба "Мистралей"

А вот судьба самих построенных "Мистралей" пока туманна. Так, бывший французский министр считает целесообразным продать вертолетоносцы Евросоюзу для помощи нелегалам в Средиземном море.

"Это бы позволило спасти максимум людей и прямо на борту решать вопрос о том, кому из этих людей следует предоставлять убежище. А если в будущем в одной из средиземноморских стран возникнет кризисная ситуация, то можно будет отправить туда эти корабли для эвакуации европейских граждан", - приводит слова бывшего министра газета "Фигаро".

Бывший министр, ныне представляющий правую партию "Союз в поддержку народного движения", полагает, что ЕС было бы несложно найти сумму, необходимую для покупки двух "Мистралей".

"Миллиард евро для Европы - это немного. И при этом в ЕС жалуются на то, что не располагают вооруженными силами и кораблями", - пояснил он.

Кроме того, в мае в Париже размышляли над тем, чтобы затопить "Мистрали", если их будет невозможно передать России, также сообщила "Фигаро".

"Речь может идти об их разборке или даже затоплении в открытом море. Такой вариант в свое время недолго рассматривали и при решении судьбы французского авианосца "Клемансо", - говорится в статье.

"Фигаро" подчеркнула, что это - наиболее дешевый вариант решения проблемы, однако у многих он может вызвать шок.

"Такие действия совершенно недопустимы, хотя бы из уважения к работникам из Сен-Назера, которые построили корабли", - приводит газета слова неназванного французского военачальника.

Другая рассматриваемая Парижем возможность - использование "Мистралей" французскими ВМС, но в таком случае корабли придется переоборудовать, что потребует сотни миллионов евро.

"Поэтому французские власти считают наиболее подходящим для них вариантом решения проблемы продажу "Мистралей" новому клиенту", - пишет "Фигаро", называя новыми потенциальными клиентами Канаду и Египет.

Обозреватель Елизавета Паршукова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook