Interfax-Russia.ru – Оборот автомобильного бензина класса Евро-2 в России прекратиться в 2013 году.
Через месяц с небольшим Россия, согласно техническому регламенту на производство моторного топлива, должна полностью отказаться от использования экологически небезопасного бензина класса 2 (Евро-2). Европа отказалась от бензина класса Евро-2 еще в 1999 году, благодаря чему в европейских странах выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта снизились на 30-40%. Последовательный переход на бензин класса Евро-4 и Евро-5 позволил многократно уменьшить токсичность выхлопных газов, и воздух в европейских городах стал чище.
В России учли опыт Европы и в 2008 году приняли технический регламент, устанавливающий предельно сжатые сроки перехода на автомобильное топливо европейского качества. Но реальность откорректировала утвержденные планы. Дело в том, что улучшение качества выпускаемого в России бензина невозможно без глубокой дорогостоящей модернизации нефтеперерабатывающих заводов. Даже стабильное финансирование не всегда гарантирует успех - нередко бывает, что при строительстве технически сложных объектов первоначально заданные сроки корректируются. А в 2008-2009 годах в России далеко не все крупные инвестиционные проекты финансировались стабильно.
Тем не менее, в 2008-2011 годах нефтяные компании построили в нашей стране 7 новых и реконструировали 15 действующих установок по производству моторного топлива. Принятие технического регламента способствовало ускорению процесса обновления производственных мощностей - в текущем году в России введут сразу 20 установок вторичной переработки (10 новых и 10 модернизированных). Дальше - больше: в 2013 году планируется ввести 20 установок (16 новых и 4 модернизированных), в 2014 году - 25 установок (23 новых и 2 модернизированных).
При этом пока идет масштабная модернизация нефтеперерабатывающих заводов, некоторые российские чиновники предлагают перенести сроки запрета на выпуск топлива класса 2. Так, например, глава ФАС Игорь Артемьев предложил перенести дату такого запрета на полгода, а замглавы Минфина Сергей Шаталов не исключил, что данные сроки могут передвинуть сразу на год. Главный аргумент - российские нефтеперерабатывающие заводы все еще не готовы обеспечить внутренний рынок необходимым объемом высокосортного бензина. И чтобы избежать дефицита, недостающие объемы топлива придется ввозить из соседних стран.
Тем временем, по данным информационно-аналитического центра "Кортес", который специализируется на анализе российского рынка нефти и нефтепродуктов, в нашей стране в 2011 году только 16% выпускаемого бензина не соответствовало требованиям класса 3. Более свежих данных еще нет, но можно предположить, что в 2012 году доля низкосортного бензина значительно сократилась, поскольку именно на текущий год был запланирован массовый ввод современных установок топливного производства. Также стоит учитывать, что Россия экспортирует около 9% выпускаемого бензина, и это в основном низкосортная продукция. В связи с этим потеря нескольких процентов бензина класса 2, который выпускают устаревшие заводы, не представляет глобальной угрозы для внутреннего рынка. К примеру, в 2011 году Киришский НПЗ "Сургутнефтегаза" отправил за границу треть произведенного автомобильного бензина, где его в дальнейшем использовали для получения топлива товарной кондиции.
И даже если топлива все же не хватит, и придется поставлять его из соседних стран, то и такой сценарий не выглядит катастрофическим для российского рынка. В настоящее время белорусские и украинские предприятия недозагружены. Они будут рады переработать российское сырье на условиях толлинга (переработка иностранного сырья с последующим вывозом готовой продукции), поставляя в Россию качественные нефтепродукты. А если учесть, что большинство этих заводов контролируют российские нефтяные компании, то использование зарубежных мощностей в переходный период будет вполне логичными. Основные претенденты на работу по толлинговым схемам - Мозырский НПЗ "Славнефти" и Лисичанский НПЗ ТНК-BP.
Одновременно с повышением экологических характеристик моторного топлива в России поэтапно переходят на использование энергосберегающих ламп. Запрет на продажу в России ламп накаливания мощностью 100 Вт и более вступил в силу в 2011 году, несмотря на то, что российские электроламповые заводы только начинают осваивать выпуск современных световых приборов. В подобной ситуации было бы логично, если бы государство подталкивало модернизацию волевыми решениями, иначе внедрение новых технологий может затянуться на многие годы и даже десятилетия.
И если применение энергосберегающих ламп лишь экономит электричество, то экологические характеристики топлива гораздо сильнее влияют на качество жизни россиян. Так, бензин класса 2 содержит 500 мг/кг вредной серы, до 5% бензола. Третий класс предусматривает снижение содержания серы до 150 мг/кг, бензола - до 1%. Таким образом, продлевать оборот бензина класса 2 – это значит заставлять людей продолжать дышать сернистыми выхлопами. Учитывая тяжелую экологическую обстановку в крупных городах, для Москвы было сделано исключение - использование топлива класса 2 в столице запретили еще в 2007 году. На днях мэр города Сергей Собянин объявил, что с 1 января 2013 года Москва переходит на бензин класса Евро-4. В топливе этого класса содержание серы снижено до 50 мг/кг, что в 10 раз меньше, чем в бензине класса Евро-2. Безусловно, столица больше других городов России нуждается в качественном бензине, но жители других субъектов федерации также имеют право дышать чистым воздухом.
Кроме того, следует учитывать, что современные автомобили нуждаются в топливе, которое соответствует требованиям производителя транспортного средства. Причем речь идет не только об иномарках, доля которых постоянно увеличивается. Например, ОАО "АвтоВАЗ" завершил перевод всего модельного ряда на стандарт Евро-4 еще в 2011 году. Для выполнения европейских норм потребовалась тонкая калибровка электронного блока управления двигателем, был увеличен объем использования катализатора на основе драгоценных металлов в системе очистки выхлопных газов. И если на российских АЗС не будут продавать современное топливо, то все эти нововведения останутся бесполезными дорогостоящим игрушками. Да и ресурс автомобиля безусловно снизится при использовании бензина с характеристиками ниже, чем требует производитель.
Итак, на одной чаше весов - экология и современный транспорт, на другой - вероятность того, что в течение нескольких месяцев для компенсации нехватки качественного топлива на внутреннем рынке придется задействовать зарубежные заводы российских нефтяных компаний. Остается надеяться, что государство сделает правильный выбор.
Обозреватель Денис Захаров